image001-3522.jpg

«ОЛЬВИЯ-ПРЕСС»

ОДИН ШАГ ДО ПРИЗНАНИЯ?

Саммит министров иностранных дел стран-участниц ОБСЕ, состоявшийся 5-6 декабря в столице Словении Любляне и закончившийся скандалом, шокировал официальный Кишинев. И не только. Для США и прозападных режимов в странах СНГ твердость, с которой Москва выступила в защиту собственных экономических, геополитических и стратегических интересов в Европе, оказалась громом среди ясного неба: никто из них не предполагал, что официальная Москва посмеет в третий раз подряд (!) противопоставить себя целому ряду стран западного блока и не допустить ущемления своих национальных интересов. Но факт остается фактом. Действующий председатель ОБСЕ Дмитрий Рупель вынужден был признать, что «соглашение по итоговой декларации не было достигнуто из-за России, которая отказалась гарантировать, что безоговорочно начнет эвакуацию своего военного присутствия из Приднестровья и Грузии». Декларация не была подписана, так как Россия в очередной раз использовала свое право вето.

О том, что "Прорыва 5-6 декабря в Любляне не получилось", с откровенным разочарованием заявил на пресс-конференции 9 декабря в Кишиневе и глава миссии ОБСЕ в Молдове американец Уильям Хилл.  

По этому поводу, официально подтверждая противостояние с Россией, со своими заявлениями выступили США, ЕС и НАТО.

Есть резон кратко остановиться на каждом из них.

С заявлением, в котором прозвучал открытый ультиматум в адрес РФ, от имени 26 стран НАТО выступила Норвегия. В документе, на словах, как обычно страны НАТО подтверждают свои обязательства по Договору об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), а также их якобы «стремление к скорейшему вступлению в силу указанного документа». Но тут же оговаривается, что это возможно только в том случае, если РФ ликвидирует свое военное присутствие в Грузии и Приднестровье. «В связи с этим, - говорится в заявлении, - страны НАТО еще раз заявляют, что только полное выполнение Стамбульских обязательств о выводе иностранных российских войск из Грузии и Молдовы создаст необходимые условия для продвижения в процессе ратификации Адаптированного Договора об обычных вооруженных силах в Европе».

 В этой связи НАТО выразило сожаление по поводу отсутствия прогресса в решении проблемы вывода российских вооруженных сил из Приднестровья, и призвало Россию возобновить и в кратчайшие сроки завершить процесс вывода своих войск с этой территории. Из этого следует, что Североатлантический блок, ранее противостоящий СССР и Варшавскому Договору, в настоящее время фактически противостоит Российской Федерации.

В СМИ Приднестровья уже неоднократно акцентировалось внимание общественности на том, что европейские страны-члены НАТО составляют и основной костяк Евросоюза, поэтому заявление этой европейской организации практически ничем не отличается от заявления НАТО. В нем также выражается «сожаление» в связи с невыполнением Россией взятых в Стамбуле в 1999 году обязательств по выводу своих войск из Грузии и Приднестровья, что якобы препятствует принятию Министерской декларации ОБСЕ вот уже третий год подряд. ЕС выразил «обеспокоенность» неурегулированностью конфликтов в Грузии и на Днестре. По мнению чиновников ЕС, «выполнение Россией в полной мере Стамбульских обязательств, которые отражены и в Итоговом документе ДОВСЕ, остается ключевым элементом в процессе урегулирования этих конфликтов». В этой связи Европейский союз в унисон с НАТО выразил сожаление по поводу продолжающегося отсутствия прогресса в процессе вывоза вооружения Российской Федерации с территории ПМР и призвал Российскую Федерацию возобновить и завершить этот процесс в кратчайшие сроки.  Другими словами, ЕС призвал Россию не сопротивляться США и НАТО, «сложить оружие и сдаться на милость Запада».

Но больше всего заслуживает внимания откровенно антироссийский вызов Соединенных Штатов Америки, который сквозит в каждом пункте Заявления США, касающегося переговорного процесса между ПМР и РМ. То, что РФ заблокировала принятие противоречащей ее интересам заключительной декларации министерского саммита ОБСЕ, а главное, не допустила подписания разгромной для Приднестровья резолюции по событиям на молдо-приднестровском политическом фронте, побудило Вашингтон резко высказаться и открыто поддержать официальный Кишинев в противостоянии с Тирасполем. 

