Серафим Урекян, лидер блока «Демократическая Молдова», который вчера фактически прекратил свое существование, считает поведение своих бывших политических соратников предательством. «Наши бывшие попутчики из партий Дъякова и Серебряна нас фактически предали, – заявил в интервью информационному агентству «Ольвия-пресс» Серафим Урекян. – Они воспользовались нами, чтобы пройти в парламент, понимая, что самостоятельно их партии никогда не попадут в высший законодательный орган Молдовы. И их поведение доказывает, что они сегодня ищут теплые ниши в составе будущей власти. Мы извлечем из этого определенные уроки на будущее; свою оценку этому дадут и избиратели».
Напомним, что вчера из второго по численности в молдавском парламенте блока «Демократическая Молдова» вышла еще одна группа депутатов – три представителя социал-либеральной партии Олега Серебряна. Ранее от БДМ откололись депутаты демократической партии во главе с Дмитрием Дъяковым. Таким образом, как и предрекали накануне выборов многие аналитики, блок «Демократическая Молдова» перестал существовать. Вчера же и «раскольники» из БДМ, и фракция ХДНП Юрия Рошки отдали свои голоса за переизбрание Владимира Воронина президентом РМ.
«Ближайшие назначения в правительстве покажут, за сколько коммунисты купили наших бывших попутчиков. Хотя я бы не советовал Дъякову рассчитывать на порядочность Воронина», – сказал Урекян в интервью «Ольвия-пресс». Он признался, что молдавский президент хотел «купить» и его. «Нам предлагали за то, что мы проголосуем за Воронина, назначить Брагиша вице-спикером. Но нас выбирали люди не для того, чтобы мы продавались», – сказал Серафим Урекян.
Комментируя самое громкое политическое событие последнего времени – фактический парламентский альянс коммунистов и фронтистов, которые дружно проголосовали за Воронина, генеральный примар Кишинева объяснил этот союз влиянием «внешних сил». «Это те же самые силы, которые поддержали на выборах Воронина», – считает Серафим Урекян.
Генеральный примар Кишинева не исключил, что в ближайшее время Воронин продолжит на него то давление, которое особенно ярко проявилось накануне парламентских выборов в Молдове. «Репрессии могут начаться в ближайшие дни», – считает Урекян.
Вместе с тем, по словам оппозиционного молдавского лидера, он не склонен «драматизировать ситуацию». «И у коммунистов, и у ХДНП, и у Дъякова с Серебряном сегодня некая эйфория. Но она не во всем оправдана. На выборах парламента за ПКРМ проголосовали более 700 тысяч человек, а за БДМ – 444 тысячи. При том, что выборы были сфальсифицированы властью, для нас это хороший результат. Так что все еще только начинается», – считает Серафим Урекян. При этом, по словам оппозиционного молдавского лидера, он еще не решил, как поступить – остаться депутатом парламента Молдовы и отказаться от должности генерального примара Кишинева или наоборот – сдать депутатский мандат и сохранить за собой кресло кишиневского градоначальника. Напомним, что законодательство РМ запрещает совмещение этих двух должностей.
По просьбе «Ольвия-пресс» он прокомментировал и скандальную историю вокруг бывшего БДМ, которая предшествовала выборам президента Молдовы. «Нам приписали, что мы якобы выдвинули каких-то 22 условия Воронину, среди которых – разрыв мирного соглашения 92-го с Приднестровьем и прочая чушь. Мы никогда не выдвигали ничего подобного», – заявил Урекян. Генеральный примар Кишинева утверждает, что соответствующий документ «кто-то разослал от имени БДМ по всем редакциям СМИ». По мнению Урекяна, за этом стоит тонкая игра советников Воронина. «Что-то подобное было и перед выборами, – заявил он. – Нас обвиняли в том, что мы ведем какие-то тайные переговоры с Москвой. Это все неправда. Таким образом нас специально отсекли от проевропейского вектора. Теперь разыгрывается другая комбинация – нас пытаются выставить антироссийской силой». По словам Урекяна, его формирование выступает «за европейскую интеграцию, но при сохранении добрососедских отношений с Россией».
Оппозиционный молдавский лидер не стал давать прогнозов о том, какое будущее ждет Молдову в ближайшие четыре года при Воронине. Единственное его замечание относилось к возможным отношениям с Приднестровьем. «Если Воронин сохранит прежний курс на приднестровском направлении, то ничего хорошего и никаких реальных подвижек от этого ждать не стоит», – считает Серафим Урекян. По его словам, «единственный эффективный вариант – это переговоры с Тирасполем», все другие способы, которые взял на вооружение Воронин, бесполезны.