image001-3271.jpg

«ОЛЬВИЯ-ПРЕСС»

        

ПРОШЛО  60 ЛЕТ,  А  МИРА НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ ТАК И НЕТ

2 сентября 1945 года официально считается Днем окончания  Второй мировой войны. В это день в Тихом океане на  линкоре «Миссури»  в присутствии представителей Советского Союза и США,  Япония подписала акт о полной и безоговорочной капитуляции. Именно в этот день была поставлена последняя точка в самой кровопролитной  войне  двадцатого века,  развязанной тройственным союзом «Рим-Берлин-Токио». Фактически победоносным завершением  Маньчжурской операции, проведенной по настоятельной просьбе  США,  Советскими войсками  была завершена  Великая Отечественная война советского народа за свою свободу и независимость. Советский народ торжествовал Победу не только в Европе, но и на Дальнем Востоке: Советской России были возвращены Южный Сахалин и Курильские острова, отторгнутые  Японией от царской России в войне 1904 – 1905 года.  В Мире наступил долгожданный мир.

Сегодня события тех военных лет подвергаются ревизии. Во всей  западной, а в последние перестроечные годы, и восточной  Европе  (в том числе и в США)  и даже  в молодых так называемых «демократиях» на постсоветском пространстве стремятся в угоду Вашингтону  принизить заслуги Советского Союза в разгроме Гитлеровской Германии и ее верноподданных сателлитов, в частности  Румынии и Италии, и освобождении европейского континента от гитлеровского  нацизма. В переписанных по несколько раз учебниках Истории Второй мировой войны уже утверждается, что исход  войны в Европе  в пользу  антигитлеровской коалиции был предопределен открытием второго фронта в Европе.   По свидетельству  многочисленных туристов, как европейских, так российских,  посещающих США, американские школьники убеждены, что «победу в Европе выиграли американцы(!)». 

О событиях на Дальнем Востоке суждения однотипные. И хотя только  вступление Советского Союза  в войну против милитаристской Японии 9 августа 1945 года  и разгром Советскими войсками  в результате успешно проведенной Маньчжурской операции ее миллионной Квантунской армии  вынудило  Японию подписать акт   капитуляции,  находятся в наше время творцы новейшей истории, которые и в этом факте не усматривают решающей роли Советского Союза в разгроме международного нацизма. 

Для справки. По состоянию на 9 августа 1945 года (на день вступления в войну СССР на Дальнем Востоке)  японские вооруженные силы насчитывали 7 млн. человек, 10 тысяч самолетов и более 500 боевых кораблей, что значительно превышало всю англо-американскую группировку на  тихоокеанском театре военных действий.  Поэтому, в первую очередь Япония представляла угрозу для  американцев. Опасаясь нападения Японии на США и осознавая последствия такой войны, президент США Рузвельт еще 9 декабря 1941 года (после нападения японцев на Перл-Харбор) настоятельно просил Сталина  выступить против Японии, чтобы упредить войну на американском континенте. Однако в то время Сталин не счел это возможным. Во-первых,  он понимал, что главным врагом для СССР была Германия, войны с которой, как он понимал, не избежать. Во-вторых, в Москве хорошо осознавали, что урок, преподнесенный  японцам Г.К.Жуковым  на Халхин-Голе, надолго охладил  воинский настрой Японии. С высоты прошедших лет можно лишь  высказать сожаление о том, что японцы, насмерть перепуганные советскими войсками, не продемонстрировали американцам, что значит вести боевые действия на своей территории. В этом случае, можно утверждать наверняка, не было бы для Японии ни Хиросимы, ни Нагасаки.     

Сегодня события  тех лет на Дальнем Востоке извращаются не только на Западе. Есть такие,  с позволения сказать, «горе-историки» и в России, которые пытаются навязать миру, а главное – молодому поколению России, что решающую роль в капитуляции Японии сыграли американские атомные бомбы, сброшенные на мирные города Хиросиму и Нагасаки, а не Советские вооруженные силы. И совершенно не принимают во внимание тот факт, что американские  атомные бомбы уничтожили мирное население городов, не причинив  никакого вреда  японским вооруженным силам.