Во-первых, Соединенные Штаты очень недовольны тем, что не было достигнуто соглашения  по заключительной Политической министерской декларации ОБСЕ. Во-вторых, США высказали свою особую «озабоченность» тем, что осталась неподписанной и Региональная декларация ОБСЕ по Молдове. И в-третьих, Вашингтон, по мнению зарубежных аналитиков, был крайне удивлен и озадачен «вызывающим поведением» российских дипломатов и тем, с какой уверенностью последние проигнорировали американские инициативы в вопросах стабилизации обстановки в Юго-Восточной Европе. Делегация США, «озабоченная» проявленной самостоятельностью России, вынуждена была озвучить собственное заявление, дублирующее по содержанию Региональную декларацию ОБСЕ по Молдове, с тем, чтобы публично придать гласности свое видение разрешения ситуации на Днестре. 

Цитирую основные пункты заявления США. «В связи с отсутствием прогресса в решении приднестровского конфликта и завершении процесса вывода войск Российской Федерации из Молдовы, Соединенные Штаты разделяют взгляды Действующего председательства, Европейского союза и многих других делегаций о том, что было бы чрезвычайно важно в Министерской декларации отразить следующие элементы:

- Подтверждение нашей (американской – С.З.) поддержки суверенитета, независимости и территориальной целостности Республики Молдова,

- Подтверждение готовности ОБСЕ поддержать политическое решение, приемлемое для всего народа Республики Молдова,

- Поддержку расширенного формата переговоров по политическому решению, который теперь включает наблюдателей со стороны Европейского союза и Соединенных Штатов и который, надеемся, придаст дополнительный импульс процессу выработки всеохватывающего решения, которое определит особый юридический статус приднестровского региона в составе Республики Молдова (именно этого и добивается официальный Кишинев во главе с Ворониным),

- Поддержку инициативы президента Украины и дополнительных усилий Республики Молдова, направленных на продвижение процесса переговоров (кстати, официальный Кишинев делает все наоборот – ставит палки в колеса продвижению процесса переговоров – С.З.),

- Выражение особой озабоченности в связи с односторонними действиями, предпринятыми местными приднестровскими властями против населения в Зоне безопасности путем ограничения доступа к земельным участкам, и твердого требования восстановления свободы передвижения (и здесь официальный Вашингтон взял на вооружение ложь, которую «стряпают» в Кишиневе – С.З.),

      - Поддержку проведения Миссии по оказанию помощи в мониторинге на границе с Европейским союзом и выражение уверенности, что это укрепит их прозрачность и воспрепятствует свободе действий негативным феноменам на молдавско-украинской границе (Миссия окажется положительной, если Европейский союз не пойдет на поводу у РМ и не «узаконит» экономическую блокаду ПМР – С.З.),

 - Оценку прогресса в переговорах по поводу возможного мониторинга военно-промышленных предприятий в приднестровском регионе и принятие к сведению пакета мер по укреплению доверия и безопасности, представленного посредниками в переговорах в июле 2005 года (Оценка будет объективна только в том случае, если она предварительно еще не установлена, как, например, это сделано с оценкой чиновниками ОБСЕ выборов в ВС ПМР за долго до выборов - С.З.)».

В этих семи пунктах заявления  полностью отражается международная позиция США по молдо-приднестровским отношениям. В особых комментариях, я думаю, заявление США не нуждается. 

Бесспорно, на саммите ОБСЕ-2005 в Любляне провалилось самое важное для США мероприятие в Европе: им не удалось «протолкнуть» через Министерскую декларацию ОБСЕ и Региональную декларацию ОБСЕ по Молдове международное осуждение военного присутствия РФ в Приднестровье и Грузии. США в очередной раз надеялись услышать от России покаяния или хотя бы каких-либо оправданий по поводу отсутствия в 2005 году прогресса в выполнении обязательств, взятых на Стамбульском саммите ОБСЕ 1999 года о выводе российских войск из Приднестровья.       Но так и не услышали.  Предпринимали попытки призвать РФ к скорейшему возобновлению этого процесса и его завершению уже в 2006 году. Но и эти попытки провалились. Российские дипломаты на прошедшем саммите ОБСЕ дали понять всем, что старая, аморфная и соглашательская Россия осталась в прошлом, а пришедшая ей на смену молодая и обновленная, которая  диктата в отношении себя не допускает и впредь не допустит.

