РОССИЯ ОБЕСПОКОЕНА ПОПЫТКАМИ КИШИНЕВА ЗАБЛОКИРОВАТЬ РАБОТУ ОБЪЕДИНЕННОЙ КОНТРОЛЬНОЙ КОМИССИИ
В Москве выражают озабоченность действиями Кишинева, которые по сути направлены на блокирование работы Объединенной контрольной комиссии (ОКК), действующей в Зоне безопасности в Приднестровье. Как сообщает информационное агентство «Ольвия-пресс», об этом заявил официальный представитель МИД РФ Александр Яковенко.
«Основания для беспокойства есть, - отметил Александр Яковенко. - Работа Объединенной контрольной комиссии (ОКК), действующей в Зоне безопасности в Приднестровье с 1992 года в качестве политического и военного органа управления миротворческой операцией с участием контингентов России и самих сторон конфликта - Молдовы, Приднестровья, а также наблюдателей от Украины и ОБСЕ, уже с осени прошлого года сталкивается с серьезными трудностями. Все это происходит в условиях приостановки Молдовой своего участия в переговорном процессе по политическому урегулированию и мер экономического давления на регион, негативно сказывающихся на уровне жизни простого населения на обоих берегах Днестра.
Первоначально молдавские представители в ОКК пытались сбить отлаженный ритм проведения совместных заседаний для рассмотрения текущих вопросов миротворческой операции. Затем, в январе с.г., последовали односторонние шаги Кишинева по ограничению свободного въезда на территорию Приднестровья иностранных, в том числе российских дипломатов и представителей, что попросту заблокировало нормальную деятельность ОКК. При этом официальные представители Молдовы стали выступать с заявлениями об “угрожающих военных приготовлениях в Приднестровье”, создававшими впечатление, что молдавскую общественность сознательно готовят к возможной силовой акции.
Однако подобные утверждения были убедительно опровергнуты военными наблюдателями миссии ОБСЕ в Молдовы, которые специально выезжали в регион. В апреле молдавские представители заявили о возможном приостановлении своего участия в работе ОКК, хотя со стороны посредников и западных партнеров, в т.ч. на заседании Постсовета ОБСЕ обращалось внимание на ошибочность такого шага.
Тем не менее, игнорируя мнение международного сообщества, Кишинев на сегодня занял позицию блокирования деятельности ОКК и отказывается участвовать даже в экстренных заседаниях, которые по регламенту миротворческой операции проводятся для рассмотрения вопросов, не терпящих отлагательства», - заявил официальный представитель МИД России.
«Трудно говорить с уверенностью о мотивах такой позиции молдавских партнеров, но возникает впечатление, что сознательное обострение обстановки направлено на изоляцию Тирасполя и отстранение его от переговорного процесса, - сказал Александр Яковенко, комментируя логику поведения молдавской стороны. - То есть, попытки сменить на 180 градусов направление движения в приднестровском урегулировании затронули и отношение руководства Молдовы к миротворчеству.
Весь сложный комплекс причин, повлекших за собой кровопролитие в 1992 году и лежащих в основе сохраняющейся неурегулированности, теперь представляется исключительно как проявления “агрессивного сепаратизма” администрации Тирасполя, а молдавская сторона как бы никакой ответственности за сложившуюся ситуацию не несет.
С самого начала возникновения приднестровского конфликта Россия старалась оказывать посреднические услуги сторонам и взяла на себя ответственность за гарантирование итогов политического урегулирования. Мы продолжаем конструктивно взаимодействовать с сопосредниками от Украины и ОБСЕ, консультируемся с заинтересованными западными партнерами и выстраиваем всю нашу работу на приднестровском направлении, исходя из бережного отношения к ранее наработанным с участием сторон принципам и документам, к механизмам миротворчества, позволяющим на протяжении всех этих лет удерживать ситуацию на Днестре под контролем. При этом мы твердо убеждены, что никакие иллюзии о силовом варианте решения спорных вопросов не могут быть альтернативой ответственных переговоров сторон, которые лишь добровольно и при поддержке всего населения Молдовы и Приднестровья могут договориться о взаимоприемлемой модели всеобъемлющего и окончательного урегулирования», - заявил официальный представитель МИД РФ.