image001-3902.jpg

«ОЛЬВИЯ-ПРЕСС»

НЕСЛОМЛЕННОЕ ПРИДНЕСТРОВЬЕ

            Уже вторую неделю республика в полной блокаде. Прекращают работу заводы, на границе – сотни вагонов и грузовых машин. Потери государства уже измеряются миллионами долларов. Сегодня вся страна встает на защиту своего настоящего и будущего. На границе – пикеты, в городах и районах – многотысячные митинги. Кроме внутренних резервов, главная надежда – на Россию. И Москва уже ответила на приднестровский призыв.   

В прошлую пятницу без предупреждения официальный Киев закрыл свою границу с Приднестровьем. Украинской таможне дана команда: весь транзит – только с молдавскими печатями. В первые часы в Тирасполе все еще надеялись: «недоразумение», однако к выходным становится известно – это официальное решение украинского Кабмина. Уже к вечеру 3 марта на границе – скопление грузовых машин. Ситуация накаляется с каждым часом: растут пробки на пограничных переходах. Киев подтягивает дополнительные, вооруженные, силы – чтобы ни один приднестровский груз не пересек границу.

В этот же вечер Президент созывает в Тирасполе экстренное совещание. В республике создан антикризисный межведомственный совет. Его главная цель – противодействие блокадным мерам Кишинева и Киева. В воскресенье, 5 марта, первое заседание совета. Глава государства дает официальную оценку решению Киева: Украина из страны-гаранта превращается в сторону конфликта, нарушены международные договоренности. Фактически руками Украины реализуется молдавский сценарий: под угрозой экономического кризиса заставить Тирасполь капитулировать.

«Цель этих действий – добиться того, что не удалось Кишиневу добиться войной в 92-м, – заявил Игорь Смирнов. – Это перевод экономического базиса ПМР под юрисдикцию Молдовы, раскол общества по линии власти и бизнеса, экономический и социальный кризис в республике, создание управляемого хаоса, смена власти и в итоге – ликвидация приднестровского государства, изменение баланса сил во всем регионе».

Глава государства ставит задачу – что бы не случилось, такой сценарий не должен пройти. Это главная цель антикризисного совета. Страна должна выйти из этой ситуации и с минимальными потерями.

«Наша позиция – переход экономики и общества в мобилизационный режим, особое экономическое положение. Оно заключается в том, чтобы с наименьшими потерями выйти из этой ситуации. Никакого холода и голода мы не допустим», - заявил Президент ПМР.

Кроме официальной власти, свой антиблокадный комитет создают и общественные организации. Уже с понедельника на границе начинаются пикеты – приднестровцы протестуют против блокадных мер. Участники акций разбивают палатки и говорят, что намерены стоять до победы – пока Украина не отменит свое решение. Число пикетчиков растет. Тем временем лидеры ведущих организаций страны пишут письмо президенту России. Сейчас, после решения Киева, у республики остался единственный гарант, – говорят приднестровцы, – «осталась одна Россия, в которую мы верим».

            В Кишиневе и Киеве были не готовы к такой быстрой и общенародной реакции Тирасполя. Не случайно границу закрыли накануне выходных и праздников. Эксперты говорят: был расчет уже за первые дни блокады внести раскол в приднестровскую элиту и общество, изолировать республику от внешнего мира и сделать все, чтобы официальный Тирасполь потерял контроль над обстановкой.

            «Предполагалось, что за субботу и воскресенье нас прощупают, насколько мы готовы оказать сопротивление, – говорит директор приднестровского филиала Совета национальной стратегии России Дмитрий Соин. – Тот же расчет был обращен и в сторону России, организаторы блокады рассчитывали на то, что Москва не сможет адекватно и своевременно отреагировать на обострение обстановки».

Но блицкриг не получился. Уже в первые сутки Тирасполь перехватил инициативу. Авторы блокады не смогли воспользоваться ее внезапностью.

В Тирасполе многие ведомства переходят на круглосуточный режим работы. Мобилизация внутренних ресурсов и особое внимание – на внешний мир. Он должен знать правду о том, что происходит в Приднестровье. Уже в первые дни блокады позиция Тирасполя звучит на ведущих российских каналах. Приднестровский призыв к России не остался без ответа. Официальная Москва принимает решение: направить в республику специальную правительственную группу – для оперативного изучения обстановки.       

            Уже во вторник в Тирасполе – межведомственная группа из России: помощник Фрадкова, российский МИД, Совет безопасности, федеральная таможенная служба и даже ФСБ. По поручению Путина делегация из Москвы на месте изучает ситуацию. Программа визита предельно насыщена – пограничные переходы, ведущие заводы Приднестровья, ОГРВ и снова граница. Встречи в Тирасполе – в режиме нон-стоп: высшее руководство республики, директора предприятий, лидеры общественных организаций. Особое впечатление у гостей – от общения с рядовыми приднестровцами.

