image001-2498.jpg

«ОЛЬВИЯ-ПРЕСС»

          

МОЛДОВА ПЕРЕД ВЫБОРАМИ:

«ОРАНЖЕВОЕ МОРЕ, ОРАНЖЕВОЕ НЕБО И …ОРАНЖЕВЫЙ ВЕРБЛЮД»

Мода на «оранжевое», похоже, пришла и в Молдову. И дело не только в цветах, которые выбрала для своей предвыборной символики часть молдавской оппозиции. После украинских событий апельсиновые оттенки на постсоветском пространстве стали уже своеобразным символом, и именно этот символ, похоже, окажет заметное влияние и на выборы в молдавский парламент. Даже голубые экраны молдавских телевизоров уже принимают желто-оранжевый оттенок. И это не случайно – зрители канала «PRO-TV» Молдова это уже приметили: и в студии, и в одежде телеведущих этого канала произошла настоящая цветовая революция.

Первой «оранжевую моду» в РМ принесла ХДНП Юрия Рошки. Ее примеру последовали Блок «Демократическая Молдова» и СДПМ – но поскольку цвет был уже «занят», эти формирования взяли на вооружение другой апельсиновый оттенок - желтый. Однако, если смотреть не только на яркую обертку, но и на содержание, то вполне уверенно можно утверждать, что «первооткрывателем» в этой погоне за яркими цветами, под которыми Запад в последнее время проводит политику укрепления своего влияния на постсоветском пространстве, в Молдове был другой политик. Это действующий молдавский президент Владимир Воронин. Воронин стал «оранжевым» еще задолго до того, как Рошка объявил апельсиновый цвет предвыборным цветом ХДНП. И это наглядно демонстрирует его все более агрессивная антироссийская политика за последние два года.

Ни для кого не секрет, что президентом Молдовы Воронин стал именно на пророссийской «волне». Пообещав народу интегрировать Молдову в СНГ, обеспечить стратегическое партнерство с Россией, рассмотреть вопрос о вхождении ее в состав Союза России и Белоруссии, сделать русский язык вторым государственным и на этой основе мирными средствами объединить ПМР и РМ, его партия добилась полноты власти в парламенте и посадила его в президентское кресло. Сегодня позиция Воронина и ПКРМ диаметрально противоположна. Не выполнив ни одного из своих обещаний, Воронин, если перефразировать одну из русских сказок, окончательно «повернулся к Западу лицом, а к Востоку задом». Все его усилия сегодня направлены на вытеснение России и сближение с США и НАТО, что является главной задачей, которую западные институты вкладывают во  все «бархатные революции».

Не потому ли сегодня, импонируя тем, кто управляет «желто-оранжевыми» революциями, Воронин доказывает Западу свою принципиальную «антироссийскость»? Не поэтому ли, в угоду НАТО обвиняя Россию в «имперских амбициях», раскручивает в ее лице «врага», якобы «оккупировавшего» часть восточной территории РМ и не позволяющего ему выполнить хотя бы одно предвыборное обещание: присоединить к Молдове Приднестровье? И не потому ли сейчас в отношении Приднестровья Воронин сделал откровенную ставку на силовой сценарий, чтобы противостояние на Днестре довести до крайне напряженной ситуации и привлечь к его разрешению Запад?

Однако, как бы не старался Воронин привлечь к своей персоне внимание, он наверняка осознает, что Запад не будет сожалеть об его уходе. Для выполнения миссии по интеграции Молдовы в Европу (читай – в Румынию) и сближению ее с НАТО Запад выберет других политиков, которые, в отличие от перекрасившегося Воронина, уже выращены с нужной окраской. 

Страх оказаться «чужим среди своих», что чревато последствиями лично для Воронина, заставляет его спешно действовать, чтобы не оказаться позади своих оппонентов. А вот насколько у него это получается, судите сами.

Президентская администрация резко активизировала консультации с администрацией США, руководством ЕС и НАТО. Дипломаты РМ как челноки мотаются по Европе в поисках поддержки, консультируются со своими зарубежными партнерами в Брюсселе и Страсбурге, в Бухаресте и Вене, в Софии и Братиславе, а отдельные значимые представители Запада зачастили в Кишинев. Последний визит Генерального секретаря Совета Европы Терри Дэвиса и президента Румынии Траяна Бэсеску в Молдову – тому подтверждение.

