Известный правозащитник Иван Бургуджи в очередной раз подвергся репрессиям со стороны руководства Молдовы. Бургуджи был арестован вчера в Гагаузии, куда он приехал с целью принять участие в голосовании на выборах башкана автономии. Каких-либо официальных объяснений о причинах ареста известного общественного деятеля Гагаузии из Кишинева до сих пор не последовало. Все наблюдатели убеждены, что правозащитник арестован по политическим мотивам.
Иван Бургуджи известен своей бескомпромиссной борьбой за права гагаузского народа и за статус гагаузской автономии. В отстаивании прав своего народа Бургуджи всегда действует в рамках закона. По его мнению, Закон РМ «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)» от 23.12.1994 систематически и целенаправленно, в одностороннем порядке, изменялся властями Молдовы, в результате чего права автономии существенно ограничивались. Гагаузия не принимает участие в осуществлении внутренней и внешней политики РМ по вопросам, касающимся интересов автономии. Очевидно, что все это отрицательно сказывается на экономической ситуации автономии. Сегодня Гагаузия – самый бедный и самый политически бесправный регион Молдовы.
«Гагаузия, вопреки нормам Закона «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз-Ери)» не допускается к участию в определении и осуществлении внутренней и внешней политики Республики Молдова, напрямую затрагивающей её интересы. Гагаузия не может осуществлять самостоятельно свою внешнеэкономическую деятельность и деятельность в сфере образования, как это предусматривают нормы указанного закона. В результате сложилась такая ситуация, что центральные власти при попустительстве и потворстве нынешнего руководства Гагаузии во главе с башканом Георгием Табунщиком методически выдавливают из Гагаузии всё, что связано с русским языком и самой Россией», - обращал внимание Иван Бургуджи, выступая в СМИ.
Расположением Кишинева правозащитник никогда не пользовался, но репрессии в его отношении особенно усилились с приходом к власти лидера ПКРМ В. Воронина. В марте 2002 года Иван Бургуджи, будучи начальником правового отдела при Народном Собрании автономии, был арестован в Комрате на своем рабочем месте спецназом Молдовы. При задержании он получил черепно-мозговую травму. Находясь в заключении, Бургуджи подвергался систематическим избиениям, там он «заработал» инвалидность. Приговор Бургуджи был вынесен только летом 2003 года. Кишиневский трибунал приговорил его к пяти годам строгого режима. Правозащитника обвинили в «злоупотреблении служебным положением» и «превышении власти». Уже тогда наблюдатели отмечали, что Бургуджи осудили по несуществующей статье закона. Тем не менее, гагаузскому патриоту пришлось отсидеть по «приговору» два года. Весной 2004-го его освободили «условно-досрочно». Поводом для освобождения Бургуджи стало, видимо, ухудшение его здоровья. Условно-досрочно освобожденный должен был соблюдать определенный законом режим, при котором правоохранительные органы имели право требовать от него присутствия в установленном месте и в установленное время. Причем, молдавские власти могли в любой момент снова бросить правозащитника за решетку без видимых причин. Так произошло в июле 2004 года, когда под предлогом нарушения режима Бургуджи был арестован на 15 суток. Понятно, что заниматься политической деятельностью в таких условиях было невозможно.
Но спокойно ждать окончания срока и вычеркнуть себя из общественной жизни Иван Бургуджи не захотел. Он переезжает в Тирасполь и с марта 2006 года, когда Приднестровье оказывается в экономической блокаде, активно участвует в политической жизни республики, возглавляя Независимый правозащитный и информационно-аналитический центр. Видимо, с этого момента молдавские спецслужбы опять развернули «охоту» на него. 14 июня 2006 года в Тирасполе были арестованы 5 сотрудников МВД Республики Молдова, которые, как было выяснено, готовили похищение Ивана Бургуджи. А 3 октября правозащитник был объявлен в Молдове в розыск по очередному сфабрикованному политическому делу.
Сам Бургуджи расценивает политические преследования со стороны Молдовы как средство, направленное на ограничение его возможности появляться и передвигаться по территории Гагаузии и Молдовы, а также баллотироваться кандидатом в башканы Гагаузии. «Это является нарушением моих конституционных прав и прав, закреплённых во Всеобщей декларации прав человека, наносит оскорбление моему достоинству и чести, а также непоправимый вред моему имиджу, деловой репутации и честному имени», - говорится в заявлении Ивана Бургуджи на имя прокурора Гагаузии.
Будучи в Тирасполе, Бургуджи находился в относительной безопасности. Из Приднестровья он внимательно следил за ходом борьбы в Гагаузии за пост башкана и активно поддерживал оппозиционного Кишиневу мэра Чадыр-Лунги Михаила Формузала. Похоже, поддержка Бургуджи дорогого стоила. Чем еще объяснить слова бывшего главы Гагаузии Георгия Табунщика, озвучившего мнение своего шефа президента Молдовы Воронина: «Правоохранительные органы страны допустили ошибку, выпустив Ивана Бургуджи на свободу, чем подвергли устоявшуюся демократию в автономии под большую угрозу».
Если судить по результатам прошедших в Гагаузии выборов и по очередному аресту правозащитника, в Молдове начинается новый виток борьбы за «демократию».
Иван Бургуджи всегда подчеркивал, что пример Гагаузии – это иллюстрация того будущего, которое готовит Кишинев для Приднестровья. Пример же самого Бургуджи, очевидно, сигнал для приднестровцев. Поверит ли теперь кто словам Воронина, что «граждане из приднестровского региона не будут подвергнуты репрессиям»?