ЭКСПЕРТЫ: ПРИГОВОР ПАСАТУ – ЭТО ЯРКИЙ СИГНАЛ
ДЛЯ ПРИДНЕСТРОВЬЯ
Международный скандал – в прошлый вторник молдавский суд вынес решение по «делу Пасата». Советник главы РАО «ЕЭС России» приговорен в Кишиневе к 10-ти годам лишения свободы. Эксперты, политики, местная и зарубежная пресса – одним словом все, кроме властей Молдовы, называют это решение политическим. Валерий Пасат известен своим участием в акциях антиворонинской оппозиции. В Кишиневе говорят, что у него были шансы стать четвертым президентом Молдовы. Но похоже, что в соседней стране это уже традиция – сажать своих политических противников в тюрьму.
Валерий Пасат – фигура известная в молдавской политике. Был послом Молдовы в России, министром обороны, затем – директор молдавского СИБ – службы информации и безопасности. С последнего поста его увольняет президент Воронин. До сих пор причины этого решения остаются тайной. Одни говорят, что Пасат слишком многое знал про Воронина и его криминальные связи. Есть и другая версия – это отказ Пасата развернуть подрывную работу против Тирасполя, на чем настаивал Воронин. В отличие от команды кишиневских «ястребов», Пасат был противником новой войны на Днестре, к которой вела политика молдавского президента. В Тирасполе считают, что это одна из главных причин, по которой Воронин уволил бывшего директора СИБ.
«Дело в том, что Пасат был одним из наиболее умеренных и взвешенных руководителей этой молдавской структуры, – отметил в интервью информационному агентству «Ольвия-пресс» директор приднестровского филиала Совета национальной стратегии России Дмитрий Соин. – Вопреки воле Воронина Пасат отказывался проводить мероприятия подрывного и диверсионного характера против Приднестровья. И он также отказывался проводить аналогичные вещи против России».
Так или иначе, три года назад Пасату приходится уехать из Молдовы. В Москве он становится советником главы РАО «ЕЭС России» Анатолия Чубайса. В молдавской политике имя Пасата вновь прозвучало в прошлом году – накануне парламентских выборов в Молдове. Тогда в Москве прошел съезд молдавских граждан, которые осудили антироссийскую политику Воронина. В числе организаторов съезда был замечен и Валерий Пасат.
«Если мы вернемся в 2005 год, во времена предвыборной компании в Молдове, мы вспомним, что она была очень напряженной и драматической. И Воронин был тогда в двух шагах от провала, – говорит Дмитрий Соин. – В разгар этой компании очень активно себя проявили молдавские гастарбайтеры. Они сыграли далеко не последнюю роль, обращаясь к своим родственникам, которые остались в Молдове, с призывом голосовать против Воронина. Кульминационным моментом этой борьбы стал съезд гастарбайтеров в Москве. И в президиуме этого съезда засветился Валерий Пасат. Я не исключаю, что уже тогда политическим режимом Воронина было принято решение о необходимости расправы с Пасатом».
Уже после парламентских выборов, 11 марта советник главы РАО «ЕЭС России» прилетает в Кишинев. По одной из версий – чтобы навестить своего больного отца. По другой версии, он должен был провести переговоры с молдавской оппозицией. Парламенту Молдовы предстояло выбрать президента страны, и говорили даже, что кандидатом от оппозиции может оказаться Валерий Пасат. Однако стать кандидатом в президенты ему не дали. Прямо возле трапа Пасат был арестован молдавской полицией.
Молдавские власти утверждают, что Валерий Пасат в бытность его министром обороны нанес ущерб стране на сумму в 55 миллионов долларов. Тогда, в 97-м году Молдова продала США истребители МиГ-29. Общая сумма сделки – 40 миллионов. Сегодня молдавские власти говорят, что выручить можно было в два с половиной раза больше. Это основной аргумент обвинения. Однако если даже поверить этой версии, главный вопрос остается без ответа – почему именно Пасат? Известно, что решение о продаже МиГов принимало высшее руководство страны – во главе с президентом Лучинским. Пасат в этом случае был простым исполнителем.
«Большинство свидетелей выступали в защиту Пасата. Пасат на момент, когда продавались МиГи и другая военная техника, был членом молдавского правительства. Он выполнял распоряжения президента страны и те решения, которые коллегиально принимались на правительственном уровне, – отмечает директор приднестровского филиала Совета национальной стратегии России Дмитрий Соин. – Однако в итоге за тюремной решеткой оказался именно Пасат, хотя по этой логике в тюрьме должен сидеть и Петр Лучинский, и многие другие члены правительства Молдовы».
Молдавская оппозиция еще в прошлом году дала свою оценку аресту Пасата. История с МиГами – всего лишь повод, на самом деле причина в другом. Это политическое дело, судьба Пасата – это попытка запугать оппонентов Воронина, говорили в Кишиневе. В это время в Москве у посольства Молдовы проходят митинги молдавских гастарбайтеров – их участники требуют освобождения Пасата.
