image001-2811.jpg

 «ОЛЬВИЯ-ПРЕСС»

ОРАНЖЕВЫЙ САММИТ В КИШИНЕВЕ: ЧЕМ ГРОЗИТ ПРИДНЕСТРОВЬЮ ВОЗРОЖДЕННЫЙ ГУУАМ

22 апреля в молдавской столице соберутся сразу 9 президентов. Пятеро из них – главы государств, которые входят в организацию ГУУАМ. Это Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан и Молдова. Известно, что в свое время этот союз был создан и поддержан Вашингтоном в качестве альтернативы СНГ. Таким образом на Западе рассчитывали сначала ограничить, а затем полностью ликвидировать российское влияние на постсоветском пространстве. Сегодня этому проекту собираются придать второе дыхание. На кишиневском саммите Молдову назначат новым лидером ГУУАМ – видимо, за ее особые антироссийские заслуги. Не случайно на саммит в качестве почетных гостей приглашены в числе прочих президенты Румынии и Польши – тех стран, которые Вашингтон видит проводниками своих интересов в Европе. Но главными на встрече будут даже не они. Куратором саммита уже назначен один из высокопоставленных чиновников США. Говорят, что в Кишинев может приехать сама Кондолиза Райс. Впрочем, дело, конечно, не в политической фигуре. Гораздо важнее те решения, которые собираются принимать участники возрожденного союза.

Одна из главных тем предстоящего саммита – решение «замороженных» конфликтов. Еще в марте Саакашвили и Воронин подписали в Кишиневе специальную декларацию. В документе говорится, что Молдова и Грузия будут вместе добиваться ликвидации непризнанных государств СНГ и российского присутствия в Приднестровье и на Кавказе. Авторы документа пообещали, что более детально об этой задаче они поговорят 22 апреля. Возможные детали такого «сотрудничества» пока не известны, однако первые сигналы уже есть. В грузинском парламенте была озвучена идея заменить миротворцев России на совместные силы стран ГУУАМ. И хотя это пока только пожелание, такие заявления красноречиво говорят о том, над какими задачами работают в кулуарах этого блока.

В Тирасполе не исключают, что возрожденный ГУУАМ может стать инструментом коллективного давления на Приднестровье, Абхазию, Южную Осетию и Карабах. Противостоять этой угрозе непризнанные пока государства намерены тоже коллективно. Именно эта задача стала главной темой недавней встречи министров иностранных дел в Сухуми.

«В основном наши озабоченности были связаны с предстоящим саммитом ГУУАМ в Кишиневе, – сообщил в интервью информационному агентству «Ольвия-пресс» министр иностранных дел ПМР Валерий Лицкай. – Мы знаем, что есть планы определенных сил, особенно в Грузии и Молдове, превратить этот ГУУАМ в блок давления на непризнанные государства. Эти угрозы требуют соответствующего реагирования с нашей стороны - и дипломатического, и политического, и - если потребуется - во всех сферах деятельности».

В ближайшее время Приднестровье, Абхазия и Южная Осетия подпишут сразу несколько совместных проектов, которые установят механизм такого реагирования. У наших стран действительно есть немало общих интересов. И понятно, что защищать их вместе гораздо легче, чем в одиночку.

«Что общего между нашими государствами? Нас объединяет то же самое, что объединяет людей, которых на улице подстерегает грабитель, вооруженный камнем, кистенем, и имеющий намерение отобрать то, что нам принадлежит, – так образно прокомментировал союз стран СНГ-2 министр государственной безопасности ПМР Владимир Антюфеев. – В отношении нас используют одни и те же технологии, которые обкатываются и формируются в вашингтонском «обкоме». Стремление объединить свои усилия в этих условиях вполне естественно для наших республик с переходным статусом».

Тема Приднестровья на саммите ГУУАМ будет обсуждаться отдельно. Еще в марте президент Украины Виктор Ющенко пообещал озвучить в Кишиневе свой проект приднестровского урегулирования. Эту новость в Молдове обыграли по-своему. Придворные кишиневские эксперты тут же поспешили объявить, что наконец-то Украина поддержит план удушения Приднестровья и предложит Тирасполю в лучшем случае некий автономный статус в составе единой и неделимой. Предполагалось, что такой статус одобрят все участники кишиневского саммита и затем навяжут его Приднестровью. Однако на прошедшей неделе отношение Кишинева к проекту Ющенко неожиданно изменилось. В электронных СМИ появилась информация, что киевский план предполагает создать федерацию, в которую вошли бы два субъекта – Молдова и Приднестровье. В это же время молдавский президент выступил с заявлением, которое прозвучало как ультиматум руководству Украины.

