НАСКОЛЬКО СКУП КОММУНИСТ ВОРОНИН
ИЛИ СКОЛЬКО В БДМ РЕНЕГАТОВ?
Выборы в Молдове состоялись, революции не произошло, ПКРМ вновь набрала больше голосов, чем вся оппозиция, вместе взятая. О том, что «желто-оранжевая» революция отменяется, свидетельствует, прежде всего, заключение международных наблюдателей, среди которых, напомним, практически не было наблюдателей из СНГ: «Выборы в Парламент Республики Молдова, которые прошли 6 марта 2005 г., в целом отвечали большинству обязательств в рамках ОБСЕ и Совета Европы, а также международных избирательных стандартов. …». Оговорки на счет того, что «обеспокоенность остается» оставили для свободы маневра оппозиционеров. Тем не менее, победой Воронина результаты выборов назвать никак нельзя. Коммунисты набрали 46%, на 3% меньше, чем в 2001 году; им не только не удалось заполучить конституционное большинство в парламенте, но даже тех мандатов, которые необходимы для избрания президента.
Именно этим обстоятельством и намерена воспользоваться оппозиция. Сразу после выборов лидер БДМ Серафим Урекян твердо заявил о намерении оппозиции устроить парламентский кризис: «Блок "Демократическая Молдова" считает результаты выборов 6 марта 2005 года искаженными и публично объявляет о своем решении отвергнуть любой альянс с Партией коммунистов и настаивать на досрочных парламентских выборах». Лидер другой оппозиционной партии, прошедшей в парламент, Юрий Рошка, также предпочитает, чтобы парламент не избрал президента и пошел на повторные выборы. Оба лидера считают, что в этом случае их формированиям удастся набрать вдвое больше голосов и оттеснить коммунистов от власти. Таким образом, главной интригой становится вопрос – сможет ли Воронин найти среди представителей оппозиционных партий 5-6 ренегатов, которые продадут свой голос за теплое место в структуре исполнительной власти, или оппозиции удастся устроить новые выборы? Лидер ПКРМ Воронин, в пику своим оппонентам, уже подтвердил, что вопрос избрания президента будет решаться не путем поиска компромиссов с оппозицией, а путем «сотрудничества с отдельными представителями оппозиционных партий» - читай, их подкупа.
Найдет ли недостающие голоса лидер коммунистов, вопрос не из легких. Серафим Урекян утверждает, что «расчеты Воронина на то, что он найдет в БДМ недостающие ему шесть голосов, не оправдаются». Однако его коллега Дмитрий Брагиш считает, что «коммунисты снова смогут править без учета мнения оппозиции. Даже если им не хватит нескольких голосов для выбора главы государства, они их найдут». Юрий Рошка даже уточнил, что «Воронин уже сейчас ищет голоса среди депутатов БМД, чтобы избрать президента». В этой связи лидер ХДНП не исключил, что «в ближайшем будущем в парламенте произойдет раскол БДМ». Блок «Демократическая Молдова» действительно рыхлая организация, созданная специально для выборов. В отличие от ХДНП, которая может похвастаться неплохой дисциплиной, в БДМ немало амбициозных политиков, в том числе и тех, кто имеет опыт сговора с Ворониным. Дмитрий Дьяков, например, вполне может выступить союзником Воронина. Причем, после того как президентом вновь станет Воронин, он, заполучив важный пост, способен будет опять стать оппозиционером (об этом говорит богатый политический опыт перекрашиваний Дъякова). В принципе не так уж и сложно будет Воронину перекупить голоса и других, не самых известных и не самых амбициозных депутатов из списка БДМ. В этом сценарии, правда, есть один минус - мало кто из благоразумных политиков согласится связывать свою политическую судьбу с лидером ПКРМ, от которого отказалась Москва и который не нужен Западу.
Для того, чтобы избежать кризиса и сохранить власть, у Воронина есть и запасные ходы. Например, ходят слухи, что Воронин может предложить БДМ в качестве компромисса кандидатуру Брагиша на пост премьер-министра. Не исключено, что лидер ПКРМ может согласиться на пост спикера, а пост президента займет кто-то из его команды, но не коммунист. Подойдет, например, кандидатура нынешнего вице-премьера Андрея Стратана. Молдова вновь станет парламентской республикой не только по названию, но и по сути, в то же время лидер ПКРМ сохранит за собой контроль над Верховным органом государства. Исключены только те варианты, которые могут вести к утрате Ворониным власти или собственности, поэтому можно утверждать, что лидер коммунистов никогда не согласиться, чтобы президентом стал Серафим Урекян.
Многое сейчас зависит от устойчивости представителей оппозиции, многое – от щедрости господина Воронина, пока же в Молдове послевыборное затишье. Скорее всего, и в штабах избирательных объединений не могут сейчас в точности спрогнозировать сценарии дальнейшего развития событий. В ближайшие дни интрига будет сохраняться - время до голосования по кандидатуре президента еще есть.
*** 09.03.05 ***