Для справки. 6 августа американцами  была сброшена первая атомная бомба на Хиросиму, от ее  взрывной волны и светового излучения погибло сразу 66 тысяч мирных граждан,  получило радиационное облучение различной степени и умерло  в последствии  более 70 тысяч человек.  9 августа была сброшена вторая бомба на Нагасаки, в результате  чего погибло около 65 тысяч человек. В общей сложности американцы  уничтожили более 200 тысяч мирного японского населения. Японская армия при этом совершенно не пострадала. Поэтому   советским  войскам и пришлось штурмовать  миллионную  японскую Квантунскую армию, расположенную  в Маньчжурии. В ходе этой операции японцы только убитыми  потеряли 84 тысячи человек и более 600 тысяч (!) человек плененными. Со стороны  советских  вооруженных  сил также были огромные потери:    во время  Маньчжурской операции погибло 12 тысяч 31 человек,   и  24 тысячи  425 человек получили ранение. Американцы в этой операции были сторонними наблюдателями.  

К сожалению, сегодня и в России  появились такие «ценители»  русской славы, которые пытаются представить  Страну восходящего солнца чуть ли не спасительницей Советского Союза  только потому, что Япония не вступила в 1941 году в войну против СССР.  Это,  по крайней мере,  доказывает президент российско-японского фонда «Покаяние» некий Архангельский, утверждая, что старшее поколение советских людей должно быть благодарным  Японии за то, что последняя,  оставаясь верной Пакту о нейтралитете, позволила советскому командованию перебросить часть дивизий с Дальнего Востока на Западный фронт.  «Вступи Япония в войну, - утверждает он, - положение СССР было бы отчаянным. Ни Господь Бог, ни Жуков, никто бы не помог ему». А ведь господин Архангельский, подыгрывая Западу, умышленно «забывает» о том, что в тот момент  только страх во второй раз быть разгромленной и массовые выступления японских трудящихся  в поддержку Советского Союза  не позволили руководству Японии открыть второй фронт на Дальнем Востоке.  Эти сведения, ценою собственной жизни,  добыл и сообщил в Москву советский  разведчик того времени легендарный  Рихард Зорге, что позволило советскому командованию временно снять  часть дивизий с Дальнего Востока и направить их  на западный фронт.  

Конечно, переброска 11 стрелковых дивизий, одной танковой и одной кавалерийской, сыграли существенную роль в разгроме фашистов под Москвой, но не главную, потому что в этой операции принимали участие  96 (!) дивизий, 14 бригад и два укрепрайона.  Дальневосточные дивизии  составляли лишь 11 %  от общего числа воинских формирований, принимавших участие в историческом  сражении  под Москвой.

С тех пор прошло 60 лет,  однако,  прочного мира и стабильности на Дальнем Востоке до настоящего времени не наступило и  доверие между народами дальневосточного региона  не восстановлено.  А  в последние годы противоречия  между  ними   настолько обострились, что не исключена вероятность очередных военных конфликтов. Для справки.  До  настоящего времени (со 2 сентября 1945 года) между Россией и Японией нет мирного Соглашения.  Юридически Россия и Япония  по настоящее время  находятся в состоянии войны. Плюс к этому Япония  продолжает предъявлять к России территориальные  претензии,  требуя возврата ряда южных  островов Курильской гряды.

Современная Япония, находясь под «крышей США»,  вновь превращается в  милитаристское, довольно агрессивное государство. По многочисленным  заявлениям  лидеров различных политических партий, в том числе и заместителя генерального  секретаря ныне правящей либерально-демократической партии Японии Синдзо Абэ, претендущего на должность премьер-министра  после парламентских выборов, намеченных на 11 сентября текущего года,  «японцы устали от постоянных извинений за свое милитаристское прошлое», и Япония  «должна стать полноценной великой державой», для  чего  ей необходимо  иметь «настоящие вооруженные силы».

   Судя по сообщениям зарубежных СМИ, Япония уже обладает одной из самых мощных армий в мире. При численности в 240 тысяч человек она по мобильности,  оснащенности современными видами оружия и боевой техникой  и боеспособности превосходит армии многих европейских  стран,  в том числе,  таких как Великобритания  и Италия.  И хотя  послевоенная Конституция  страны, принятая после поражения Японии во Второй мировой войне,  запрещает японцам  иметь  собственные вооруженные силы и лишает ее  права на коллективную оборону за пределами национальной территории, официальный Токио, пользуясь покровительством  Вашингтона и  безнаказанностью со стороны  международного сообщества,  уже  грубо нарушает  антимилитаристские  принципы основного закона  своей  страны. Во-первых, что противоречит Конституции,  это наличие  крупного  японского воинского контингента в Ираке, а во-вторых,  развернутое совместно с США  строительство  системы противоракетной обороны. Параллельно с этим  правящей партией (ЛДП) под председательством бывшего премьер-министра Йисиро Мори инициировано изменение Конституции с тем, чтобы дать возможность правительству Японии вместо «сил самообороны» формировать «армию самообороны» со статусом полноценных вооруженных сил, способных  выполнять любые  задачи в рамках международной  коалиции.

