СОВМЕСТНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТОВ РОССИИ И УКРАИНЫ
КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИТОГ УХОДЯЩЕГО ГОДА
У Москвы и Киева общий подход к Приднестровью, и эта позиция станет основой совместных усилий гарантов в будущем году. Это красная нить документа, который обсуждают сегодня эксперты и политики. Под занавес уходящего года Владимир Путин и Виктор Ющенко озвучили общий взгляд на будущие отношения Кишинева и Тирасполя. В разных странах его оценивают по-разному, но очевидно главное – это совместное заявление заметно повлияет на ситуацию на Днестре. Позиция двух президентов – это не просто пожелания. Это политические итоги года в ситуации вокруг Приднестровья.
В заявлении Путина и Ющенко обозначены ключевые моменты, которые в уходящем году были в центре внимания политических игроков на Днестре. Первое и самое главное – это возобновленный переговорный процесс. Весь уходящий год молдавские власти пытались утвердить для него свой сценарий. По кишиневской версии, все очень просто – судьба Приднестровья уже решена специальным молдавским законом. Дело за малым – заставить Тирасполь его выполнять. И все переговоры могут быть только об этом. В последнее время на этой позиции стоилась вся внешняя политика Молдовы: навязать Тирасполю решение, за которым стоит только одно – ликвидация приднестровского государства.
Кишинев так самозабвенно рекламировал свой закон, что, похоже, и сам поверил в его значительность. На этом фоне заявление Путина и Ющенко стало для молдавских властей холодным душем. В заявлении говорится о многом, но вот о молдавском законе – ни слова. Как будто его и не было. На дипломатическом языке это может означать только одно. Для посредников молдавский закон о статусе Приднестровья – это изначально мертвый документ, о котором Кишиневу пора забыть. Для особо непонятливых, кто не понимает дипломатических намеков, Москва и Киев специально указывают – без участия самого Приднестровья никто его судьбу не решит. И решать ее Тирасполь будет с Кишиневом на равных.
«Российская Федерация и Украина полны решимости и впредь активно работать и согласовывать свои практические шаги, направленные на содействие скорейшему поэтапному достижению всеобъемлющего и окончательного урегулирования исключительно мирными политическими средствами путем переговоров Республики Молдова и Приднестровья», – говорится в заявлении двух президентов.
Еще один принципиальный момент – это отношение к тем проектам, которые лежат сегодня на переговорном столе. Это уже известный «план Ющенко» и новый российский проект, который во многом повторяет «меморандум Козака» позапрошлого года. Кишинев пытался противопоставить эти документы. Рекламируя свой закон по Приднестровью, молдавские власти убеждали мировое сообщество, что это логическое дополнение к «плану Ющенко». В то же время российский проект Кишинев до сих пор пытается не замечать – настолько он ему не понравился. Молдавские власти надеялись, что наличие двух разных проектов у Москвы и Киева позволит Кишиневу заблокировать процесс справедливого урегулирования, играя на противоречиях гарантов. Теперь такие игры бессмысленны. Россия и Украина официально заявили, что их позиции вполне можно совместить. «Российская Федерация рассматривает украинские инициативы как важную основу, позволившую разблокировать переговорный процесс и придать ему новый импульс, а Украина считает существенными последние российские наработки, подготовленные в их развитие», – отмечается в заявлении двух президентов.
Вместе с тем Москва и Киев подтверждают, что все соглашения сторон, которые были достигнуты за годы переговоров, остаются в силе. В том числе и московский меморандум 97-го года, по которому Тирасполь получил право на внешнеэкономическую самостоятельность. Сегодня Кишинев не только сам нарушает этот документ, но и призывает к этому Украину – для того, чтобы полностью заблокировать Приднестровье. В своем заявлении Путин и Ющенко дают понять, что это несбыточные надежды. То есть никаких экономических блокад и прочих мер давления.
«Заявление подтверждает, что все договоренности, ранее подписанные, должны сохраняться. Это один из самых неприемлемых для Молдовы пунктов. Все, что мы накопили раньше, включая московский меморандум, они отвергают. А вот теперь Россия специально отмечает, что она его признает. Это означает, что она будет его выполнять, невзирая ни на что, в том числе на мнение Кишинева», – отметил, комментируя документ, министр иностранных дел ПМР Валерий Лицкай.
Самый неоднозначный момент заявления двух президентов – фраза о том, что надо создать условия для «демократических выборов в Верховный Совет Приднестровья». Причем говорится об этом уже после того, как в республике был выбран новый парламент. Эксперты в Кишиневе, комментируя эту фразу, злорадно объявили, что Москва и Киев таким образом предлагают Тирасполю провести досрочные выборы Верховного Совета. Однако сторонники этой версии забывают один существенный момент – в заявлении Путина и Ющенко ни слова нет о том, когда могут пройти эти новые выборы. В документе говорится о международной оценочной миссии, которая должна на месте выяснить, как соблюдаются в Приднестровье демократические нормы.
