image001-3867.jpg

«ОЛЬВИЯ-ПРЕСС»

ОТВЕТЫ ОФИЦИАЛЬНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ПМР В.В. ИГНАТЬЕВА НА ВОПРОСЫ ПРИДНЕСТРОВСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ СМИ

16 Марта 2006

  

Вопрос: Как Вы оцениваете текущую ситуацию вокруг продолжающегося погранично-таможенного кризиса на украинско-приднестровской государственной границе?

Ответ: Вынуждены констатировать, что ситуация не только не находит своего разрешения, но, напротив, продолжает ухудшаться. Приднестровье продолжает нести крупные убытки, которые исчисляются уже десятками миллионов долларов.

Но прошедшие две недели блокады показали, что попытки расколоть приднестровское общество, внести хаос в социально-экономическую жизнь Республики не достигли и не достигнут своей цели.

Подтвердились опасения приднестровской стороны и о том, что попытки достижения политических целей экономическими методами неминуемо отразятся на всех вовлеченных сторонах. Уже признано, что только железные дороги Украины несут ежедневные убытки в размере двухсот тысяч гривен. Можно только предполагать реальный размер ущерба, нанесенного действиями украинских властей, для украинских экономических агентов и экономики Украины в целом.

Вместе с тем, в последнее время все больше украинских политиков выражают озабоченность в связи с введением блокадных мер против Приднестровья.

Очень жаль, что понимание очевидных вещей, таких, как необходимость проведения предварительных консультаций и согласований со всеми заинтересованными сторонами, учет их законных интересов, приходит после начала реальных действий и появления предсказуемых негативных результатов.

 

Вопрос: Как Вы можете прокомментировать сообщения, появившиеся в СМИ, о якобы намеченной совместной встрече представителей пограничных, таможенных и транспортных служб Украины и Республики Молдова с приглашением к участию представителей Приднестровья, на которой планируется рассмотреть ситуацию на границе?

Ответ: Любые инициативы украинской стороны, в том числе приглашения к участию в разного рода совещаниях, консультациях, "круглых столах", мы рассматриваем в комплексе с действиями Украины и высказываниями ее уполномоченных представителей.

В частности, в Приднестровье обратили особое внимание на последние выступления Премьер-министра Украины Ю. Еханурова, Заместителя министра иностранных дел Украины А. Веселовского и специального представителя Украины по вопросам приднестровского урегулирования Д. Ткача, согласно которым позиция Украины в любом случае останется неизменной и альтернативы введенному режиму перемещения товаров через границу не существует.

Тем самым заранее предопределяется позиция Украины и невозможность какой-либо ее корректировки, что ставит под сомнение искренность намерений украинской стороны сообща искать выход из сложившейся ситуации.

 

Вопрос: В последнее время с украинской стороны появился ряд инициатив о проведении встреч различного уровня. Ваше мнение по этому поводу?

Ответ: За прошедшие полтора месяца представители Приднестровья дважды принимали участие в инициированных украинской стороной мероприятиях.

В ходе этих встреч нами предлагались конкретные предложения по предотвращению будущего кризиса, которые, как нам обещали высокие представители Украины, будут услышаны и реализованы. Однако впоследствии ни одно из наших предложений не было учтено.

При этом приднестровской стороне каждый раз приходилось отстаивать свой статус равноправного участника консультаций.

И те предложения о формате встречи, которые мы слышим сегодня с украинской стороны, не предполагают равноправного участия Приднестровья в процессе выработки и принятия решений, а лишь обязывают нас к исполнению решений, уже принятых без нашего согласия.

Такой подход мы рассматриваем как продолжение политики отдельных сторон, направленной на исключение Приднестровья из числа равноправных участников переговоров, на ревизию Совместного заявления Президентов Украины и Российской Федерации и сведение к минимуму влияния РФ как государства-гаранта в регионе, а также на слом механизмов, предусмотренных Московским Меморандумом 1997 года и другими договоренностями переговорного процесса высшего и высокого уровня.

Разумеется, мы не ограничиваем суверенное право Украины и Молдовы проводить любые встречи в любых форматах, но напоминаем, что какие бы то ни было решения, касающиеся Приднестровья, принятые без учета его законных интересов, будут заведомо нежизнеспособны.

 

Вопрос: Как Вы расцениваете высказывания отдельных политиков о том, что введенные меры – это не блокада, а самоизоляция Приднестровья?

Ответ: С сожалением приходится констатировать, что зачастую позиция зарубежных представителей, в частности, Евросоюза и США, формируется не на основе объективной оценке ситуации, а на основе кишиневской пропаганды.

Вызывает удивление то, что такого рода заявления озвучиваются лицами, которые не бывали в Приднестровье и не знают реальной картины происходящего. Но еще большее удивление вызывает то, что подобного рода высказывания позволяют себе украинские должностные лица, которые в силу своего статуса и обязанностей располагают объективной информацией о причинах и возможных последствиях конфликта.

Мы не можем расценить эти высказывания иначе, как попытку ввести в заблуждение руководство Украины, украинский народ и международное сообщество.

 

Вопрос: Что, по Вашему мнению, могло бы способствовать разрешению проблемы?

Ответ: Приднестровская сторона подтверждает свою готовность к поиску взаимоприемлемого решения на равноправной основе, при отказе всех сторон от методов давления и блокад.

Полагаем, что решение должно быть найдено в рамках безусловной реализации положений Московского Меморандума 1997 года о праве Приднестровья на самостоятельную внешнеэкономическую деятельность и других договоренностей, достигнутых сторонами в ходе полноценного переговорного процесса.

Необходимо также выработать четкий гарантийный механизм как в сфере реализации прав Приднестровья, так и в сфере взаимоотношений государств-гарантов со сторонами конфликта, осуществления ими своих гарантийных функций.

Приднестровская сторона всегда четко и последовательно выполняет взятые на себя в рамках переговорного процесса обязательства и рассчитывает, что и другие участники конфликта будут действовать таким же образом, вне зависимости от политической конъюнктуры и внешнего давления.