Высший законодательный орган Молдовы 30 декабря подводил итоги своей деятельности за уходящий год. Бурными аплодисментами встретили члены фракции Партии коммунистов заявление лидера депутатов-«фронтистов» Влада Кубрякова, оценившего работу молдавского парламента в 2005 году как «категорически положительно». Таким образом, процессы, начавшиеся в Молдове весной прошлого года, когда депутаты-коммунисты и депутаты-правые националисты, поддержав кандидатуру коммуниста Воронина на пост президента страны, завершились слиянием двух политических крайностей (Партия коммунистов плюс Христианско-демократическая народная партия), которые и образовывают в Молдове национал-коммунистический правящий класс. Нечто подобное в мире уже случалось, когда в Германии в начале тридцатых годов прошлого столетия к власти пришли национал-социалисты. Чем это закончилось – известно.
Будущее этого класса весьма положительно оценил президент РМ Воронин, назвав в своем новогоднем обращении к народу 2005 год «годом хорошим», потому что, по его словам, достигнуто взаимопонимание «в духе христианских и народных традиций… вопреки злой воли наших недругов». И раз названы недруги (а Воронин наверняка знает их поименно и в лицо), то, надо думать, у официального Кишинева есть и представление, как с недругами следует бороться. Во всяком случае, его же заявление о том, что молдавскому народу удалось «прогнать унижение из… душ, смело выпрямить спины", дает представление о девизах и лозунгах главного удара по недругам молдавского государства.
Понятно и другое. Например, идеология, на базе которой предстоит удерживать выпрямленные спина жителей Молдовы. «Дух христианских и народных традиций», упомянутый президентом-коммунистом, это даже не намек, а предложение перевести всю официальную идеологию страны на политические рельсы Христианско-народной партии, руководимой недавним врагом Партии коммунистов Юрием Рошкой. Впрочем, назвав несколькими днями ранее Рошку самым конструктивным и самым полезным для РМ оппозиционером, Воронин подтвердил начало нерушимой дружбы коммунистов с правыми националистами. Подтвердил он и давнишний вывод, сделанный молдавскими экспертами сразу же после парламентских выборов в Молдове в начале прошлого года. Это не Рошка пришел к Воронину, а Воронин к Рошке. Это не Христианско-демократическая народная партия поддержала проевропейские и пронатовские устремления Партии коммунистов, а коммунисты. Они, лишь бы еще четыре года править страной, подхватили флаги ХДНП… И теперь это новое для Молдовы политическое образование, возглавляемое формально Ворониным, а деле Рошкой, может, ну, например, начать 2006 год, как это было в 2003-2004 годах, жечь перед российским посольством в РМ флаги РФ и портреты российского президента Путина.
… Но вернемся к предновогоднему заседанию молдавского парламента. Завершилось оно праздничными приветствиями в адрес депутатов приехавшими в Кишинев учащимися тираспольской и бендерской школ, обучающихся на румынском языке. Официальные власти РМ считают эти и другие учебные заведения Левобережья, где ведется преподавание на основе латинской графики, своими, непотерянными на «приднестровском поле» и пригодными для будущих политических баталий с «агрессивными сепаратистами» из Тирасполя. С виду ничего предосудительного в этом нет. Но все ли так безобидно. Кишиневские организаторы новогодних колядок в парламенте явно хотели показать публике существующую, несмотря ни на что, связь части приднестровцев с правым берегом. Однако то обстоятельство, что в эту явную показуху были вовлечены дети, вызывает возмущенные чувства. В свое время, а это было в середине 90-х годов, кишиневские стратеги предлагали включить политических и общественных деятелей из Приднестровья в партийные списки кандидатов в депутаты молдавского парламента, чтобы организовать их представительство в высшем законодательном органе Молдовы. Фактически предлагался фарс. Лукавство было настолько очевидным, что от этой затеи отказались даже западные и американские друзья Молдовы. Приднестровские колядки в стенах молдавского парламента – из той же области. Все это очевидно – нет дураков, чтобы попасться на старый фокус, под который обычно Кишинев выпрашивает либо моральную, а чаще материальную помощь на поддержание антиприднестровских настроений в Приднестровье. Но все равно, готовность использовать детей достойно самого жесткого протеста. Ровно так же официальный Кишинев использовал «юный материал», когда посылал его на братоубийственную войну в 1991-1992 годах. Интересно, что нынешние молдавские герои «с выпрямленными спинами» - Рошка и Воронин от тех событий себя старательно уберегали. К примеру, Рошка прятался от повесток, которые бы его точно привели на военные плацдармы приднестровской войны, а Воронин (что еще краше) до последнего выстрела отсиживался в России (сам-то он всюду говорит, что был тогда в Кишиневе и имел тесную связь с «приднестровскими друзьями), и вылез на свет только тогда, когда стало ясно, что Приднестровье выстояло и победило. 2005 год окончательно объединил ярого националиста и «стойкого» коммуниста. И этот «политический коктейль» уже начал вызывать аллергические реакции.