«В КИШИНЕВЕ ЖДУТ ХАЛЯВУ, НО ХАЛЯВЫ БОЛЬШЕ НЕ БУДЕТ»
– НИКОЛАЙ АНДРОНИК
Молдова, которая начинает замерзать. Уже третью неделю соседняя страна отключена от поставок российского газа. В новом году Кишинев отказался платить «Газпрому» по новой, рыночной цене за голубое топливо. Церемониться с Молдовой в Москве не стали – газовый вентиль был закрыт в первый новогодний день. И это закономерный итог той политики, которую многие годы ведет молдавский президент. Правда, платить за эту политику, как всегда, приходится людям. Мерзнуть вместе со всеми Воронин не захотел. Президент Молдовы уехал на каникулы в Финляндию – сейчас он греется в финских банях и катается на лыжах.
Сегодня в соседней стране царит тревожное ожидание. Главный вопрос – что будет с газом и будет ли этот газ? Пока голубое топливо идет в Молдову из Украины. Виктор Ющенко пообещал Воронину временно помочь с поставкой газа, и пока выполняет обещание. Правда, Молдова получает из Украины только половину того, что необходимо стране. О том, как долго это будет продолжаться и какую цену заплатит за этот газ Кишинев, неизвестно. Переговоры о приемлемой цене с «Газпромом» зашли в тупик. С первых дней наступившего года правительство Молдовы уверяет людей, что «все под контролем». Молдавский премьер Василий Тарлев утверждает, что в стране ничего не предвещает катастрофы. Однако реальность говорит о другом. В Кишиневе газовый кризис уже ощутили на себе рядовые потребители. Газ – это основное топливо для производства теплоэнергии. Из-за сокращения его поставок заметно упала температура в батареях отопления – молдавская столица начинает замерзать.
«Господин Тарлев, который кормит народ бодрыми заявлениями, может посетить любую квартиру многоэтажного дома в Кишиневе и он удостоверится, что температура теплоносителя резко упала. Люди замерзают в своих домах», - рассказал в интервью информационному агентству «Ольвия-пресс» лидер народно-республиканской партии Молдовы Николай Андроник.
Молдавская оппозиция считает, что сегодня Молдова – на пороге энергетической катастрофы. Правда, в отличие от Воронина, который по традиции обвиняет во всем Россию, политики в Кишиневе называют другую причину кризиса. И эта причина – сам молдавский президент. На прошлой неделе оппозиционный альянс «Наша Молдова» выступил с заявлением, в котором требует отставки воронинской власти. Молдавскую оппозицию вдохновляет пример соседней Украины, где газовый кризис уже превратился в кризис политический.
О том, что Москва может повысить цены на газ для Молдовы, было известно еще в феврале прошлого года. Тогда российская Дума обратилась к правительству с беспрецедентным заявлением. Документ стал ответом на ту агрессивную политику, которую молдавские власти ведут в отношении Приднестровья. Попытки Молдовы силой подчинить Тирасполь страна-гарант не должна оставлять без внимания – заявили депутаты. Дума предложила правительству России дать адекватный ответ Кишиневу – поднять до европейских цены на российский газ и запретить импорт молдавского вина. Тогда в Молдове такие призывы не приняли всерьез. И напрасно. Они стали первым сигналом того, что Россия намерена кардинально поменять свои подходы к постсоветской политике. Весь прошлый год в Кремле последовательно шли к этой цели.
Уже давно стало очевидным, что старый принцип, когда Москва фактически содержала своих соседей, себя не оправдал. Получая дешевый газ и российские льготы, бывшие советские страны уходили все дальше на Запад. А Россия продолжала их содержать. В наступившем году такой ситуации приходит конец. В основу новой формулы Кремля положен известный римский принцип: «друзьям – все, врагам – закон». Законы рыночной экономики гласят, что за газ надо платить по его реальной цене. Еще в прошлом году перед бывшими партнерами Москвы, в том числе и Молдовой, был поставлен простой и понятный выбор: в какой категории стран они хотят оказаться? Тех, которые действительно имеют право на российские льготы или всех остальных?
«России надоело, что она теряет метр за метром влияние на территории бывшего СССР, – говорит Николай Андроник. – Последней каплей стал провал идеи красного пояса, которым руководствовалась Москва в 2001 году, когда привела Воронина к власти. Помните, как американцы говорили о диктаторе Самосе – он, конечно, сукин сын, но он наш сын. Так повели себя и россияне, когда привели к власти Воронина, надеясь на его благодарность. Что из этого получилось, известно всем. Сейчас Россия, проведя серьезный анализ своих ошибок, призывает страны бывшего СССР дать четкий ответ на вопрос: с кем ты сегодня? То есть допускать в дальнейшем политику, когда бывшие партнеры будут у России брать, а любовь объявлять американцам и Евросоюзу, Москва не собирается».