            «Единственное, что просят люди, это дать им возможность нормально работать. Это эмоциональное и справедливое требование, и мы постараемся перевести его на политический язык нашего доклада высшему руководству России – для того, чтобы на основе наших разработок и оценок были приняты эффективные меры политического, экономического и иного характера для восстановления справедливости и спокойствия на границах Приднестровья», – заявил в Тирасполе посол по особым поручениям МИДа России Валерий Кеняйкин.

            Выводы российской группы – более чем тревожны. Москва согласна с оценкой Тирасполя: действия Кишинева и Киева – это экономическая блокада. В ее основе, считают в России, политические цели: заставить Приднестровье капитулировать. 

            «Фактически руками Молдовы и Украины взят курс на экономическую изоляцию Приднестровья вопреки тем договоренностям, которые взяли на себя стороны в рамках московского Меморандума 1997 года, где Приднестровью даны права на ведение самостоятельной экономической деятельности, – заявил Валерий Кеняйкин. – Можно назвать это блокадой, можно назвать экономической изоляцией, можно назвать экономическим удушением, но суть остается одна – решить экономическими методами политические вопросы, вынудить Приднестровье пойти на уступки в рамках переговорного процесса».

            В Москве говорят, что одна из целей авторов такого сценария – это богатый экономический потенциал Приднестровья. Кишинев многие годы пытается подчинить приднестровскую экономику. И ситуация сегодня – это пожалуй, самая серьезная попытка за все эти годы, потому что теперь ее поддержала Украина.

«Я в свое время работал послом и в Италии, и в Румынии, успел поколесить по миру. Посетив сейчас Приднестровье, я обнаружил здесь очень высокий уровень инфраструктуры и такой уровень хозяйствования, которому могли бы поучиться и некоторые страны, которые считают себя европейскими, – говорит посол по особым поручениям МИДа России Валерий Кеняйкин. – То есть Приднестровье в экономическом отношении весьма привлекательно и самодостаточно. Возможно, кому-то просто хочется наложить на него руку».

            Ситуацию на границе надо немедленно менять, считают в России.  Каждый новый день блокады ведет страну к экономическому и социальному кризису. Срываются заказы, теряются рынки сбыта для приднестровской продукции. Действия Киева – это удар и по российскому бизнесу, констатируют в Москве.

            На этом фоне Кишинев и Киев пытаются спровоцировать социальную напряженность. Молдавская железная дорога отменяет все пассажирские поезда в Приднестровье, их пускают в обход республики. В нарушение всех правил Украина высаживает людей возле приднестровской границы. Как доберутся бывшие пассажиры до Бендер и Тирасполя, Киев, похоже, совершенно не волнует. Украинские власти блокируют не только грузы – в Новом Гояне по команде из Киева движение транспорта перекрыто полностью. В Москве считают, что все это – элементы одного сценария, который ведет к новому конфликту на Днестре.

            «Наш вывод заключается в том, что если будет продолжаться такое состояние ситуации на границе, то мы можем получить новую гуманитарную катастрофу в этом регионе. Это первое. И второе. Нас весьма беспокоит та несбалансированность и та нервозность, которая сложилась на пограничных переходах, в том числе и в результате скопления там большого числа украинских пограничников, – заявил представитель Совета безопасности России Владимир Колесников. – У нас сложилось впечатление, что любая искра между двумя сторонами может вызвать такое обострение ситуации, которое в целом может привести и к вооруженному противостоянию. Допустить этого ни в коем случае нельзя».

            В Москве говорят, что для этого будет задействован целый арсенал возможностей – страна-гарант не оставит в беде Приднестровье. Неважно, что у нас нет общей границы с Россией. Для наследницы великого Союза это не препятствие, считают дипломаты.

«Для того, чтобы оказывать влияние на ситуацию в той иной точке земного шара, совершенно не обязательно иметь с ней общую границу.  Как вы знаете, СССР в свое время свои интересы видел повсюду. Сейчас Россия таких глобальных задач перед собой, может быть, и не ставит, но во всяком случае, обладает широким арсеналом средств для того, чтобы не оставить в беде тех людей, которые считают себя соотечественниками России по сердцу», –  сказал Валерий Кеняйкин.   

Во время визита российской группы уже намечены первые шаги. В Москве говорят, что в крайнем случае Россия может оказать республике даже финансовую помощь. В Тирасполе уже посчитали, в какие цифры может обернуться ситуация, если в ближайшее время Киев не отменит блокадные меры.

