КОНЦЕПЦИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ МОЛДОВЫ. ВАЖНО ПРАВИЛЬНО РАССТАВИТЬ АКЦЕНТЫ
В работе над новой редакцией Концепции внешней политики РМ важно правильно расставить акценты и учесть объективно существующие ценности и устремления молдавского государства. Об этом в интервью агентству НИКА-пресс заявил член фракции ПКРМ Иван Калин. Он также считает важным понимание в работе над документом, что общие тенденции Молдовы, направленные на приближение к европейским стандартам, являются такими же естественными, как и желание сохранить отношения со своими традиционными экономическими и политическими партнерами. Именно в этой связи депутат напомнил, что, к примеру, российские лидеры открыто приветствовали тягу Молдовы к реформам всех сфер жизни молдавского общества в соответствии с современными стандартами, и потому важно, по мнению Калина, соблюсти в этом вопросе известные паритеты и быть предельно прагматичными и ответственными перед судьбами Молдовы.
Депутат затруднился ответить на вопрос, когда следует ждать начала обсуждения в высшем законодательном органе страны проекта Концепции. Пока не известно, как продвигается работа над ним в МИДе РМ, сказал Калин, а затем, очевидно, документ поступит к президенту Владимиру Воронину, и лишь после начнутся парламентские слушания. Особо торопиться с обсуждением и принятием новой Концепции, равно как и затягивать эту процедуру, вряд ли следует, считает он.
Комментарий агентства
Иван Калин – один из авторитетных депутатов молдавского парламента, представляющий к тому же знаковую группу коммунистов во фракции ПКРМ, еще в 2003-2004 годах призывал молдавское руководство, скажем так, строже относиться к основополагающим документам, согласно которым живет страна. Речь шла о том, что на данном этапе (а это было время нервно-резких движений официального Кишинева в сторону Европы, которые до сих пор воспринимаются как отместка Москве, но не как искренние устремления партийной элиты РМ) следует определиться. Либо Молдова, нацеленная на Европу, пересматривает принятую в 1994 году Концепцию внешней политики, поскольку тот документ без экивоков и недомолвок говорит о «восточных приоритетах» Молдовы. Либо продолжает жить согласно этой Концепции, отказавшись от бессмысленных, не имеющих практического применения лозунгов.
Замечание это было адресовано лично товарищу Воронину – президенту и коммунисту в ходе одного из заседаний фракции ПКРМ. Фактически Калин тогда уличил президента в старом советском грехе – пишем одно, делам другое, а думает совсем о третьем. Президент намек понял и, как рассказывают очевидцы, грубо отреагировал на призыв жить по закону или хотя бы не по лжи. Воронин также дал понять, что не депутатское это дело указывать (или подсказывать?) президенту, как и на каких условиях делать ему внешнюю политику.
Но, собственно, для данного вопроса нравы в ПКРМ и в ее парламентской фракции не имеют никакого значения. Любая партия живет такой внутренней жизнью, какую она заслуживает. Есть тема куда важнее. До сих пор не понятно, почему президент, провозгласивший после громкого скандала вокруг «меморандума Козака» проевропейский курс движения Молдовы и имевший в парламенте образца 2001-2004 годов подавляющее большинство, так и не решился пересмотреть прежнюю Концепцию внешней политики? Почему, наконец, он этого не сделал сразу же после парламентских выборов 2005 года, имея в высшем законодательном органе консолидированное мнение коммунистов, демократов, либералов и «фронтистов», в том числе и по части европейского выбора?
Ответ пока напрашивается один. Воронин продолжает выстраивать свои «торговые ряды», с которых ему сподручнее вести торговлю о месте Молдовы и о своей роли (роль ПКРМ здесь рассматривается в последнюю очередь) в ее внешнеполитическом выборе. К этой, прямо скажем, мало приличной и непривлекательной стройке относится и приднестровский вопрос (переговоры с Тирасполем остановлены), и оба дела, возбужденные против Валерия Пасата. Но сегодня происходит то, что обычно происходит с торговцем, предлагающим лежалый и мало пригодный к употреблению товар. Европа, которой были обещаны соответствующие реформы Молдовы, уже с недоверием смотрит на способности коммунистов искренне принять европейские ценности, а Россия, похоже, просто ждет естественных перемен в раскладе молдавских политических сил, чтобы получить для себя здесь ясные перспективы. Прямо скажем, плохой общий фон, на котором где-то в кишиневских кабинетах творится Концепция внешней политики РМ. Воронин, конечно, может еще долго протянуть с предложением высшему законодательному органу начать обсуждение важнейшего для страны документа. Скажем, до выборов в Верховную Раду на Украине или, к примеру, до каких-то невероятных, но неизбежных перемен, например, в США или в России (вокруг него много колдунов и политических экстрасенсов, способных на пальцах доказать, что Россия вот-вот развалится, а Америке, вообще, настал кирдык; посмотрите на Буша: да у него на лице кирдык написан – это же видно невооруженным глазом, господин президент).
Но долго тянуть с документом вряд ли получится. А значит, без сюрпризов не обойдется. И значит, следует ждать невнятного и мало перспективного документа. Если же Воронин все-таки осмелится предложить обществу нечто вразумительное, то у него остается один выход: отчасти переписать Концепцию внешней политики Приднестровья, принятую в ноябре 2004 года, где говорится в том числе и о «естественном включении Приднестровья в общеевропейские интеграционные процессы», о «стратегическом партнерстве Приднестровья и России», о всестороннем сотрудничестве с Украиной «на условиях равноправного партнерства». Такая близость к тираспольским внешнеполитическим позициям – чем не перспективы к реинтеграции страны?