Дело в том, что по кишиневской версии, «демократические выборы в Верховный Совет Приднестровья» – это когда в Тирасполь приезжает некий международный трибунал, который убирает действующую власть и проводит выборы по законам Молдовы. Именно так понимает «план Ющенко» Кишинев. Из заявления двух президентов следует, что это неправильное толкование. В заявлении говорится всего лишь об «участии международных структур». То есть выборы будет проводить Тирасполь, а международное сообщество может выступить в роли помощника – не больше. Таким образом, Москва и Киев расставили акценты в самом спорном вопросе «плана Ющенко» – о демократизации Приднестровья. Теперь очевидно, что это будет набор пожеланий республике по итогам работы оценочной миссии, и уже сам Тирасполь будет решать, что делать с этими пожеланиями. И уж конечно это совсем не то, чего хотели в Кишиневе.
Самый обсуждаемый момент в заявлении двух президентов – вопрос о будущем миротворческой операции. Весь уходящий год Кишинев пытался доказать, что российские миротворцы не справляются со своими обязанностями. В дело шли любые методы – блокада работы ОКК, провокации в зоне безопасности и даже нападения на посты миротворцев. Дошло до того, что Кишинев связал вопрос миротворчества с проблемами крестьян в приграничных молдавских селах. Так называемая «проблема Дороцкого» с подачи Молдовы звучала на всех европейских форумах. Все дело в том, что Кишинев запрещает своим крестьянам устанавливать цивилизованные отношения с местными властями в Приднестровье. Так на ровном месте создаются проблемы для тех селян, поля которых расположены на приднестровской территории. Затем Кишинев обвиняет в этих проблемах миротворцев России и говорит, что на помощь молдавским крестьянам надо позвать войска НАТО.
«Главная цель властей Молдовы во всей этой истории – дискредитация российских миротворцев, – отмечает Валерий Лицкай. – Провоцируя конфликты в зоне безопасности, молдавские власти пытаются показать, что миротворцы России не выполняют свои функции. По версии Кишинева, миротворцы обязаны обеспечивать беспрепятственное передвижение молдавских крестьян, а если они этого не делают, то надо прислать сюда войска НАТО, и НАТО будет сопровождать крестьян в поездках по полям. Смешно? Но молдавские власти вполне серьезно на этом настаивают».
В своем совместном заявлении Россия и Украина дают однозначный ответ такой кишиневской политике. В документе отмечается, что миротворцы России играют «стабилизирующую роль». То есть и Москва, и Киев ясно дали понять – все старания и обвинения Кишинева бесполезны.
«Отмечая стабилизирующую роль – вроде невинная фраза, но на самом деле здесь висит предупреждение – о том, что если миротворческой операции не будет, то стабилизации тоже не будет, – заметил Валерий Лицкай. – Кто не понимает, может еще раз почитать, что только нынешняя операция обеспечивает стабилизирующую роль».
Однако внимание экспертов привлекла другая часть заявления Путина и Ющенко. Это фраза о том, что миротворческая операция должна быть трансформирована в мирогарантийную под эгидой ОБСЕ. В зарубежной прессе уже появились комментарии, что таким образом Россия «сдает Приднестровье». Дипломаты в Тирасполе с такими оценками не согласны. Они предлагают дочитать фразу до конца – где говорится, что такая трансформация возможна только после урегулирования. И это еще один прямой ответ Кишиневу, который настаивает на другой формуле: сначала – трансформация, и только потом – урегулирование. Для гарантов такой подход неприемлем. Кроме того, мирогарантийная операция под эгидой ОБСЕ не означает, что миротворцы России уйдут с берегов Днестра. Как справедливо заметил один из кишиневских чиновников, всего лишь поменяется вывеска, а суть останется прежней, причем на неопределенный срок. В Тирасполе говорят, что именно эта позиция в заявлении двух президентов больше всего шокировала Молдову и Запад.
«Мирогарантийная операция – это значит, что будет гарантийная операция на всю перспективу. Не на миротворческую фазу, не на 15 лет, а весь период существования, – отмечает Валерий Лицкай. – Это гарантия на 50-100 лет, это и нашим детям, и внукам. Это то же самое, как если бы сейчас Суворов явился и дал гарантию от турок на 200 лет. То есть это долгосрочная вещь, которая вызывает полнейшую злобу натовцев».
