НИ ШАГУ ВПЕРЕД: ПРЕЗИДЕНТ МОЛДОВЫ ПРЕВРАЩАЕТ СТРАНУ
В ОСАЖДЕННУЮ КРЕПОСТЬ
Главная политическая новость – переговорный процесс между Кишиневом и Тирасполем, наконец, возобновился. После 15-ти месяцев почти полного отсутствия контактов между нашими странами представители Молдовы вернулись за переговорный стол. Правда, пока это единственный заметный результат. Главный вопрос – политическое урегулирование – сегодня вне пределов обсуждения. По выражению дипломатов, стороны пока «разгребают завалы», которые накопились за последнее время.
«Никогда, ни при каких условиях, никаких переговоров с Тирасполем» – долгие месяцы такая позиция неизменно звучала в устах молдавских политиков. Вот придут Европа с Америкой и помогут Воронину покорить «сепаратистов» – эта идея стала официальным лозунгом руководства Молдовы, чем-то вроде ежедневной молитвы. Европа с Америкой действительно пришли, однако заявили совсем не то, что хотели услышать от них в кабинете Воронина. Со своими проблемами Кишинев и Тирасполь должны разбираться в процессе диалога, а мы понаблюдаем – это общий подход представителей Евросоюза и США, которые теперь присутствуют в переговорах в качестве наблюдателей. Новые участники готовы поддержать то решение, которое достигнут сами стороны. Главное – чтобы это решение было достигнуто исключительно в рамках мирного политического диалога.
«США так же, как и Евросоюз, намерены поддерживать мирное решение приднестровского конфликта, – заявил, подводя итоги первого в этом году переговорного раунда, старший советник Госдепартамента США по конфликтам в Евразии Стивен Манн. – И заверяю вас, что в качестве наблюдателей мы будем поддерживать усилия тех, кто занимается этим вопросом».
Права и полномочия европейцев и американцев определены специальным документом. Главное условие – они не имеют права участвовать в принятии решений и не могут навязывать сторонам свою позицию. Первая встреча в формате «5+2» показала, что новые участники ведут себя примерно и правил не нарушают. По мнению главы приднестровской дипломатии, они удачно вписались в переговорный процесс.
«Мне хотелось бы отметить большую важность расширения формата, – заявил министр иностранных дел ПМР Валерий Лицкай, подводя итоги переговоров. – Должен сказать, что по моему наблюдению, новые участники совершенно органично включились в этот процесс».
Вопрос политического статуса на этот раз не обсуждался. В повестке дня оказались другие проблемы. В их числе – напряженная обстановка в зоне безопасности, разработка мер доверия между сторонами, мониторинг приднестровских предприятий и еще целый набор вопросов, которые к политическому урегулированию имеют лишь косвенное отношение. Очевидно, что для посредников, которые разработали повестку переговоров, важно было не сорвать их в самом начале. Именно поэтому самый острый вопрос – будущий статус наших отношений с Молдовой – решили пока не трогать. Сегодня, говорят дипломаты, надо хотя бы «разгрести завалы», которые накопились за 15 месяцев. Общий вывод первой встречи – работа предстоит тяжелая.
«Наша работа в течение этого раунда показала, что стороны весьма далеки друг от друга, – заявил глава миссии ОБСЕ в Молдове Уильям Хилл. – Многое надо сделать, и нам предстоит очень серьезная и очень сложная работа в процессе урегулирования».
Хотя вопрос о будущем статусе Приднестровья в повестке дня не значился, полностью обойти стороной его не получилось. Главной интригой обещала стать история с российским проектом урегулирования, который предлагает создать на Днестре новое государство – Молдавия. Предполагается, что это будет союз двух территорий – Приднестровья и Молдовы. Свои предложения Москва официально вручила сторонам еще в сентябре и ожидалось, что их будут обсуждать уже на первой в этом году переговорной встрече. Однако в Молдове на российский документ отреагировали весьма оригинально. С одной стороны, президент Воронин заявил, что никаких проектов от России он не получал. В то же время молдавские власти называют российский документ планом по признанию Приднестровья и говорят о том, что подобные проекты для Кишинева не приемлемы. «Документа мы не видели, но он плохой» – примерно так реагирует на российские предложения президент Воронин.