Все это не остается незамеченным в Китае. Пекин очень беспокоит милитаристское возрождение Японии. Во-первых, его беспокоит  стремление японской  правящей партии реформировать  Конституцию. Во-вторых,  Пекин волнует  расширение роли «сил самообороны»  и их участие в военных действиях за пределами Японии. Особое беспокойство Пекина вызывает  участие   Японии    в строительстве американской системы  ПРО,   а также  отказ  Японии от запрета на экспорт военной технологии. Современное  сближение Японии  и США, особенно подписание  19 февраля  2005 года в Вашингтоне  между шефом  Пентагона и начальником  управления национальной обороны Японии договора  о безопасности, где впервые  документально закреплено, что защита Тайваня является «общим стратегическим интересом» США и Японии,  Китай воспринимает как прямую грозу его геополитическим интересам.

Современная Япония – это действительно  источник напряженности, нестабильности и военной опасности на Дальнем Востоке. Как свидетельствуют  западные СМИ,  реформирование  японской   армии должно завершиться в 2007 году.  Для ускорения этого процесса в текущем году  японским правительством из бюджета страны  была  выделена астрономическая сумма - $43 млрд.,  в следующем – сумма на реформирование армии  будет увеличена примерно на 25-30 %.  Цель реформирования – создание многофункциональных, гибких, мобильных и эффективных  вооруженных  сил. Одновременно меняется и военная концепция  Японии по  использованию  вооруженных сил. Например,  Токио допускает возможность нанесения встречного  удара по военным объектам иностранных государств, с которых вероятна  угроза  применения против Японии  ракетного оружия (главным образом это – Китай). Но самое опасное, что волнует китайскую общественность, это предоставленное  право начальнику  управления национальной обороны (Министру обороны)  Японии  самостоятельно, без согласования с правительством и парламентом страны,  принимать решения  на  применение адекватных мер   в случае ракетной атаки на Японию.

Нестабильность на Дальнем Востоке приобретает необратимый характер еще и потому, что Япония, кроме территориальных  претензий к России по Южным Курилам, предъявляет аналогичные претензии к Южной Корее, с которой уже несколько десятков лет конфликтует из-за островов Такэсима  и к Китаю, с которым не могут договориться по совместному использованию газоносного и нефтеносного шельфа в районе скалистой гряды Сенкаку (по-китайски – Дяоюйдао) в Восточно-Китайском море.  

Конфликт подогревается еще и тем, что гряда  Дяоюйдао, кроме больших запасов нефти и газа,  имеет  важное стратегическое значение. Не случайно ведь, что  американцы просят японцев передать им  в аренду нескольких  островков этой гряды под военно-морскую базу. Не секрет, что, укрепившись на них, США будут контролировать транспортные пути всего региона и северные подступы к Тайваню, что в корне противоречит геополитическим интересам Пекина в отношении Тайваня.   Поэтому, принимая во внимание стратегическое расположение островов   гряды Сенкаку,  растущие потребности и Китая, и Японии в энергоносителях, а также отсутствие демаркации границы между двумя странами в районе островов, как предсказывают  западные  политические наблюдатели,   обострение ситуации между двумя странами, вплоть до вооруженного противостояния,  а в целом во всем  дальневосточном регионе,  вполне  предсказуемо. Это,  во-первых.   

Во-вторых,  в Японии уже  не скрывают, что  изменения в Конституции  и реформирование армии связано с ростом военной мощи Китая, страны,  которую японцы считают главным своим противником.  В ряде обнародованных официальных документов  Японии,   Китай и Северная Корея, находящаяся в сфере влияния Пекина, уже  прямо называются как страны, военная политика которых  «вызывает озабоченность Японии».  А если принять во внимание, что в настоящее время не решены проблемы взаимоотношений между США и Северной Кореей (КНДР),  и посредниками в решении этой проблемы с одной стороны выступают Япония и Южная Корея, а с другой – Китай и Россия (члены ШОС), то можно безошибочно констатировать факт:  ситуация   на Дальнем Востоке сегодня  непредсказуема.  Она значительно сложнее,  чем события на Ближнем Востоке. А в условиях  накопления термоядерного оружия  еще и  чрезвычайно опасна.

Большинство  политических и военных экспертов по Дальнему Востоку предупреждают, что вероятность  пятой   мировой  войны   за передел территорий, богатых энергоресурсами,  очень велика.  И зародыш ее зреет на Дальнем Востоке, где вплотную столкнулись геополитические и экономические  интересы  ныне существующих мировых держав за мировое господство.

 С.Зайченко