ТАШКЕНТ НЕ ПОЛЬСТИЛСЯ НА "ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ" ГУУАМ
САММИТ В КИШИНЕВЕ СОСТОИТСЯ БЕЗ УЗБЕКСКИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ.
Страна.руПремьер-министр Грузии Зураб Ногаидели прервал двухдневный официальный визит в Узбекистан и минувшей ночью вернулся в Тбилиси. Перед вылетом из Ташкента Ногаидели в интервью грузинским телекомпаниям сообщил, что Узбекистан не примет участия в саммите стран-членов ГУУАМ 22 апреля в Кишиневе, "но это никак не повлияет на грузино-узбекские отношения". Тем не менее, неожиданный вылет премьера на родину похож на демарш, вызванный окончательным отказом узбеков вернуться в отчасти покинутую ими в 2002 году организацию.
В преддверии начинавшегося в воскресенье двухдневного официального визита в Ташкент премьер-министр Грузии заявлял, что намерен обсудить перспективы участия Узбекистана в организации ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдова). Как заявляли в пресс-службе грузинского премьера, Ногаидели намерен был провести "подготовительную работу по участию Узбекистана в саммите ГУУАМ, которая пройдет в Кишиневе 22 апреля". Кроме того, в рамках переговоров с президентом Узбекистана Исламом Каримовым и премьер-министром Шавкадом Мирзоевым стороны планировали обсудить вопросы расширения экономического сотрудничества и использование транспортных коммуникаций Грузии для транспортировки грузов из Узбекистана на западные рынки. Как известно, правительство Узбекистана проявляет интерес к портам Грузии с целью перевозки хлопка.
Однако выполнена ли эта программа, стороны пока не признают. Внезапный отъезд Ногаидели, в конце концов, мог быть связан и с окончательным отказом узбеков вернуться в покинутую ими в 2002 году организацию. Напомним, что тогда ГУУАМ фактически превратился в ГУАМ: Узбекистан объявил о безвременном простановлении своего членства в сообществе, объединявшем его с Грузией, Украиной, Азербайджаном и Молдавией. Комментарии к этому событию сводятся в основном к двум мнениям: либо констатируется отказ Ташкента от "конфронтации" с Россией, подразумеваемой самим фактом членства в организации, в которой Россия не участвует, либо же подчеркиваются экономические факторы - изначально страны ГУАМа создавали всего лишь транспортный коридор, Ташкент присоединился к ним по мотивам сугубо политическим, а поэтому вовремя осознал бессмысленность своего пребывания в сообществе.
Сегодня же, когда у ГУУАМа, по словам одного из главных идейных сторонников организации, украинского президента Виктора Ющенко, открылось "второе дыхание", и эта структура, без сомнения, примеряет на себе все более активную политическую роль на постсоветском пространстве, участие каждого партнера становится особенно ценно. Не случайно и Ющенко, и молдавский лидер Владимир Воронин пригласили президента Румынии Траяна Басеску принять участие в саммите ГУУАМ, который намечен на 22 апреля в Кишиневе. Таким образом, несомненно, участники саммита хотят сделать свою встречу более солидной с точки зрения количества титулованных участников. Хотя официальный повод для приглашения Басеску - выработка плана по урегулированию приднестровского конфликта. Ющенко обещал, что Украина к 22 апреля представит сообществу свой вариант решения этой проблемы. Напомним, что румынская сторона была приглашена лично президентом Ворониным в качестве посредника в урегулировании приднестровского противостояния. Россия, при непосредственном участии которой удалось положить конец боевым действиям между сторонами, видимо, Кишинев почему-то не устроила.
Однако у Узбекистана, где в 2007 году должны состояться президентские выборы, сейчас, видимо, несколько иные приоритеты и задачи, нежели участие в заседаниях "альтернативного СНГ", как называют некоторые участники сообщества ГУУАМ. После событий в соседней Киргизии у властей в Ташкенте есть все основания для опасений, что подобная ситуация может повториться и в Узбекистане. На этом фоне подчеркивать свою близость к тем лидерам, которые пришли к власти в своих странах именно на волне "оранжевых", "розовых" и "тюльпановых" революций, было бы по меньшей мере странно и нелогично. Как и "дергать за усы" Россию, в отношении которой у членов сообщества, которые соберутся 22 апреля в Кишиневе, позиция довольно неоднозначная. Что стоят хотя бы заявления грузинской стороны о том, что перед ГУУАМ стоит задача создания собственных сил обороны (?), выполнение которой пока невозможно из-за "агрессивной политики России в регионе".