  И уж совсем не к месту прозвучало на саммите заявление Кишинева, с которым выступил министр иностранных дел и евроинтеграции РМ Андрей Стратан. Его ораторство, по выражению многочисленных политических обозревателей, уже никого не интересовало, а заявление выслушали чисто из дипломатического этикета. И «грозные формулировки» официального Кишинева в адрес Российской Федерации, прозвучавшие в его выступлении, никого всерьез не озадачили. Поэтому министру из РМ не оставалось ничего другого, как выразить сожаление по поводу того, что из-за позиции России («всего одного члена ОБСЕ», - так посетовал Стратан) членам Евросоюза, НАТО и США не удалось принять итоговый документ саммита и, что особенно болезненно сказалось на правящей элите Кишинева, резолюцию ОБСЕ по РМ. Но, судя по оптимизму Стратана, «Молдова твердо намерена найти политическое решение приднестровскому конфликту, основанное на принципах собственного суверенитета, независимости и территориальной целостности».  Кроме этого, убежден так называемый министр интеграции, «это решение будет разработано на принципах, установленных парламентом Молдовы 22 июля, и предоставит приднестровскому региону статус автономии в рамках РМ». Забыли, вероятно, в Кишиневе старую народную мудрость: «бодливой корове бог рогов не дал!». Вот почему на  призывы МИД Молдовы к российской стороне «срочно эвакуировать свое военное присутствие из приднестровского региона в соответствии с обязательствами, взятыми Россией на стамбульском саммите ОБСЕ в 1999 году», уже никто не обратил внимания.

Между тем, Россия на саммите ОБСЕ в Любляне обвинила страны НАТО (они же и страны ЕС) в том, что они до сих пор не ратифицировали ДОВСЕ, который также является одним из решений стамбульского саммита 1999 года. МИД РФ прямо заявил, что увязку ратификации адаптированного Договора об обычных вооруженных силах в Европе, которую так навязывают международному сообществу ЕС и НАТО, с выполнением Россией стамбульских обязательств, то есть с полной эвакуацией ее военного присутствия из Приднестровья и Грузии, Москва считает контрпродуктивной. Это в очередной раз в интервью РИА «Новости» 6 декабря подтвердил ответственный представитель МИД России Михаил Камынин. Он подчеркнул, что молдо-российские договоренности о выводе вооружений РФ из этих стран «носят двусторонний характер и не порождают никаких обязательств России в отношении третьих стран».

Так что вмешиваться в это дело ни ЕС, ни НАТО во главе с США дозволено не будет.

Это, по всей вероятности, уже поняли на Западе, потому что совсем недавно «Радио Свобода», финансируемое западными структурами, огласило некоторые выводы и согласилось с тем, что для того, чтобы Россия начала выполнять свои стамбульские обязательства, она должна быть уверена в лояльности тех стран, которых касаются эти соглашения. В частности, это касается Молдовы и Грузии. По мнению радио «Свободная Европа», Россия согласится начать выполнение стамбульских обязательств, но сделает это только тогда, когда получит четкие гарантии того, что Тбилиси и Кишинев прекратят проводить активную антироссийскую политику, закроют вопрос о евроатлантической интеграции, и не будут угрожать расправой так называемым  «непризнанным», но независимым  и суверенным  республикам.

По словам российского дипломата, сложившаяся вокруг ДОВСЕ ситуация ненормальна. "Россия сделала все необходимое для скорейшего вступления в силу адаптированного ДОВСЕ - вписалась во фланговые уровни, выполнила все относящиеся к договору элементы стамбульских договоренностей и, в отличие от стран НАТО, ЕС и США, ратифицировала Соглашение о его адаптации. Более того, вне контекста ДОВСЕ достигнута и уже выполняется российско-грузинская договоренность о завершении вывода российских военных баз с территории Грузии в течение 2008 года". Однако для США, как показывает ситуация, этого недостаточно. Надо думать, Вашингтону очень бы хотелось, чтобы Россия была полностью блокирована в собственных границах. 

