Договор об обычных вооруженных силах в Европе - «краеугольный камень» европейской безопасности и материальная основа взаимоотношений России и НАТО – может стать атрибутом прошлого. Причина – нежелание стран НАТО ратифицировать адаптированный Договор и настойчивая экспансия к российским границам военных инфраструктур США и НАТО. В то время как достигаются договоренности об открытии новых военных баз США в Румынии, на Саммите ОБСЕ в Любляне и на министерском саммите НАТО в Брюсселе Запад требует ликвидации российского военного присутствия в Приднестровье.
Адаптированный Договор об обычных вооруженных силах в Европе был подписан в 1999 году на Саммите ОБСЕ в Стамбуле. Договор устанавливает лимиты концентрации вооружений для стран Европы. Кроме того, в Стамбуле Россия добровольно подписала с Грузией и Молдовой соглашения о сроках пребывания российских войск на их территории, так называемые «стамбульские обязательства». Теперь страны НАТО условием ратификации Договора ставят выполнение Россией этих «стамбульских обязательств».
У стран НАТО нет никаких объективных причин затягивать ратификацию адаптированного ДОВСЕ. Россия свои обязательства по Договору давно выполнила. В Приднестровье, в частности, в рамках этого Договора под наблюдением ОБСЕ было уничтожено более 400 единиц бронетехники. Несмотря на всю важность документа для европейской безопасности, ратифицирован он был только Россией, Украиной, Белоруссией и Казахстаном. Ни одно натовское государство документ не ратифицировало, более того, новобранцы НАТО – Латвия, Литва и Эстония – до сих пор не присоединились к этому Договору. На границах России появилась «серая зона», потенциально угрожающая ее безопасности.
В этих условиях Вашингтон продолжает оказывать давление на Москву. В Любляне представители США заявили, что Вашингтон не подпишет Договора об обычных вооруженных силах в Европе до тех пор, пока Россия будет сохранять свои войска и боеприпасы в «сепаратистских регионах» Молдовы и Грузии. «Невозможно совместить продолжающееся присутствие российских войск с этим договором», - заявил заместитель госсекретаря США по политическим вопросам Николас Барнс.
В Москве увязывание ратификации ДОВСЕ с выполнением российско-молдавских и российско-грузинских соглашений называют неправомерным и контрпродуктивным. Официальный представитель российского МИДа Михаил Камынин подчеркнул, что договоренности Москвы с Кишиневом и Тбилиси «носят двусторонний характер и не порождают никаких обязательств России в отношении третьих стран».
Москва не отказывается от выполнения «стамбульских обязательств». Но в случае, например, с Молдовой российские дипломаты поясняют, что выполнение этих договоренностей зависит от прогресса в урегулировании молдо-приднестровских отношений.
Одной из задач российского контингента в Приднестровье является охрана складов в селе Колбасна. Это обязанность России для обеспечения безопасности в этом регионе Европы. Другой важнейшей задачей российского контингента в Приднестровье является обеспечение миротворческой операции. Но вывоз боеприпасов, складированных в Приднестровье, зависит не только от воли Кишинева и Москвы. Тирасполь неоднократно заявлял, что, прежде всего в России приднестровцы видят залог своей безопасности и мира на Днестре. Россия доказала эффективность своей миссии, за 13 лет миротворческой операции здесь не погиб ни один миротворец, ни один мирный житель. Наличие складов с боеприпасами является частичной гарантией сохранения в регионе российского контингента. Поэтому, и об этом заявляли и российские представители, вывоз боеприпасов будет осуществляться синхронно с процессом молдо-приднестровского урегулирования. На Саммите в Любляне глава российского МИДа Сергей Лавров напомнил, что до того момента, как в 2003 году переговорный процесс между Молдовой и Приднестровьем был прерван, Россия вывезла из Приднестровья 45 эшелонов с боеприпасами. «Вывоз боеприпасов прекратился по причине срыва переговорного процесса. Если переговоры возобновятся, вывоз продолжится», - подчеркнул Лавров.
Очевидно, что, требуя от России «безоговорочного» выполнения «стамбульских обязательств», Вашингтон и НАТО стремятся к укреплению своих стратегических позиций, а Кишинев и Тбилиси пытаются таким образом решить в свою пользу конфликты с Приднестровьем, Абхазией и Южной Осетией. Но все это происходит в ущерб региональной и общеевропейской безопасности, в том числе в ущерб безопасности России. Очевидно, что в этом контексте ОБСЕ не выполняет своих прямых обязанностей. Поддерживая точку зрения Вашингтона, НАТО, Кишинева и Тбилиси, Организация тем самым снижает уровень безопасности в Европе.
Позиция Москвы достаточно ясна и прозрачна, чего не скажешь в отношении НАТО или ОБСЕ. Россия не может позволить себе рисковать своей безопасностью и безопасностью своих соотечественников. Только в Приднестровье проживает более 100 тысяч граждан Российской Федерации. Уважающая себя держава не может оставить на произвол судьбы своих граждан, где бы они не находились.
Жесткая увязка странами НАТО ратификации адаптированного ДОВСЕ со «стамбульскими обязательствами» наряду с непрекращающимся наращиванием военного потенциала США и НАТО на российских рубежах ставит вопрос о целесообразности участия России в Договоре. «Нужен ли Европе вообще какой-то механизм, предусматривающий прозрачность и ограничение на развитие обычных вооружений», - задал правомерный вопрос министр обороны РФ Сергей Иванов. После того как США решили разместить свои военные базы в Румынии, Сергей Иванов сразу же заявил, что «в связи с продвижением инфраструктуры США и НАТО к границам России возникает вопрос и о судьбе Договора об ограничении обычных вооружений в Европе».
В мае 2006 года страны ОБСЕ будут обсуждать действенность адаптированного Договора об обычных вооруженных силах в Европе. И у Вашингтона, и у Брюсселя есть достаточно времени, чтобы определиться с тем, как они понимают европейскую безопасность.
Что же касается так называемых «стамбульских обязательств», то следует напомнить, что в 1999 году Россия взяла их на себя добровольно. Также добровольно эти обязательства Россия может и сложить.