image001-2729.jpg ПО КАНАЛАМ «ОЛЬВИЯ-ПРЕСС» ЭТА ТИХАЯ, ОРАНЖЕВО-ЖЕЛТАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Что стоит за принятым решением БДМ и ХДНП бойкотировать выборы президента Молдовы?

Владимир Цеслюк,

политический обозреватель агентства НИКА-пресс

Лидеры межпартийного избирательного Блока «Демократическая Молдова» и Христианско-демократической народной партии, получивших в результате выборов 6 марта представительство в высшем законодательном органе (всего 44 мандата), выступили с консолидированным решением бойкотировать  выборы президента, которые, согласно законам РМ, проходят при участии депутатов парламента. Цель одна – 57 мандатов, принадлежащих коммунистам, не хватит, чтобы избрать президента, а это значит, что за парламентским кризисом последует роспуск депутатов и объявление через сорок пять дней новых выборов в парламент. Таким образом, и «демократы», и «фронтисты» дали понять: их не устраивает будущее, в котором ПКРМ во главе с Ворониным в состоянии будет не только сформировать руководящие структуры парламента и органы исполнительной власти, но в течение четырех лет управлять по своему разумению и усмотрению страной. Иными словами,  оппозиция не смирилась с победой ПКРМ, как не смирилась и с тем, что Молдова по результатам выборов по-прежнему остается в ряду коммунистических стран. Как говорит Юрий Рошка, Куба, Китай, Корея и Молдова… - очень хорошая компания!

Иного способа от такой компании отказаться, кроме искусственно созданного парламентского кризиса, нет.  

Если пока еще президент Воронин по своей привычке вздумает искать зачинщиков и вдохновителей  этой акции, то он запутается в адресах и придет к выводу: все против коммунистов, кроме тридцати процентов молдавского электората, по-прежнему предпочитающего жить под присмотром руководящей и направляющей партии, успешно строящей для себя и своих деток светлое будущее. И против ПКРМ не только лидеры и сторонники БДМ и ХДНП. Не станут вмешиваться в новую молдавскую потасовку (как бы кто из воронинцев ни старался привлечь внимание) и внешние силы. Россия свое отношение и к молдавскому коммунизму, и лично к коммунистическом президенту Воронину уже высказала. Что же до Запада и США, то они, организовавшие и спонсировавшие все мыслимые и немыслимые группы, призванные отслеживать демократичность и прозрачность избирательной кампании, и сделавшие это не от великой любви к партии Воронина, вряд ли станут отговаривать Урекяна и Рошку от  этой затеи. А если учесть, что на первом этапе создания Блока с его лидерами активно вели консультации западные эксперты, то не пришлось Воронину со своими жалобами на участников очередного антикоммунистического заговора обращаться к своим новых  хозяевам из ЕС и США. Такие жалобы, понятное дело, будут восприняты как обращенные не по адресу.

К этим проблемам можно уже не возвращаться. Воронину остается только ждать или попытаться начать тайные переговоры с кем-нибудь из создаваемого антикоммунистического (вернее бы сказать антиворонинского) объединения. Но, похоже, даже Дмитрий Дьяков – лидер Республиканской партии, входящей в БДМ,  которого некоторые наблюдатели рассматривали, как возможного перебежчика в стан ПКРМ сразу после вхождения Блока в парламент, не отважится иметь дело с Ворониным. Причин тут много. Среди них и входящий в молдавскую политическую моду антикоммунизм, и перспективы европейской интеграции, пик которой, очевидно, придется на те времена, когда про Воронина и «помнить забудут»… Но есть причина главная: Дьяков по-прежнему, как и во времена Лучинского, рассматривает себя в роли одного из высших руководителей Молдовы, а на этом этапе пусть даже временный союз с Ворониным ему может серьезно повредить.

Одной заботой у  «заговорщиков» меньше. Но от этого им пока не легче. Есть две проблемы, которые им придется решать без оглядки на объективные обстоятельства; не решив их, лидеры антикоммунистического союза  рискуют потерять все, как и рискуют помочь коммунистам-воронинцам еще крепче утвердиться во власти после новых парламентских выборов.

Посчитаем. Если планы союзников останутся без изменения, то события будут развиваться следующим образом: в 20-х числах марта с участием или без участия депутатов от БДМ и ХДНП формируются руководящие органы парламента, затем предстоят выборы президента, которые должны пройти не позднее 5 апреля и которые будут раз за разом проваливаться. Уйдет какое-то время на консультации, на прочую ерунду и выходные дни…Роспуск парламента может состояться не позднее первой половины апреля, отсюда и сроки новых выборов – не позднее, чем чрез сорок пять дней после роспуска парламента. А выборы летом, когда вся активная часть населения страны либо на заработках, либо в отпусках (остальные на дачах), - это явное преимущество ПКРМ, чьи избиратели либо в любой сезон прикованы к дому из-за своей нищеты и немощи, либо находятся на рабочих местах, обслуживая партию власти. В таком случае союзники должны выработать ряд организационных мер на весь период избирательной кампании и на день выборов, чтобы успешно противопоставить их организационным возможностям ПКРМ. В ином случае лучше вообще не затевать никаких парламентских кризисов: если воронинцы выиграют и летние выборы 2005 года, то есть опасность, что коммунисты будут сидеть во власти до тех пор, до каких захочет ощущать себя хозяином страны Воронин.

Отсюда и другая задача. Нужная и новая электоральная идея, понятная всем жителям страны (хорошо бы, чтобы ее поняли и по возможности приняли  хотя бы часть  сторонников ПКРМ), объясняющая к тому же причины создания союза БДМ и ХДНП. Пока ни такой идеи, ни даже намеков на новые организационные способности союзников нет. А без них вести страну к парламентскому кризису очень опасно.

                                                          *   *   *