«Было бы ошибкой, если бы Украина предложила план приднестровского урегулирования на основе федерализации. Мы такие предложения даже рассматривать не будем. Идею федерализации мы похоронили, и возврата к ней больше нет», – заявил президент Молдовы.

            Такое заявление может говорить только об одном – в Кишиневе уже известны некоторые детали украинского проекта, и эти детали явно не совпадают с теми надеждами, которые были у молдавских властей. Не случайно Воронин опять заявил, что у Молдовы есть свой собственный план – особый статус так называемых восточных районов в составе унитарной страны. Причем обсуждать его с Тирасполем Кишинев не собирается. Президент Молдовы отметил, что статус Приднестровья будет установлен молдавским законом, и этот закон приднестровцы обязаны будут выполнять. И – никаких переговоров с Тирасполем. На прошедшей неделе в интервью информационному агентству «Ольвия-пресс» свою оценку такой позиции Кишинева дал посол Российской Федерации в Молдове. «Это заявление. Но мы знаем и другие позиции - мы знаем отношение посредников, мы знаем отношение наших партнеров, в том числе и на Западе, - заявил Николай Рябов. - И мы надеемся, что здравый смысл все-таки возобладает, что такие заявления уйдут в прошлое, а стороны будут взаимодействовать конструктивно».

            На прошлой неделе молдавскому президенту пришлось пережить еще одно разочарование. И пришло оно с той стороны, с которой в Кишиневе его ожидали меньше всего. Специальный представитель Европейского Союза посетил на днях берега Днестра.

            Должность специального представителя Евросоюза по Молдове появилась в европейском аппарате 16 марта. В этот же день на новый пост был назначен голландец Адриан Якобовиц де Сегед. Брюссель объявил, что одной из главных задач европейского посла станет содействие в урегулировании отношений Кишинева и Тирасполя. Возможно, именно поэтому на новую должность назначили дипломата, который хорошо знаком с тем, что происходит на берегах Днестра. Хорошо знакомы с новым европейским представителем и в Тирасполе.

            «Это один из самых опытных дипломатов Голландии, – отмечает министр иностранных дел ПМР Валерий Лицкай. – Господин Якобовиц был представителем в ООН, работал послом в США, в России, он прекрасно говорит по-русски. Он работал полтора года при миссии ОБСЕ в Кишиневе, участвовал во всех переговорных процессах и очень неплохо ориентируется в местной ситуации».

            Правда, за эти полтора года будущий представитель Европы предпочитал держаться в тени и успел запомниться тем, что иногда его фамилию произносили на славянский манер – Якубович.

В Кишиневе историю с назначением европейского представителя превратили в настоящее шоу. Общий смысл восторженных публикаций в молдавской прессе сводился к одному – наконец-то Европа займется Приднестровьем и поможет Молдове задавить «сепаратистов». Именно такого подхода ждали в Кишиневе от предстоящего визита Якобовица на берега Днестра. По кишиневской версии, европейский представитель должен был публично поддержать позицию молдавских властей о том, что в прежнем формате урегулирование невозможно, и что теперь Запад вместе с Молдовой сами решат судьбу приднестровцев. Однако опять все получилось не совсем так, как хотелось бы Кишиневу.

Первый вопрос, который задали в Тирасполе представителю Европы, был связан с инициативой Молдовы о расширении пятистороннего формата переговоров. Молдавский президент неоднократно заявлял, что ждет подключения к процессу Европейского Союза, с помощью которого Кишинев надеется усилить давление на Тирасполь. Власти Молдовы надеялись, что такое подключение произойдет даже вопреки позиции Приднестровья, которое настаивает на сохранении пятистороннего формата. Однако позиция ЕС, которую озвучил в приднестровской столице Якобовиц, разбила и воронинские надежды, и весь тот пропагандистский шум, который поднял вокруг европейского представителя официальный Кишинев.

«Первое, что он заявил - участие ЕС в пятистороннем формате будет возможно только по просьбе обеих сторон, - сообщил, комментируя итоги встречи с европейским представителем, Валерий Лицкай. - Если такой просьбы не следует, то никаких специальных пожеланий или требований у ЕС сейчас нет».

На переговорах в Тирасполе выяснилась и еще одна важная деталь. У Евросоюза нет своего проекта приднестровского урегулирования. Есть только общие пожелания, главное из которых – сохранить внешнюю целостность границ бывшей Молдавии. Что будет внутри этих границ – два равноправных государства, как этого хочет Тирасполь, или единая Молдова, на чем настаивает Кишинев, для Европы – вопрос второстепенный. Главное – договориться об этом должны сами стороны. Никаких ультиматумов Тирасполю, на которые так наделся молдавский президент, со стороны Европы не будет.

