УИЛЬЯМ ХИЛЛ И ЕГО ДЕЛОВОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ: ВОЗЬМУТ ЛИ США
ПОД АМЕРИКАНСКУЮ «КРЫШУ» КОНТРАБАНДИСТОВ НА ДНЕСТРЕ?
На прошлой неделе Кишинев и Киев лишились главного аргумента, которым украинские и молдавские власти оправдывали блокаду Приднестровья. Все эти месяцы и Воронин, и Ющенко говорили, что новый режим на границе – это борьба с «приднестровской контрабандой», и что только этим способом можно поставить заслон «наркотикам и оружию», которые якобы идут из Приднестровья. Однако доклад специальной миссии Европейского Союза, которая уже пять месяцев стоит на границе, опровергает эти доводы.
На днях европейская миссия подвела свои первые итоги. Более сотни европейских экспертов сделали вывод, который говорит о главном: «черная приднестровская дыра» – это вымысел. И с таким авторитетным выводом уже не поспоришь. На пресс-конференции в Кишиневе даже глава миссии ОБСЕ Уильям Хилл признал, что контрабанды оружия и наркотиков, в которой обвиняют Тирасполь молдавские власти, на приднестровской границе не обнаружено.
«Было много таких обвинений о контрабанде через эту границу. Выяснилось, что многие из этих обвинений преувеличены, – заявил Уильям Хилл. – Мы мало увидели такой контрабанды, о которой заявляют и пишут в некоторых сенсационных статьях».
Уильям Хилл напрасно пытается свести все только к «некоторым» газетным публикациям. «Приднестровская контрабанда», которую не нашла европейская миссия, была основой информационной политики молдавских властей. Приднестровье, которое снабжает оружием террористов, торгует наркотиками и живым товаром: такой образ годами создавал официальный Кишинев. И это не только заказные статьи в зарубежной прессе. Выступая на европейских форумах, молдавский президент Воронин утверждал, что торговля оружием приносит Тирасполю миллиарды долларов. Первые лица Молдовы уверяли, что Саддам Хусейн, Усама Бен Ладен и, другими словами, все самые злейшие враги Америки тайно покупают приднестровское оружие. То есть, по кишиневской версии, чтобы покончить с мировым терроризмом, надо покончить с Приднестровьем. И вот теперь результаты европейских проверок показали всему миру, что все эти годы Кишинев занимался грандиозным надувательством. В мировом общественном мнении кишиневский миф о приднестровской «черной дыре» был единственным аргументом, который оправдывал силовые меры против Тирасполя. Сегодня Кишинев его лишился.
Развенчанный кишиневский миф – это не только молдавское поражение. Для Америки итоги европейских проверок – тоже неудачная новость. Для Штатов «борьба с контрабандой» была удобной вывеской, под которой легко давить пророссийское Приднестровье. И терять эту вывеску американцы не хотят. На пресс-конференции Вильям Хилл заявил, что на приднестровской границе нашли проблему, которая не менее опасна, чем оружие и наркотики. Это, оказывается, контрабанда куриного мяса.
«Все-таки есть контрабанда такого рода, как куриное мясо, – заявил Уильям Хилл. – Существует огромное число такой куриной контрабанды, так называемых ножек Буша. Хотя это не вооружение и не наркотики, это очень серьезное дело».
«Контрабанда на курьих ножках» – под таким заголовком с подачи Хилла молдавская правительственная пресса раздувает теперь новую сенсацию. Про злых сепаратистов, которые грозят европейской безопасности дешевым куриным мясом. Но вряд ли это удачный ход. Мировой терроризм, в поддержке которого обвиняли Тирасполь раньше, и «ножки Буша» сегодня – это все-таки разные вещи. Рассказы про приднестровские «наркотики и оружие» – этим европейцев еще можно было напугать. Но вряд ли рядовому жителю Европы интересно, кто и сколько перевозит на Днестре окорочков. И уж тем более охота за «ножками Буша» – это не аргумент для блокады. Кстати, Вильям Хилл признает, что к этой куриной контрабанде, в которой обвиняют Приднестровье, официальный Тирасполь может и не иметь никакого отношения – он тоже пострадавшая сторона.