Не в силах найти весомые аргументы, Кишинев затягивал судебный процесс. Пасат несколько раз объявлял голодовку, опасаясь, что его отравят в тюрьме. Впрочем, такие опасения были не только у него. Предположения о том, что Пасата могут отравить, высказывали и некоторые правозащитники. Такой исход больше всего устроил бы молдавские власти – слишком уж надуманно смотрелись их обвинения. Мало кто верил, что Пасата действительно посадят. В РАО «ЕЭС России» были уверены, что их советник будет оправдан. Однако официальный Кишинев принимает другое, политическое решение – 10 лет лишения свободы. Для многих это стало настоящим шоком.
По телефону из Кишинева свою оценку решению молдавских властей для информационного агентства «Ольвия-пресс» дал лидер партии Союз труда «Патрия-Родина» Георгий Сима. «Политсовет Союза труда «Патрия-Родина» считает, что суд над Валерием Пасатом, а также вынесение приговора ему за продажу самолетов МиГ-29 – это ни что иное, как политический заказ власти. Этот приговор не имеет под собой никакого юридического обоснования, так как все документы на продажу самолетов были подписаны главнокомандующим – президентом Молдовы Петром Лучинским», – заявил Георгий Сима.
В прошедшую пятницу с крайне жесткой оценкой по делу Пасата выступила народно-республиканская партия Молдовы. В заявлении говорится о том, что приговор молдавских властей – это угроза любому инакомыслию в стране. Как можно говорить после этого о какой-то демократии и правах человека в Молдове? – задается вопросом оппозиция.
«Живя в этой стране, мы уже привыкли ко лжи, диктаторским капризам и «сменам ориентации» ее третьего президента, – заявил лидер народно-республиканской партии Молдовы Николай Андроник. – Антиконституционная манера, в которой Воронин привык руководить «всем и вся» в Республике Молдова, вызывает озабоченность не только потому, что все, кто попадает в немилость к президенту, оказываются в античеловеческих условиях, когда в отношении них нарушаются фундаментальные права человека, но и по той причине, что в любой момент пример Пасата может стать реальностью для каждого гражданина, с которым этот узурпатор пожелает свести счеты».
Теперь весь мир увидел, что Молдова – это территория беззакония, говорят в Кишиневе. Пасат – далеко не первый политический узник в соседней стране. Самая известная история прошлых лет – это судьба гагаузского правозащитника Ивана Бургуджи. Оппозиция вспоминает, что за годы воронинской власти за решеткой в Молдове оказались и другие противники Воронина. Уголовное дело уже давно стало главным аргументом молдавской власти в отношениях с оппозицией.
«Необходимо особо подчеркнуть, что с приходом к власти ПКРМ нарушение прав человека в Молдове стало уже обычным делом, – заявил в интервью информационному агентству «Ольвия-пресс» лидер партии Союз труда «Патрия-Родина» Георгий Сима. – Репрессивные меры принимаются властью против тех политиков, которые высказывают другое мнение относительно экономических и политических итогов деятельности правящего режима. Именно по этим причинам были арестованы ранее ряд чиновников примэрии Кишинева, а также ряд политических лидеров Гагаузии. Власти Молдовы должны помнить: опыт диктаторских режимов показывает, что рано или поздно им все равно приходится платить за свою политику».
О судьбе диктаторов на прошедшей неделе вспоминали не только в Кишиневе. Приговор Пасату стал одной из центральных тем в российской прессе. Это вызов всему цивилизованному миру – говорят российские эксперты. В Тирасполе вспоминают мировую историю. Похоже, что молдавский президент решил догнать в своей политике известного чилийского диктатора.
«Режим Воронина можно сравнить с режимом Пиночета в Чили, примерно в первое десятилетие его правления, когда похищались диссиденты, уничтожались инакомыслящие, – говорит директор приднестровского филиала Совета национальной стратегии России Дмитрий Соин. – И я бы в этом смысле посоветовал Воронину внимательно изучить биографию Пиночета. На старости лет он вынужден постоянно жить под грузом судебных процессов и уголовных дел, потому что уже сейчас ему уже припоминают то, что он делал в молодости».
Всю неделю в Молдове ждали европейской реакции на приговор Пасату. Неужели Запад, который так любит говорить о правах человека, оставит столь вопиющее беззаконие без реакции? В надежде молдавская оппозиция обратилась за помощью к западным странам, чтобы те осадили Воронина. США – непосредственный участник истории с Пасатом. В 97-м году именно они настояли на цене в 40 миллионов за молдавские МиГи. Сегодня за эту цену Пасат получил 10 лет, однако США хранят глубокое молчание. Не спешат на помощь и европейские правозащитники. Видимо, то, что происходит в Молдове, это и есть демократия по-европейски.