Между прочим, представитель МИД России напомнил присутствующим на саммите, что в Стамбуле в 1999 году страны НАТО и ЕС взяли на обязательство "оперативно предпринять усилия для содействия завершению национальных процедур ратификации, с тем чтобы Соглашение об адаптации могло вступить в силу как можно скорее". Но ни одна страна НАТО или ЕС это обязательство не выполняет. «Если ничего в этом плане не изменится, то на третьей конференции по рассмотрению действия ДОВСЕ в мае 2006 года его участникам, видимо, придется определяться в принципиальном плане относительно судьбы "краеугольного камня европейской безопасности", - подчеркнул официальный представитель российского МИД Михаил Камынин.

Но США не желают прекращения действия ДОВСЕ, Вашингтон этого боится. Американские военные стратеги считают, что только выход России из Договора об ограничении обычных вооруженных сил в Европе будет означать сохранение российского военного присутствия в Грузии и Приднестровье. А если Договор будет аннулирован, Россия получит свободу действий, и сможет по договоренности разместить свои военные базы в любой стране не только Содружества, но и восстановить утраченные, например, на Кубе и во Вьетнаме. 

Британское издание «The Financial Times» недавно писало, что возможный выход России из Договора об ограничении обычных вооруженных сил в Европе (ДОВСЕ) позволит Москве сохранить свое военное присутствие в Грузии и Приднестровье. Писала эта газета и о том, что «заявление министра обороны РФ Сергея Иванова, сделанное по этому поводу на 40-й ежегодной конференции НАТО по вопросам безопасности и обороны, которая завершилась в Мюнхене в начале 2004 года, шокировало европейских и американских военных чиновников».

Уже тогда российский министр обороны заявлял, в 1999 году Россия брала на себя стамбульские обязательства в других военно-политических условиях, отличающихся от сегодняшних реалий. Тогда Россия получила заверения в том, что НАТО не развернет свои вооруженные силы в восточноевропейских странах, желающих вступить в Альянс. По словам российского министра, после вступления в апреле (30.03.04 г.) в НАТО семи новых членов, Договор об ограничении обычных вооруженных сил в Европе фактически уже тогда утратил свою актуальность и сегодня  «не может более поддерживать стабильность и баланс интересов» в Европе. По словам Сергея Иванова, Договор может разделить судьбу другого реликта «холодной войны», Договора об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО), который Россия и Соединенные Штаты разорвали два года назад. Но выход США из Договора по ПРО отвечал интересам «Стратегии Национальной безопасности США» в новом столетии. А вот выход России из ДОВСЕ и размещение ее военных баз за пределами своих границ противоречит геополитическим устремлениям США.

Вот тот камень преткновения, о который может расколоться американский гегемонизм и амбициозность Вашингтона. Но это уже другая тема.  

Вернемся к саммиту ОБСЕ в Любляне, где самое интересное для приднестровцев прозвучало из уст министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова.  "Вопросы о приднестровской проблеме в рамках ОБСЕ решены быть не могут, они могут быть решены только путем переговоров Молдовы и Приднестровья", - сказал журналистам министр иностранных дел России. Стало вполне очевидным, что официальная Москва осознала важность Приднестровья в системе стратегических российских интересов, если настаивает, чтобы проблема нормализация отношений между ПМР и РМ решалась между Кишиневом и Тирасполем, а не в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). В связи с этим Сергей Лавров посоветовал тем, кто хочет поговорить о присутствии российских войск в Приднестровье, прежде внимательно почитать документы Стамбульского саммита ОБСЕ 1999 года. А в заключительном выступлении заявил, что «все без исключения обязательства, которые касаются ДОВСЕ, Российской Федерацией уже выполнены», поэтому дальнейшие разговоры о судьбе ОГРВ в Приднестровье утратили всякий смысл.

Итак, судя по результатам Министерского саммита ОБСЕ в Любляне, можно сделать определенный вывод: Россия, во-первых, не намерена до завершения процесса нормализации отношений между ПМР и РМ выводить своих миротворцев из зоны безопасности на Днестре и ОГРВ из Приднестровья, во-вторых, остается приверженцем решения проблем взаимоотношения ПМР и РМ только на основе договоренностей между Тирасполем и Кишиневом.

Очевидно, что последовательность во внешней политике ПМР, наконец, начинает приносить свои плоды для Тирасполя.

 

       *************С.Зайченко, Ольвия-пресс, 12.12.05г.*****************