«Вполне возможно, что это делается без ведома властей, это делают люди, которые избегают налогов, а власти обычно любят собирать налоги, – заявил глава миссии ОБСЕ. – Власти Украины, власти Молдовы и даже власти в Тирасполе теряют довольно крупные суммы, потому что эти люди не платят налоги».
По версии Хилла, все дело в том, что «ножек Буша» в Приднестровье завозят гораздо больше, чем может съесть каждый житель республики. А значит, куриное мясо предназначено для других стран. Это называется реэкспорт. Но с каких пор эта операция стала противозаконной? В Тирасполе отмечают, что все цифры, которые европейцы с трудом добывали на границе, можно найти в официальной приднестровской статистике. Действительно, в республику завозят слишком много «ножек Буша». Но все это по закону, и соответствующий налог идет в государственный бюджет. Реэкспорт – нормальная мировая практика, им занимаются и соседние страны, и Россия, и Европейский Союз.
«Мы на протяжении последних шести лет наблюдаем, что импорт мясопродуктов в Приднестровье действительно превышает потребление, – заявила в интервью информационному агентству «Ольвия-пресс» министр экономики ПМР Елена Черненко. – Но эта нормальная практика для многих государств. Главное, что это не контрабанда, как пытается утверждать г-н Хилл. Он мог бы взять ежегодные данные, которые мы публикуем в статистическом ежегоднике ПМР. В разделе внешнеторговый оборот там все подробно расписано. И эти мясопродукты облагаются импортными пошлинами. А поскольку в нашей налоговой системе нет понятия экспортных пошлин, мы не можем сказать, сколько теряет Украина или Молдова в связи с экспортом в другие государства».
Контрабандисты есть везде, и конечно, вывезти окорочка из республики нелегальным путем – большой соблазн. Все дело в разнице таможенных платежей: в Приднестровье они гораздо ниже, чем в Украине. Легально завезти в Тирасполь и потом нелегально – в Украину: такой вариант привлекает многих нарушителей. Уильям Хилл говорит, что европейцы таких нарушителей поймали. По словам дипломата, это всем известная в Приднестровье фирма. Но журналисты напрасно пытались узнать ее название. Как и положено профессиональному разведчику, Хилл не выдал тайны. Он посоветовал прессе спросить об этом у Европы и Киева. Правда, тут же дал понять, что вряд ли и у них журналисты что-нибудь узнают.
«Необходимые документы находятся у пограничных и таможенных служб Украины, Молдовы и Евросоюза. Им можно задать вопросы, если хочется узнать точно, какие фирмы занимаются контрабандой. Может быть, они их вам назовут, а может, и нет», – сказал Уильям Хилл.
Когда говорили о мифической контрабанде оружия, ее виновника назвать не забывали – тут же утверждалось, что это президент Смирнов. Но только речь пошла о реальных фактах, окорочках, контрабандистов называть не спешат. Такая таинственность смотрится странно. Для Америки крайне важно хоть как-то показать, что Тирасполь занимается контрабандой. На этом фоне замалчивать имена контрабандистов – это явно неудачная тактика. В уголовном праве – это уже укрывательство. «Мы знаем, кто занимается контрабандой, но мы никому не скажем» – такой подход означает, что глава миссии ОБСЕ фактически поощряет контрабандистов. Что-то подобное мы уже видели, в других местах. Афганистан, когда туда пришли американцы, был центром наркоторговли. При американцах производство опия в этой стране выросло в десятки раз. Эксперты говорят, что наркоторговцы просто перешли под американскую «крышу». Или другой пример. В 90-х Косово было страной, где делали подделки на известные марки сигарет. При американцах этот нелегальный бизнес расцвел еще больше. Теперь торговцы сигаретами сидят в цивилизованных галстуках в косовском парламенте. И когда Уильям Хилл говорит, что какая-то приднестровская фирма имеет «очень большие деньги» на куриной контрабанде, но не хочет ее называть, такое беспокойство о чужих деньгах нельзя не назвать подозрительным. Со стороны это смотрится как деловое предложение: давайте, ребята, договоримся, и все поделим. Вопрос в другом – что потребует за свою американскую «крышу» от этой таинственной фирмы в Приднестровье посол США?