Переговоры между Кишиневом и Тирасполем возобновятся вскоре после парламентских выборов в Молдове и начнутся с федеративных перспектив в подходе к решению приднестровской проблемы. Об этом заявил во время встречи с группой зарубежных журналистов министр иностранных дел ПМР Валерий Лицкай. По его представлению, другие детали процесса зависят от того, каким составом придут в исполнительные и законодательные структуры власти молдавские политики и как будет выглядеть группа непосредственных переговорщиков со стороны Молдовы. Если, по мнению министра, в нее войдут прагматики, то темпы и качество дискуссий будут и высокими, если же официальный Кишинев выставит политических энтузиастов, имеющих агрессивные намерения, то события получат новое, может быть, небывалое до сих пор развитие.
Возможное присутствие иностранных наблюдателей на переговорах, считает Лицкай, едва ли сможет внести в процедуру какие-либо новые элементы, а разговоры о необходимости включения в эту группу специалистов от США министр назвал досужими и не имеющими под собой никакого практического смысла. Соединенные Штаты, сказал министр, и без того присутствуют на переговорах в лице руководителя миссии ОБСЕ в Молдове, бессменно представляющего США.
Руководитель внешнеполитического ведомства ПМР весьма осторожно высказался о вероятности активного участия Украины в экономической блокаде Приднестровья. Уже сегодня очевидно, сказал он, что такие действия нанесут экономический ущерб не только Левобережью, но и Молдове, а также и самой Украине, поэтому официальный Киев, вероятно, не будет пока спешить с окончательным ответом на молдавские призывы к совместной деятельности против республики.
Комментарий агентства НИКА-пресс
С энтузиастами и прагматиками, о которых говорит Лицкай, все ясно. После парламентских выборов, выигранных коммунистами-воронинцами, приднестровские переговорщики должны готовиться к агрессивной манере ведения переговоров. Единственное, чем их сердце сегодня может успокоиться, так это неспособностью молдавских лидеров критически оценивать свои действия в приднестровском урегулировании. А это значит, что они оставят и министерство по реинтеграции с его слабым организационным и кадровым потенциалом. А кишиневскую интеллектуальную пустоту попытаются заполнить идеями от ЕС и США, предоставивших своих наблюдателей на переговорах. Что это будет за помощь, тоже ясно. Помнится, группа высокопоставленных американских дипломатов публично выступали с предложением провести на обоих берегах референдумы о будущем статусе объединенной (реинтегрированной) Молдовы. Еще бы немного и официальный Тирасполь получил бы реальную возможность подтвердить с неосторожной подачи американцев стремление своего народа к независимости и закрепить это юридически.
Другое дело – «украинский фактор». Это лакомый кусок для Молдовы и ее западных партнеров в перспективах приднестровского урегулирования: на первый взгляд, с помощью Украины у Кишинева появляется хорошая возможность помучить Приднестровье голодом и «склонить его к сожительству в такой извращенной политической форме», что будущий его статус ниже статуса Гагаузии покажется подарком. Но это на первый взгляд. На деле же не так все просто. Во-первых, как уже сказано, в Киеве должны будут хорошенько подсчитать свои будущие экономические убытки от дружбы с Кишиневом против Приднестровья. Во-вторых, в тираспольской администрации рассматривают и некие моральные потери для официального Киева и нового президента Украины Ющенко, который вряд ли с удовольствием начет танцы на приднестровских костях в обнимку с молдавским президентом-коммунистом. В этой связи (именно в этой) в Тирасполе напоминают о пятидесяти тысячах граждан Украины, проживающих в Приднестровье, о ста тысячах желающих получить это гражданство и примерно о таком же числе этнических украинцев, не по своей вине оказавшихся в плохой роли разменной монеты.
И, наконец, самое главное. Сейчас все интереснее и интереснее звучит новый тираспольский тезис, вызванный к жизни возможными совместными действиями Киева и Кишинева: стоит посмотреть, кто во время блокады от кого скорее умрет – либо Приднестровье от Кишинева, либо Кишинев от Москвы. И надо ли Киеву участвовать в этих сомнительных соревнованиях?
НИКА-пресс