«По большому счету, Воронин вынес смертельный приговор Пасату, потому что выдержать 10 лет в молдавской тюрьме человеку в таком состоянии здоровья практически невозможно, – говорит Дмитрий Соин. – И я бы назвал этот приговор публичной казнью, которая произошла в современной Европе и в стране, которая публично заявляет, что она хочет войти в Европу. Эта казнь совершена в стране, которую всячески покрывают и которой всячески покровительствуют международные бюрократические структуры – структуры, которые говорят, что Молдова идет по верному пути».
Приговор Пасату стал причиной громкого скандала между Кишиневом и Москвой. Глава РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс назвал приговор своему советнику политической расправой. «Я думаю, президенту Воронину не нужно удивляться, если у него появятся очень серьезные проблемы в самом ближайшем будущем» – заявил Анатолий Чубайс. Глава РАО «ЕЭС» уточнил, что компания намерена обратиться в европейские правозащитные структуры, чтобы добиться отмены заказного приговора.
На это вполне логичное заявление Кишинев ответил в традиционном для Воронина духе. Советник президента Молдовы Марк Ткачук заявил, что у Чубайса – «бандитская лексика», а сам он – «либерал с большой дороги». Что именно «бандитского» он услышал в словах Чубайса, Ткачук уточнять не стал. Впрочем, хватило и этого. По выражениям воронинского советника можно вполне представить, какие «понятия» царят в команде Воронина.
«Понятно, что Чубайс имел в виду судебные проблемы, проблемы, связанные с падением политической репутации как самого Воронина, так и Молдовы в целом как тоталитарного государства, – говорит Дмитрий Соин. – Ткачук же в силу своей ограниченности и импульсивности клюнул на эту удочку и разродился заявлением, которое целиком построено на блатной лексике. По большому счету, именно из уст Ткачука прозвучали откровенно экстремистские и совершенно неприемлемые в международных отношениях заявления».
Примерно в это же время на информационных лентах Молдовы появился слух, что пропал сын президента Воронина Олег Воронин. Будто бы последний раз его видели в Москве и больше о судьбе Воронина-младшего ничего не известно. Авторы этого сообщения связали его с заявлением Чубайса. Намек прозрачен – будто бы это Чубайс похитил Олега Воронина – для того, чтобы обменять его на Валерия Пасата. Выдержав паузу и дав возможность растиражировать этот слух, пресс-служба президента Молдовы, наконец, объявила, что Олег Воронин никуда не пропадал. Но вопрос остается открытым – кому понадобилось распускать такие слухи о Воронине-младшем? Эксперты дают понять, что ответ очевиден.
«Сначала появилась информация о том, что Олег Воронин пропал, потом – о том, что он чуть ли не похищен по приказу Чубайса. А затем появилось уникальное, на мой взгляд, заявление пресс-службы президента Воронина. Обратите внимание на лексику – пресс-служба заявила о том, что информация о пропаже Олега Воронина напоминает «круги воды в унитазе». Это вообще лексика современной молдавской политики, – отмечает директор приднестровского филиала Совета национальной стратегии России Дмитрий Соин. – К сожалению, Молдова с политической точки зрения деградирует и деградирует семимильными шагами. И лично я опасаюсь того, что эта деградация может подтолкнуть режим Воронина к таким шагам, которые уже давно вышли из обихода современной политики. Это и террор, и возможные попытки захвата отдельных неугодных личностей на территории Приднестровья и понятно, расправа с оппозицией на территории самой Молдовы».
Эксперты считают, что приговор Пасату – это яркий сигнал для Приднестровья. Тем более сейчас, когда молдавские власти начинают новую кампанию против республики. С 25 января Кишинев вводит в действие новый режим транзита товаров через границу Украины, по которому все приднестровские грузы должны проходить таможенное оформление в Молдове. Кишинев уже обратился к экономическим агентам Приднестровья. Молдавские власти призывают их получить регистрацию в Молдове – для того, чтобы избежать возможных проблем. Кишинев уверяет, что в этом случае приднестровский бизнес ждет счастливое и спокойное будущее. Однако эксперты говорят, что на фоне истории с Пасатом эти речи смотрятся просто смешно.
«10 лет Валерия Пасата – это очень серьезный звонок для политико-экономической элиты нашей республики, – считает Дмитрий Соин. – Мы все должны понимать, что 10 лет за пустоту – это уже норма жизни в Молдове. Представьте себе, какие сроки будут давать тем людям, которые либо защищали Приднестровье, либо работали в органах власти ПМР, либо занимались бизнесом в Приднестровье, участвовали в приватизационных проектах. Ведь Молдова сейчас распростерла объятья, приглашая наши предприятия зарегистрироваться там и жить якобы нормальной экономической жизнью. Но власти РМ умалчивают, очень аккуратно и тактично, о том, что они не признали нашу приватизацию, что приватизация в ПМР, по версии Кишинева, «незаконна». Следовательно, в случае, если сюда войдет Молдова, пострадают не только защитники Приднестровья, не только государственные служащие и политические деятели. Будут преследоваться и обычные бизнесмены, в первую очередь, крупные. В этом смысле дело Пасата – это наглядный урок всем тем, кто захочет поверить обещаниям властей Молдовы».
Олег Елков.