image001-3695.jpg

«ОЛЬВИЯ-ПРЕСС»

«ШЛИ, ШЛИ, ШЛИ, ДУМАЛИ, ЧТО ПРЕОДОЛЕЕМ ЭТО САМОЕ ВСЕ... »

Очередная попытка официального Кишинева при помощи влиятельных российских средств массовой информации начать выправлять внутреннее положение в Молдове и облегчить ее тяжелые отношения с Россией окончилась громким провалом. Странно, почему организаторы выступления молдавского президента на московской радиостанции «Эхо Москвы» не учли собственный же печальный опыт прошлогоднего общения Воронина с группой российских журналистов, привезенных опять же по кишиневским инициативам. Тогда, осенью 2005 года, инициаторам «активных мероприятий» по улучшению международного имиджа Молдовы пришлось совершить с гостями  многодневный  информационно-винный марафон и даже увеселять их непристойными для нынешней политической элиты РМ песнями про «Союз нерушимый республик свободных навеки сплотила великая Русь». В итоге Молдова, если судить по сериям публикаций, предстала в самом неприглядном свете, а президент Воронин – лидером и человеком, неадекватно воспринимающий окружающий его современный мир политических проблем. 

И вот новое интервью. Что сказать? Чтение его позабавило публику. Положение Воронина-интервьюера отяжелила неизменная традиция «Эха Москвы» публиковать на своем сайте интервью без каких-либо правок. И тут молдавский лидер потерпел крах. Его несвязная и мало логичная речь порой сильно напоминала, а иногда даже переходила в пародию (бывший российский премьер Черномырдин отдыхает). Например, «Кстати и на нас идет очень много контрабанды. Все эти «ножки Буша», все это мясо, и что хочешь, с Приднестровья идет на нашу сторону. Ну, как на нашу – на этот берег, а то я запутаюсь». «… Поэтому шли, шли, шли, думали, что преодолеем это самое все, но ничего это не получилось». И так почти по всему тексту – неряшливо, без видимой подготовки и без малейшего уважения  к себе и к людям, которых представляешь.

Кстати, в некоторых комментариях на тему «Эхо Москвы» - Воронин» уже горько  замечено: по президенту судят обо всем народе. Но это не повод горевать. По большому счету это не так.  О стране и ее народе судят еще и потому, какие он анекдоты рассказывает о своих руководителях. Воронин давно уже не мальчик, и он знает, что это один из лучших способов точно определить рейтинг руководителя и его ближние и  среднесрочные перспективы.

«Молдавские коммунисты никогда не встанут на колени». Эту концовку жутко неприличного анекдота про отношения между Молдовой и Россией публика вспомнила в связи с прозвучавшими в интервью предложениями Воронина решать приднестровскую проблему Кишиневу и Москве без участия Тирасполя и встретиться в ближайшее время с президентом Путиным. Во всяком случае, видимо, так следует расшифровывать трудно понимаемое с первого раза высказывание Воронина: «…У нас по Конституции статус нейтрального государства. Я вот это только хотел и сказать, что здесь отношения надо строить не с этим непризнанным Тирасполем и с этими объявившими себя самозванцами-лидерами, а отношения надо строить с официальным Кишиневом, с признанными институтами власти в международных структурах, каким является Молдова и т.д. С нами должна Россия строить отношения, а не с какими-то сепаратистами, неизвестно с кем…».

Итак, Воронин предложил (похоже, именно для этого и было организовано интервью на частном радиоканале?) встретиться с Путиным и начать прямые переговоры с Москвой о приднестровских проблемах. Дороги политические, конечно, неисповедимы. Но сегодня, после всего, что происходило и происходит в РМ по части отношения к России и к приднестровской проблематике, у официального Кишинева нет и  пока не может быть надежд  на такую встречу и тем более на исключение  тираспольских «самозванцев-лидеров» из переговорного процесса.  К чему вообще Воронин ведет? К повторению сценария почти трехлетней давности? В мае 2003 года Кишинев по собственной инициативе предложил (заметим, за спиной всех посредников и гарантов) Москве разработать план урегулирования, потом в ноябре этого же года сам и отказался от заказанного им документа. Москва возвращаться в одну и ту же мутную воду не станет. И предложение говорить с глазу на глаз без Тирасполя не примет. Получив с легкой руки московского чиновника Козака в ноябре 2003 года статус недоговороспособного лидера, Воронин столько сделал и столько сказал о России и о приднестровском вопросе, что данное предложение выглядит настораживающим и неприличным.

Тем более, что последствия такой встречи для Кишинева окажутся мало приятными. О лице Кишинева в Москве, естественно, мало заботятся, но с таким лицом в приличные дома Кишиневу лучше потом не соваться. Но допустим…

…И вот возвращается Воронин из Москвы после тематической встречи с Путиным. А на следующий день, его новые стратегические друзья из Евросоюза и Соединенных Штатов совершенно естественным образом, и без особых смущений, предлагают ему отчитаться об увиденном и услышанном, и, кроме того, отдельно поделиться информацией о том, что такого нового планирует Москва и Кишинев относительно Приднестровья. Что такого нового и без них… Это нехорошо – новое и без нас, скажут ему зарубежные дипломаты.  А если еще на беду в СМИ РМ или РФ появится пустяковая информация о готовности Кишинева, посоветовавшегося с Москвой, вернуться к идеологии «меморандума Козака», т.е. – к федерализационному проекту, то их разговор с Ворониным получится куда строже и напряженнее. До сих пор нет опровержений, что представители западных держав в ноябре 2003 года повлияли на решение Воронина отказаться от «меморандума Козака» и от приема в Кишиневе и Тирасполе президента Путина. Именно поэтому такая концовка официального визита в Москву молдавского лидера вполне возможна.

Но ничего этого, надо полагать, не будет. Воронин останется один на один с проблемой, в которой-то и Запад не сильно полезный помощник… В общем, шли, шли, шли, думали, что преодолеем это самое, но ничего это не получилось.