У заявления президентов России и Украины есть и еще один важный эффект. На фоне газовых проблем и в целом охлаждения отношений Москвы и Киева им все-таки удалось найти общую, консолидированную позицию по Приднестровью. И в основе этой позиции – не кишиневские планы, а защита интересов людей, которые живут на берегах Днестра. И вряд ли могло быть по-другому. В уходящем году социологи Украины провели опрос населения на тему Приднестровья. Большинство людей в соседней стране отметили, что именно эта цель – защита прав населения – должна быть краеугольным камнем украинской внешней политики. Об этом информационному агентству «Ольвия-пресс» рассказал директор Центра исследований Южно-украинского пограничья Владимир Коробов.
«Нашим Центромбыло проведено социологическое исследование, целью которого было выяснить общественное мнение по актуальным вопросам, связанным с темой Приднестровья. И один из результатов его таков: 72 процента опрошенных считают, что отстаивание прав многонационального населения Приднестровья должно быть главным вопросом и главным критерием внешней политики Украины в этом регионе. Безусловно, что такой результат – это важный социальный запрос к нашей дипломатии», – отмечает Владимир Коробов.
Совместное заявление Путина и Ющенко вполне отвечает таким запросам. О его значении говорит и нервная реакция официального Кишинева. Предполагалось, что свое отношение к заявлению двух президентов молдавские власти озвучат еще в прошлую субботу. Однако в субботу выяснилось, что в Молдове решили взять дипломатическую паузу. Почти целую неделю в Кишиневе решали, как реагировать на заявление Москвы и Киева.
О том, какие настроения царили в это время в кабинете Воронина, можно судить по молдавской прессе. Например, такой газетный заголовок – «Киев подложил Кишиневу свинью». Или другая публикация, в которой со ссылкой на молдавского чиновника Василия Шову заявление Путина и Ющенко называют «вмешательством во внутренние дела Молдовы». Однако все это были неофициальные комментарии. Хотя по всему было видно, что документ молдавским властям крайне не понравился, Кишинев не решился заявить об этом открыто. Газовый скандал и прочие экономические рычаги, которые задействовала Москва, сделали свое дело. Так же безрассудно бросаться на Россию, как это было в последние годы, молдавские власти уже боятся. Вместо этого Кишинев разыгрывает уже проверенный спектакль.
В прошедшую среду президент Молдовы дает, наконец, официальную оценку заявлению Путина и Ющенко. По словам Воронина, Кишинев приветствует документ и в нем есть много позитивных моментов для Молдовы. Или точнее, по версии Воронина, они могут быть позитивными, если их немного подкорректировать. Молдавский президент дает свои рекомендации Путину и Ющенко. Во-первых, это вопрос приднестровских выборов. Кишинев никак не устраивает формулировка, что международное сообщество будет лишь принимать участие в будущих избирательных кампаниях. Воронин хотел, чтобы выборами в Приднестровье полностью управляла заграница. Молдавский президент советует Москве и Киеву исправить их позицию в соответствии с пожеланиями Кишинева.
Точно такая же история – и с российскими миротворцами. Кишинев приветствует позицию о том, что миротворческая операция должна перейти под эгиду ОБСЕ. Однако положение о том, что такие перемены возможны только после урегулирования, молдавский президент называет незаконным. Кишинев ссылается на свой закон, в котором установлен противоположный порядок: сначала – вывод российских миротворцев, и только после этого – урегулирование. Воронин дал понять, что Киеву и Москве надо скорректировать свое заявление с учетом таким пожеланий.
То есть нам нравится ваше заявление, но чтобы оно действительно нам понравилось, надо его переделать – примерно об этом говорит Воронин президентам России и Украины. Другими словами, Кишинев решил поступить с заявлением точно так же, как до этого молдавские власти поступили с «планом Ющенко». Тогда Молдова на словах тоже приветствовала документ, однако добавила к нему целый набор условий, которые фактически хоронят украинский план. Сегодня история повторяется. Эксперты в Украине говорят, что речь идет о целой «похоронной команде», которую создал вокруг Приднестровья Кишинев. Ее главная задача – блокировать любые проекты, которые мешают молдавским властям подчинить Приднестровье.
«Очевидно, что существует некая международная похоронная команда, которая пытается раз за разом похоронить все мирные предложения по Приднестровью, – заявил в интервью «Ольвии-пресс» директор Центра исследований Южно-украинского пограничья Владимир Коробов. – Эта команда свела на нет уже не один план, не одно предложение, направленное на мирное урегулирование конфликта».
Однако противостоять теперь консолидированной позиции Москвы и Киева у этой «похоронной команды» уже вряд ли получится. От кишиневского бряцания оружием устали все. Мир и стабильность на Днестре для России и Украины важнее геополитических разногласий. И это главная мысль заявления двух президентов.
Олег Елков.