Шестого январяминистерство иностранных дел Республики Молдова распространило ноту, в которой ввело ограничения на посещение Приднестровья иностранными дипломатами. Все поездки в ПМР теперь могут совершаться только по специальным разрешениям молдавского МИДа. Дипломаты аккредитованных в Кишиневе посольств, а также члены международных организаций и иностранных делегаций, желающие приехать в Приднестровье, должны за 24 часа до выезда сообщить об этом в протокольное управление МИДа РМ, указав номера транспортных средств и маршрут следования.
Введение дополнительных ограничительных мер уже вызвало недоумение и возмущение многих дипломатических служб и международных организаций. Представители молдавского МИДа оправдывают этот шаг некими «дестабилизирующими действиями сепаратистского режима Тирасполя». Что имеется в виду под этим - не расшифровывается.
Фраза «сепаратистский режим Тирасполя»амом дставляют жно.иавители сепаратичского ганизаций.ю оценку международных организаций - той ирасполе). снижает качество ноты - такая фразеология характерна скорее для агитпроповских акций газеты «Независимая Молдова», чем для дипломатической переписки. Что писали в молдавском МИДе – официальную ноту или очередное «письмо турецкому султану»?
Решение МИДа создает дипломатам немалые препятствия. По мнению наблюдателей, с большими сложностями могут столкнуться российские и украинские члены Объединенной Контрольной комиссии, по долгу службы часто бывающие на приднестровском участке Зоны безопасности. Члены ОКК лишаются возможности своевременно реагировать на события вокруг Бендер и Дубоссар (а это очень важно – учитывая нынешнюю напряженность в зоне безопасности).
Непосредственно затронет новое решение и миссию ОБСЕ – теперь ее сотрудникам придется запрашивать разрешение даже для того, чтобы посетить свои офисы в Бендерах и Тирасполе).
С чем связан такой радикальный (и, по большому счету, оскорбительный для иностранных дипломатов) шаг молдавского МИДа? Причины лежат на поверхности – особо тонкого анализа здесь не требуется. Во-первых, Кишинев создает серьезные трудности для миротворческой операции – чтобы окончательно разрушить ее. Во-вторых, кишиневские власти стремятся максимально изолировать Приднестровье, формируя вокруг него «информационную завесу». Решение МИДа РМ направлено на то, чтобы воспрепятствовать дипломатическим службам получать информацию из «первых рук», в ходе непосредственных контактов с руководством Приднестровья. Кишинев самостоятельно будет создавать «образ Приднестровья» для иностранных дипломатов. Насколько лживым будет этот «образ» – несложно представить.
Думается, что инициатива молдавского МИДа получит должную оценку международного сообщества – той же ОБСЕ, Совета Европы, а также международных экспертных организаций, занимающихся мониторингом в сфере дипломатических отношений.