Еще летом «Газпром» дал понять, что новая цена на газ для Молдовы может вырасти в два раза – с 80-ти до 160-ти долларов за тысячу кубометров. Еще один сигнал – запрет на экспорт молдавских овощей и фруктов в Россию. Однако из Москвы при этом звучали вполне прозрачные намеки – у Кишинева все еще есть шансы улучшить свои отношения с Россией. Все зависит от молдавских властей – говорили в Кремле. Любой здравомыслящий политик, которого беспокоит судьба людей, уже давно бы ухватился за эту возможность. Но похоже, что в Кишиневе со здравомыслием беда. Молдавский президент продолжает свое силовое давление на Тирасполь и по-прежнему называет россиян «оккупантами». «Мы готовы замерзнуть без российского газа, но не изменим своей позиции по Приднестровью», – героически объявляет Воронин. С нового года «Газпром» предоставил Молдове такую возможность.
Всю прошедшую неделю чиновники в Кишиневе бодро уверяли людей, что переговоры с Москвой продолжаются. Однако вряд ли это можно назвать переговорами. «Газпром» считает, что цена на газ должна составить 160 долларов. Кишинев настаивает на старой цене, которая в два раза ниже. В качестве аргумента – все те же громкие политические заявления со стороны РМ. Уже в новом году президент Молдовы обвинил Россию в шантаже и попросил Европу надавить на Москву. Молдавские эксперты говорят, что власти страны изо всех возможных способов решить проблему выбрали самый провальный.
«Мы помним заявление правительства Молдовы о том, что Россия занимается политическим шантажом. Оно было сделано утром. А после обеда в тот же день представители руководства «Молдова-газ» отправились на переговоры в Москву. Надо быть идиотом, чтобы утром делать такое заявление, а вечером посылать в Москву на переговоры делегацию. Ясно, что ты ее посылаешь на смерть», – говорит лидер народно-республиканской партии РМ Николай Андроник.
Тем временем Европа уже дала свой ответ на молдавскую просьбу надавить на Россию. На прошлой неделе представитель Еврокомиссии заявила, что Молдова должна вернуться к переговорам с Россией о поставках газа. То есть в Европе ясно дали понять, что Кишинев свои газовые проблемы с Москвой должен решать самостоятельно.
Однако похоже, что молдавский президент даже и не пытается найти компромисс по газовой проблеме. В отличие от соседней Украины, которая все-таки нашла взаимоприемлемый вариант с Москвой, Молдова сегодня – единственная страна в СНГ, у которой нет контракта на поставки природного газа. И это в самый разгар зимы. В Кишиневе говорят, что на прошлой неделе у Воронина был уникальный шанс поднять газовый вопрос на самом высоком уровне – на встрече с президентом России. В Астане на инаугурации президента Казахстана собралось большинство постсоветских лидеров – и многие приехали туда только для того, чтобы получить возможность пообщаться с Владимиром Путиным. Однако молдавского президента среди них не оказалось – он предпочел отправиться на зимний отдых в Финляндию.
«Воронин даже не попытался приехать на инаугурацию президента Казахстана, где можно было встретиться и с Ющенко, и с Путиным и обговорить газовый вопрос, – отмечает Николай Андроник. – Вместо этого Воронин взял самолет и уехал кататься на лыжах в Финляндию. Население страны в это время замерзает, а он греется в Финляндии. Видимо, в видении Воронина, это самое лучшее решение газовой проблемы».
Свое встревоженное население молдавские власти успокаивают проектами, которые смотрятся как черный юмор. В прошлом году, когда в Кишиневе повысились цены на нефтепродукты, власти заявили, что это не беда. Мол, в Молдове можно построить атомную электростанцию, и это решит все проблемы. В истории с газом Кишинев придумал еще более фантастический план. В новом году правительство Молдовы заявило, что в стране есть альтернатива российскому газу – это солнце, воздух и биомасса, то есть обычный навоз. Теперь он, по версии Воронина – это будущее молдавской энергетики. В Кишиневе придумали замену даже подорожавшему бензину – предлагается делать его из рапса. Создана специальная правительственная комиссия во главе с президентом Академии наук Молдовы, которая должна воплотить такие проекты. Страна ветряных мельниц и солнечных батарей – такую картину светлого молдавского будущего рисует своему населению официальный Кишинев. Население такие заявления расценило по-своему – сегодня и в селах, и даже в городах люди запасаются дровами.
Комментируя фантастические обещания молдавских властей, кишиневская оппозиция задается справедливым вопросом: откуда деньги на столь дорогостоящие проекты?
«Конечно, сейчас вокруг президентского дворца и парламента много биомассы. Но если серьезно – для того, чтобы реализовать эти проекты, нужны большие инвестиции, а где их взять? – говорит лидер народно-республиканской партии РМ. – Если можно использовать такой термин, то по-моему, у руководства Молдовы просто «крыша поехала»».