«Мы предоставили России все расчеты в случае продления блокады на месяц, два, три – максимально мы дали свои потери на квартал. В этом случае необходимая финансовая помощь определилась в сумме 50 миллионов долларов, – сообщила министр экономики Елена Черненко. – Мы надеемся, что с понедельника этот вопрос начнет рассматриваться в Москве».

Однако понятно, что это – не выход. Решать вопрос надо в принципе. И решение – не только в отмене блокады. Приднестровью нужен такой механизм, который станет надежной гарантией того, что никто и никогда не сможет давить на экономику страны. Для этого уже есть базовый международный документ – московский Меморандум 97-го года, который закрепил наше право на экономическую самостоятельность. Сегодня вся проблема упирается только в одно – его выполнение.

«Мы предлагаем странам-гарантам подписать соответствующее соглашение – о том, что ранее достигнутые договоренности, в том числе и о недопустимости экономических мер давления, должны выполняться в любом случае, независимо от изменяющейся ситуации, – сказал Президент ПМР Игорь Смирнов. – Это должен быть документ, который поставит, наконец, все на свои места».

            В России согласны с таким подходом. Российская межведомственная группа, которая в четверг вернулась в Москву, уже представила свои предложения высшему руководству страны. О реакции Кремля мы узнаем в ближайшие дни. А реакция российского парламента появилась уже в пятницу. Государственная Дума России приняла специальное заявление по Приднестровью. В документе говорится о том, что блокадные меры Кишинева и Киева – это попытка ликвидировать республику с помощью экономических санкций. Российская Дума призывает Киев отменить новый режим на границе.

            Во время обсуждения думские депутаты выступали и с более жесткими предложениями. В их числе – адекватные меры к Украине и Молдове, и даже признание Приднестровья. В документ их не включили, но в руководстве Думы говорят, что предложения не останутся без внимания. Блокада Приднестровья – это часть глобального сценария против России, считают в Москве. Чтобы противостоять ему, нужна целая стратегия. Вопрос об этом в Думе должны поднять уже на будущей неделе: Приднестровье теперь постоянно будет в центре внимания российского парламента – до тех пор, пока ситуация не улучшится.

            О признании Приднестровья сегодня говорят не только в Думе. Всю неделю в Москве политики и эксперты проводят главную мысль – сегодня Россия только таким путем может защитить права приднестровцев. На российских каналах идут интерактивные опросы: как официальная Москва должна поступить с Приднестровьем? Большинство голосов получают два варианта: признать независимость или принять нас в состав России. И в российском общественном мнении сегодня это не просто варианты – это уже твердая позиция российского общества.      

            Пока же в Тирасполе считают блокадные убытки. Под занавес прошедшей недели в республике подвели первые цифры потерь. За семь блокадных дней государство уже потеряло более трех миллионов долларов. Ведущие заводы республики сокращают свое производство, и есть такие, кто уже остановился. «На сегодняшний день 10 предприятий приостановили свою деятельность вообще, и еще 20 предприятий перешли на 3-4 дневную рабочую неделю, – сообщила в пятницу министр экономики ПМР Елена Черненко. – Достаточно сказать, что останавливает свою деятельность ММЗ, который обеспечивает достаточно большую долю доходов республиканского бюджета».

В Тирасполе принимают меры, чтобы удержать предприятия от полной остановки. Еще одна задача – не допустить неоправданного роста цен. На блокадной ситуации уже пытаются нажиться спекулянты. Министерство экономики ведет ежедневный мониторинг цен, чтобы пресечь такие попытки. Правда, все это – в расчете на то, что блокада долго не продержится.      

И все-таки за прошлую неделю, говорят эксперты, Тирасполь уже добился маленькой, но важной победы. Ежедневные репортажи о приднестровских акциях на центральных каналах России, заявления официальных лиц и специальные разделы о блокаде в ведущих информационных агентствах: в мире слышат и видят, что на самом деле происходит в Приднестровье. Протест блокадным мерам звучит не только в республике. Общественные силы Украины осуждают решение Киева. На границе проходят совместные приднестровско-украинские акции. Устроить информационную изоляцию республики не получилось, хотя и Кишинев, и Киев активно старались этого добиться.

Каждый день официальный Киев выступал с опровержением – «никакой блокады нет» и все это, мол, обычное «техническое решение». В России неправильно понимают ситуацию, уверяют украинские чиновники. Киев не хочет слышать не только аргументы Тирасполя, но и Москвы.

«Я поговорил по телефону с послом по особым поручениям Кеняйкиным, но мы не смогли даже близко приблизиться к общей позиции, ибо он говорил о том, что это блокада и так далее», – заявил на пресс-конференции в Одессе экс-представитель Украины по приднестровскому урегулированию Дмитрий Ткач. Он дал понять, что Киев не только не намерен отменять своего решения, но и готов пойти на еще более жесткие меры – усилить свою границу за счет молдавских таможенников. До этого многие годы украинская власть уверяла, что никогда не пустит молдавские структуры на свою территорию – этот шаг противоречит Конституции страны. Сегодня в Киеве дают понять, что готовы нарушить даже свою Конституцию.