«Существует ли европейский план урегулирования? Выяснилось, что как документа такого плана нет и в ближайшее время не будет, – отметил министр иностранных дел ПМР Валерий Лицкай. – У Евросоюза есть лишь несколько широких идей. Я считаю, что это очень правильный подход, потому что прежде чем бросать на стол какие-либо документы, необходимо провести широкие консультации со сторонами».

В Приднестровье воспользовались визитом европейского представителя, чтобы вновь напомнить о своем давнем предложении Евросоюзу. Тирасполь предлагает провести международный мониторинг государственных границ Приднестровья и Молдовы, чтобы раз и навсегда положить конец кишиневским сказкам о приднестровской «черной дыре». Инициатива Тирасполя звучит на подобных встречах уже не первый год, однако в Европе почему-то не спешат воспользоваться приднестровским предложением. В республике это связывают с геополитическими играми Запада.

«Уже более года лежит наше предложение и в ЕС, и в ОБСЕ по мониторингу границ Приднестровья и Молдовы, – напомнил на недавней встрече с журналистами Президент ПМР Игорь Смирнов. – Более того, наше предложение включает в себя и проверку всех тех  предприятий, в отношении которых у Запада есть подозрения, что там якобы изготавливают вооружение. – Однако до сих пор Европа не торопится воспользоваться таким предложением. У этого может быть только одно, геополитическое объяснение, - таким образом, не опровергая все эти сказки про черную дыру, Запад пытается бросить тень на Россию».

Однако больше всех идее мониторинга противится Молдова. В Кишиневе смещают акценты и подменяют идею проверок на границе совершенно другим предложением. Под видом мониторинга Молдова надеется фактически заблокировать приднестровскую границу с Украиной. При этом никакой проверки своих границ Кишинев категорически не приемлет. «Ольвия-пресс» уже рассказывала о том, что властям Молдовы есть что скрывать от международного сообщества, и о том, что на самом деле на берегах Днестра действительно процветает «черная дыра». Однако никакого отношения к Приднестровью она не имеет.

В последнее время тему контроля государственных границ Приднестровья и Молдовы все чаще поднимают эксперты и журналисты соседней Украины. Для нашего восточного соседа, который сегодня вовсю стремится в Европу, тема борьбы с контрабандой стала одной из первостепенных. Однако рассказывая об угрозе, которая исходит в этом смысле с берегов Днестра, украинская пресса называет ее источником никак не Приднестровье. Эксперты отмечают, что в реальности удобным центром для подобного рода преступлений давно стала территория Республики Молдова. Яркий пример – ситуация на молдавском отрезке дороги Одесса-Измаил,который в Украине называют настоящей «черной дырой» региона. Вот характерная цитата из статьи, которую опубликовал недавно украинский Интернет-портал «Подробности»: «Прямо у обочины дороги расположены молдавские торговые точки, которые де-факто освобождены от какого-либо таможенного досмотра. В них можно купить все, что угодно - от бутылки вина сомнительного происхождения до автомата Калашникова, зенитной ракеты или тех же наркотиков. Эта таможенная «черная дыра» существует годами, но молдавскую сторону это, похоже, вполне устраивает».

И это – только один из примеров того, кто на самом деле занимается в регионе контрабандой. Именно поэтому Тирасполь предлагает провести мониторинг не только приднестровской границы, и именно поэтому президент Воронин так активно блокирует эту инициативу.

Впрочем, визит европейского представителя в Тирасполь показал, что дело, наконец, может сдвинуться с мертвой точки. Евросоюз фактически поддержал приднестровскую позицию о том, что проверять надо все границы – и Приднестровья, и Молдовы. И это уже прогресс.

«Позиция Евросоюза прозвучала ясно и однозначно – ЕС желает усилить контроль за границами, – отмечает министр иностранных дел ПМР Валерий Лицкай. – Но здесь есть разные подходы сторон. Есть подход Кишинева, который состоит в том, что ЕС должен плотно запломбировать приднестровский участок границы с Украиной. И есть другой подход: плотный контроль за всем периметром границ – как Приднестровья, так и Молдовы. Надо отметить, что ЕС взял на вооружение именно эту позицию – контроль по всему периметру. И я считаю, что если удастся провести такой мониторинг, то все спекуляции, разговоры по поводу приднестровской «черной дыры» будут прекращены».

Интересно было бы заглянуть в тот будущий день, когда Европа все-таки решится на мониторинг границы Молдовы. Вряд ли стоит сомневаться, что европейцев ждет немало неприятных сюрпризов…

Олег Елков.