Правда, Кишинев все же вынужден признать, что совсем без газа стране не обойтись. Еще один грандиозный проект, которым молдавские власти утешают свое население – это обещание построить специальные газопроводы в Молдову из Норвегии и Ирана. Трудно понять, на кого рассчитаны такие заявления. Специалисты говорят, что цена на газ из Норвегии с учетом транзита – это сотни долларов. То есть намного больше той, которую предлагает Россия.
За этим набором фантастических идей скрывается главный вывод – у Кишинева нет своего рецепта по выходу из кризиса. Похоже, что молдавский президент все еще надеется, что Запад ему поможет. Жителей Молдовы утешают традиционной фразой – у страны большое европейское будущее. И в награду за то, что Кишинев отвернулся от России, Молдову будет кормить Европа. Однако у молдавской оппозиции – другое мнение.
«В Молдове ждут халяву от Европы, – говорит Николай Андроник. – До сих пор молдаване имели халяву от России, пользовались ей, и это надо признать. Теперь же Воронин обещает им другую халяву: вот придет дядя Сэм или дядя Жорж из Европы и накормят молдаван. Как будто мы не знаем, что из декларации австрийского председательства Европейского Союза на этот период следует недвусмысленный вывод: Молдове не видать в ближайшем будущем никакой Европы. Молдова должна сама решить свои внутренние проблемы - как экономические, так и политические».
На что рассчитывают в этих условиях власти Молдовы? Специалисты отмечают, что неизбежное удвоение цены на российский газ вызовет в республике новый обвал цен и резкий рост и без того непомерных тарифов на коммунальные услуги. Экономисты говорят, что на этом фоне у страны остается последний способ удержать экономику на плаву – это торговля рабочей силой. Каждый год все больше трудоспособного населения уезжает из Молдовы зарабатывать за границу. Переводы молдавских гастарбайтеров и сейчас – самый крупный ресурс экономики соседней страны. Похоже, что Кишинев собирается сделать его единственным своим ресурсом.
«Большинство работоспособного населения уехало из республики, они присылают в Молдову больше миллиарда долларов, и на этом держится экономика РМ, – отметил в интервью «Ольвии-пресс» лидер народно-республиканской партии Молдовы. – Воронин, видимо, заинтересован, чтобы все население выехало из страны. Это стало ясно из решения правительства, которое разрешило ввозить в Молдову денежные суммы без ограничений. Это говорит просто о том, что все сделано для того, чтобы люди, которых выжили отсюда, привозили деньги и тем самым содержали государственный аппарат».
В этих условиях, по мнению молдавских экспертов, экономический кризис в соседней стране сегодня вряд ли перерастет в кризис политический. С одной стороны, активная часть населения почти вся уже за границей. С другой – в Молдове почти не осталось реальной оппозиции. Бывший непримиримый противник Воронина, лидер фронтистов Юрий Рошка – сегодня его правая рука в парламенте. А другие вряд ли способны вывести народ на улицы. Вместе с тем в Кишиневе уверены, что под режим Воронина уже заложена мина замедленного действия. И заложил ее сам молдавский президент.
«У Молдовы были периоды, когда были перебои с поставкой газа, но так цинично сбрасывать свое неумение править на плечи населения – до этого мог додуматься только Воронин. Это явная катастрофа правления, – говорит Николай Андроник. – Может, хотя бы это позволит народу Молдовы понять, что правление Воронина очень вредно для этого народа и надо поскорее от него избавиться».
Главный вопрос для Приднестровья – как отразится молдавский кризис на отношениях Кишинева и Тирасполя? Кишиневские эксперты говорят, что зарубежные посредники уже сделали из газовой истории свой вывод. И он явно не в пользу Кишинева. Последние недели показали, что попытки Воронина переложить всю ответственность за свои провалы на зарубежных спонсоров сыграли с молдавским президентом плохую шутку. Теперь его просто не воспринимают в качестве серьезного политического партнера. Причем не только в России. И в истории с приднестровским урегулированием это серьезно может осложнить кишиневские позиции.
Яркий сигнал – заявление, которое сделал на прошлой неделе новый глава ОБСЕ, министр иностранных дел Бельгии Карел де Гохт. По его словам, позиция властей Молдовы, которые настаивают на формуле унитарного государства, серьезно осложняет ситуацию. По мнению главы ОБСЕ, это шаг назад в урегулировании на Днестре. Карел де Гохт предложил вернуться к федеративной идее, которую молдавские власти категорически отвергают. Молдавская оппозиция расценила такие заявления ОБСЕ как весьма тревожный сигнал для Молдовы. По мнению оппозиционных политиков, это говорит о том, что идея молдавского блицкрига на Тирасполь окончательно провалилась.
«Если раньше Воронин имел только одно предложение от России по федерализации, то сейчас он имеет уже два таких предложения, – отмечает Николай Андроник. – Я думаю, что завтра, если он будет затягивать переговоры, он будет иметь совсем другие предложения: о полном выходе Приднестровья или о создании государственного формирования, подобного тому, которое было образовано на основе бывшей Югославии. Таким образом, чтобы ни делал Воронин, идет в минус ему и в плюс Приднестровью».