«Если понадобится, мы завтра примем решение правительства о том, чтобы на нашей части, не на вашей части, были и молдовские таможенники, которые будут там ставить печати», – заявил Дмитрий Ткач.

Другими словами, официальный Киев готов отказаться от части суверенитета своей страны – и только для того, чтобы помочь Кишиневу задушить Приднестровье. При этом в украинским МИДе утверждают, что все действия Киева «соответствуют европейским нормам и стандартам». То есть получается, что душить своих же граждан, рушить экономику и блокировать пассажирские поезда – это и есть европейские стандарты. По сути, сейчас на Днестре рушится не только статус Украины как страны-гаранта. Рушится миф о европейской цивилизации. Нас уверяли, что Европа и в целом Запад – это пример и образец, где права и свободы человека – это фундамент. Сегодня Тирасполь на себе убеждается, что все это – красивая ложь. Для Запада есть политические цели, и больше ничего.

О том, что стоит за решением Киева, говорят заявления, которые звучат сегодня из Америки и стран, которые считают себя ее «стратегическими партнерами». Во вторник госдепартамент США похвалил Украину за «правильное решение». По мнению Штатов, это важный шаг для восстановления «территориальной целостности Молдовы». Америка призывает Тирасполь не противиться действиям Киева и покориться. Словно по команде, эту позицию подхватили власти Грузии. Грузинский МИД заявил в четверг, что решение Киева по Приднестровью – это пример того, как надо действовать «при решении схожих вопросов». Видимо, грузинские власти имеют в виду Абхазию и Южную Осетию. Примерно в таком же духе составлено и заявление литовских властей, которое тоже появилось в четверг.

Все эти зарубежные «друзья» Украины оказали Киеву медвежью услугу. Известно, что все они – это часть так называемой черноморско-балтийской дуги. В Москве давно говорят, что у нее одна задача – физическая изоляция России. Именно для этого был создан блок ГУАМ – Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова. Его официальный союзник – страны Балтии. И когда они синхронно поддержали блокаду, все оправдания Киева о «техническом решении» смотрятся просто нелепо. Понятно, что все это – голая политика.

Вместе с официальным Киевом сделать вид, что ничего не происходит, всю неделю пытались и молдавские власти. Однако у них это получалось еще хуже. По кишиневской версии, новый режим на границе – это большой подарок для приднестровского бизнеса. Идите к нам, и все у вас будет хорошо – говорят молдавские власти директорам из Приднестровья. Приднестровский бизнес такие посулы называет емко и лаконично – полный бред. Директора не строят иллюзий.

«Все эти оправдания молдавских властей о том, что Кишинев открывает широкие возможности для приднестровского бизнеса и что новый режим на границе никак не помешает работе предприятий – это полный бред. Наши предприятия оказались в тяжелейшем состоянии: нет отгрузки, нет денежного потока, нет денежного потока, значит, не будет производства», – заявил в интервью журналистам президент АО «ММЗ» Анатолий Белитченко.

            Сегодня пиарщики в Кишиневе и Киеве придумали новый ход. Там пришли к выводу, что замолчать нарастающий в результате блокады кризис не получится. И теперь раскручивают новую версию: все, что происходит в Приднестровье – это «самоизоляция». Мол, Тирасполь сам себя душит, сам себя блокирует, а предприятия остановили производство, потому что им просто так захотелось. В общем, во всем виновато Приднестровье. По кишиневской версии, Тирасполь это делает затем, чтобы бросить тень на «белые и пушистые» власти Украины и Молдовы. Лучше бы Кишинев и Киев просто молчали. В то, что люди в республике душат сами себя и готовы остаться без работы только затем, чтобы опорочить каких-то чиновников, не поверит ни один здравомыслящий человек. Очевидно одно – информационную войну авторы блокады уже проиграли.      

            На этой неделе в Москве должно пройти заседание чрезвычайной кризисной группы по ситуации в Приднестровье – с участием России, Украины, Молдовы и нашей делегации. Дипломаты надеются, что эта встреча станет важным поворотным шагом. И если с позицией Молдовы все понятно, говорить о непреклонности Киева в блокадной политике пока рано. Не случайно Виктор Ющенко предпочитает держаться в тени. Все заявления по блокадным мерам в Киеве делают второстепенные лица. В дипломатии это важный сигнал. Возможно, украинский глава понимает, что очень скоро все может измениться.  

            Олег Елков.