Никто не станет оспаривать, что Воронин и его команда спешно приступили к раскрутке очередной идеи о «новом враге» стабильности и безопасности в Европе в лице России и Приднестровья только для того, чтобы продемонстрировать перед Западом свою солидарность с остальными «оранжевыми» не только в Молдове, но и на всем постсоветском пространстве. Для справки: и ХДНП, и БДМ, и СДПМ, и другие национал-демократические силы в Молдове с удовлетворением поддержали новые инициативы МИД Молдовы, как в отношении Приднестровья, так и России. Это говорит о том, что коммунист Воронин от остальных «оранжевых» националистов практически ничем не отличается. Поэтому, не опасаясь совершить ошибку, можно смело утверждать: у всех рвущихся во власть в Молдове – один и тот же координатор и один и тот же цвет предвыборной кампании.

Как относится Россия к предвыборной суматохе в Молдове?

На этот вопрос можно ответить коротко – довольно спокойно. Возможно, что в Кремле уже начинают осознавать, что ставка на политическую элиту Молдовы (любого ее представителя) в процессе продвижения геополитических интересов России на Балканском направлении будет проигрышной.

В настоящее время наступила новая фаза в молдо-российских отношениях. Сегодня от мягких формулировок стороны уже перешли к взаимной конфронтации. Главная причина этому – настоятельное требование Молдовы и всего Запада очистить Приднестровье от российского присутствия. Последний выпад Молдовы, запретивший иностранным дипломатам, в том числе и стран-гарантов России и Украины, без письменного разрешения МИД РМ посещать Приднестровье, говорит о том, что Воронин, как самый настоящий «оранжевый», пошел «ва-банк» ради победы на парламентских выборах. Своим (и не только, в чем сомнений нет) решением он фактически парализовал в зоне безопасности работу Объединенной контрольной комиссии (ОКК), подорвал оперативную связь между командованием российских миротворцев и российским дипломатическим корпусом в Молдове, ущемил международное право российского дипломата свободно перемещаться по территории страны. 20 января власти Молдовы воспрепятствовали въезду на территорию ПМР посла РФ Н.Т.Рябова, который направлялся в Тирасполь для согласования повестки дня намеченной на 25-26 января Одесской встречи сторон и посредников. Без сомнения, это крайне негативно отразилось на отношениях между Москвой и Кишиневом. В Заявлении МИД РФ по этому поводу, в частности, сказано: «Предпринятую по заготовленному сценарию акцию нельзя расценивать иначе как недружественную и противоречащую интересам сохранения мира в регионе». Это с одной стороны.

С другой стороны, это может служить и подтверждением тому, что спонсоры «оранжевых» начали наступление на Россию со стороны флангов постсоветского пространства. Говоря о Молдове, специалисты Северо-атлантического блока утверждают, что двери для интеграции в НАТО для всех открыты. А степень интеграции Молдовы в НАТО будет определять и степень вовлеченности альянса в разрешение наиболее болезненной для нее проблемы – молдо-приднестровского конфликта. И хотя, по их мнению, сегодня «приднестровская проблема» не стоит на повестке дня НАТО, это не значит, что организация не может быть вовлечена в этот процесс. По заявлениям представителей блока, «для вовлечения НАТО в решение приднестровской проблемы достаточно запроса со стороны Молдовы как суверенного государства. Нужно ее стратегическое решение. И ответ НАТО будет позитивным» («Кишиневский обозреватель», № 1 от 20.01.01 года).

Учитывая сложившуюся международную ситуацию, нельзя быть уверенным, что по завершению парламентских выборов в Молдове и прихода к власти любых на сегодняшний день политических сил в стране, в том числе и ПКРМ во главе с Ворониным, вновь избранный глава государства не примет такого «стратегического решения». И хотя НАТО сегодня громко уверяет Россию в своем миролюбии (США вынуждены пока считаться с интересами РФ), нет гарантий тому, что коалиционные войска НАТО не возьмут на себя так называемую «миротворческую» миссию в зоне безопасности на Днестре с вытекающими из этого последствиями.

В заключении следует добавить. Изучив опыт Украины, партия воронинских коммунистов, во-первых, открыто пошла по стопам «оранжевых», проявляя себя как самого яркого поборника западной стратегии, а во-вторых, делает все, чтобы лишить оппозицию, уже принявшую на вооружение апельсиновые цвета, возможности самостоятельно выступать в качестве революционной силы.

Если говорить словами позабытой детской песенки, можно сделать логичный политический вывод о современной ситуации в Молдове: на фоне «оранжевого моря», «оранжевого неба» совершенно отчетливо просматривается и «оранжевый верблюд».

 

       ****************C.Зайченко, Ольвия-пресс, 26.01.05*****************