Служба информации и безопасности Молдовы будет активнее участвовать в реализации европейской интеграции РМ. На совместной коллегии СИБ и молдавского МИДа, состоявшейся в конце минувшей неделе, представители спецслужбы особо отметили «необходимость нейтрализации факторов, препятствующих развитию отношений РМ с другими странами и процессу интеграции в сообщество европейских государств». «В условиях, когда нахождение восточных районов вне конституционного поля продолжает оставаться серьезным препятствием в проведении внешней политики Республики Молдова, была подчеркнута необходимость более эффективного использования возможностей обоих ведомств для разрешения существующего конфликта», - сообщает пресс-служба СИБа.
Проще говоря, на коллегии двух ведомств Приднестровье было назначено главным препятствием для реализации внешней политики Молдовы, и теперь спецслужбы должны помочь МИДу РМ «убрать» это «препятствие». Возникает закономерный вопрос, какими путями СИБ намерен решать непростую задачу ликвидации приднестровской государственности? С таким вопросом информационное агентство «Ольвия-пресс» обратилось к министру госбезопасности ПМР Владимиру Антюфееву.
«Это означает, что СИБ Молдовы активизирует подрывную деятельность внутри Приднестровья, - считает министр. – В первую очередь будут пытаться создать предпосылки вызывающие недовольство населения властью. Кстати, таможенный кризис как нельзя лучше вписывается в эту схему. Конечно будет использован потенциал так называемого «гражданского общества» - общественных организаций, отрабатывающих западные гранты. Это и проникновение в структуры власти, и подкуп чиновников, и дискредитация лидеров, не исключены и вооруженные провокации», - сказал нашему агентству Владимир Антюфеев.
Как противостоять этим угрозам? Имеют ли приднестровские спецслужбы возможности для нейтрализации подрывной деятельности СИБа РМ? «За эти годы мы научились эффективно справляться с подобными вызовами. Мы умеем и знаем как им противостоять», - заявил Владимир Антюфеев. Однако для этого, по мнению министра, необходимы усилия и государства, и общества. «Усиление властной вертикали, ужесточение ответственности чиновников на местах и консолидация общества», - таким, по мнению Владимира Антюфеева, может быть рецепт «противоядия» замыслам спецслужб РМ.
«У них нет никаких препятствий ни со стороны Украины, ни со стороны Румынии в свободном падении на запад, им мешает только Приднестровье, - сказал Владимир Антюфеев. – Это обстоятельство, а также борьба за приднестровскую собственность выливается в такую стратегию».
Пробуксовки министерства иностранных дел и европейской интеграции РМ в процессе собственно евроинтеграции, очевидны. У Молдовы не было и нет никаких шансов на вступление в Евросоюз. Правда некоторые аналитики считают, что это станет возможным путем «воссоединения» Молдовы с «матерью-родиной» Румынией. Но Румыния сама еще не вступила в ЕС, а решение о ее членстве в этом межгосударственном объединении с 2007 года сейчас все еще под вопросом. Впрочем, стремление реализовать свой евроатлантический выбор руководство Молдовы может путем вступления в НАТО. Этот шаг молдавский политический класс представит своим избирателям как большое достижение на пути в Европу. Действительно, шансы у Молдовы вступить в НАТО есть. Молдавские политики утверждают, что Воронин подписал с Альянсом некий секретный договор, и сейчас вся проблема в том, чтобы найти весомые аргументы для отмены нейтрального статуса страны. Но как раз здесь Приднестровье со своими российскими миротворцами и складами с боеприпасами представляет непреодолимое препятствие на пути продвижения Альянса. Озабоченность руководства Молдовы понять можно, оно недостаточно эффективно выполняет в регионе программу американского Госдепа. Но если режим Воронина слаб, ему на смену могут прийти более решительные политические силы.
Представляется, что в Кишиневе считают Приднестровье препятствием для реализации молдавской внешней политики не только на ключевом для нее, западном направлении. Не исключено, что посредством ликвидации Приднестровья или хотя бы дискредитацией его лидеров, Кишинев надеется решить не менее важную для себя проблему – отношения с Россией. Москва сейчас демонстративно не замечает существования такого государства как Молдова, Россия прекратила импорт молдавской продукции, цены на российский газ для Молдовы рано или поздно поднимутся до среднеевропейского уровня, при этом дипломатические отношения двух стран фактически свернуты. На этом фоне отношения Москвы и Тирасполя развиваются ускоренными темпами: российские регионы оказывают приднестровским соотечественникам, четвертый месяц живущих в условиях экономической блокады, гуманитарную и финансовую помощь; официальный Тирасполь заключает соглашения с российским правительством; Россия берет своих граждан в Приднестровье на свое полное социальное обеспечение; в Тирасполе давно уже идут разговоры о вхождении Приднестровья в рублевую зону РФ.
Кому-то в Молдове может показаться, что чем прохладнее отношения Москвы и Кишинева, тем теплее они с Тирасполем, и наоборот. И если «убрать» из молдо-российских отношений приднестровский фактор, то российско-молдавская дружба сразу же будет восстановлена. Россия, как и прежде, будет покупать молдавский винный суррогат и поставлять в Молдову дешевый газ, поддерживая местный тоталитарный режим. А Молдова, в свою очередь, и дальше будет благополучно плыть в НАТО и мечтать о Евросоюзе. Если молдавские политики действительно так думают, то народу Молдовы можно только посочувствовать.