Другой документ в переговорах – план Ющенко – Кишинев формально не отвергает. С Украиной молдавские власти пытаются дружить. Однако закон, который летом в качестве дополнения к плану Ющенко принял парламент Молдовы, фактически хоронит украинские инициативы. В молдавском законе от предложений Киева ничего не осталось, и это уже отметили остальные участники переговоров. Кишиневский закон устанавливает, что у Приднестровья только один вариант – стать рядовым районом унитарной Молдовы. Все, что не соответствует такому варианту, Кишинев демонстративно не замечает.
«Я не знаю никакого российского проекта, который бы имел официальный статус. Мы его не получали, – заявил на пресс-конференции министр реинтеграции Молдовы Василий Шова. – Мы считаем, что сегодня существует украинский план и принятый парламентом Молдовы в дополнение к этому документу закон об основных положениях статуса Приднестровья. Мы считаем, что любые предложения и инициативы для того, чтобы они учитывались в ходе переговорного процесса, должны соответствовать этим документам. Предложения, которые будут носить кардинально противоположный характер, по нашему мнению, не будут способствовать урегулированию конфликта и достижению окончательного результата по определению статуса Приднестровья в составе Республики Молдова».
У Москвы – другое мнение. В России говорят, что Кишинев получил российский проект, и сегодня он официально присутствует на переговорном столе в числе прочих документов. По словам главы российской делегации, когда стороны, наконец, подойдут в переговорах к вопросу о статусе, предложения Москвы могут помочь найти окончательное решение.
«Мы исходим из того, что на столе переговорного процесса у нас находится значительное число документов, которые созданы для того, чтобы помочь сторонам найти взаимоприемлемую модель урегулирования. Среди этих документов присутствуют и развернутые российские предложения, подготовленные в развитии украинских инициатив, – заявил посол по особым поручениям МИДа России Валерий Нестерушкин. – Мы исходим из того, что когда стороны будут готовы к конструктивной работе по субстантивному наполнению возможных договоренностей по окончательному, всеобъемлющему и устойчивому урегулированию, они смогут воспользоваться всеми этими документами».
История с российским проектом, существование которого в Кишиневе до сих пор не хотят признавать – это яркая иллюстрация современной молдавской позиции в переговорах. Кишинев по-своему подготовился к переговорному раунду. К этой дате власти Молдовы привязали целую серию громких политических акций. Нетрудно заметить, что все они связаны единой целью.
Все началось с новой провокации в зоне безопасности. В четверг – день, когда стартовали переговоры, полиция Молдовы устроила демонстративный скандал на пограничном посту в Дубоссарском районе. Полицейские на автомобилях пытались прорваться на территорию Приднестровья, не имея на это необходимых разрешений. Конфликт удалось погасить, однако эта акция оказалась только началом. Пока молдавская полиция штурмовала приднестровский пост, Кишинев развернул наступление на Тирасполь уже на политическом уровне. Опять же в четверг премьер-министр Молдовы Василий Тарлев выступает в Кишиневе с громким заявлением по Приднестровью. По словам молдавского премьера, оружие с российских складов в республике «поступает боевикам в Чечню» и даже использовалось «при захвате Беслана». По традиции, никаких доказательств при этом в Кишиневе не привели.
Свою оценку таким обвинениям уже дала официальная Москва, против которой, собственно, и направлен кишиневский выпад. «То, что сказал Тарлев – это ерунда», – заявил министр обороны России Сергей Иванов. По словам Иванова, за российские военные базы он отвечает головой, и никакого оружия из Приднестровья в Чечню не уходит. Комментарий на обвинения Тарлева дали и в правительстве Чечни. По мнению заместителя министра внутренних дел республики Ахмеда Дакаева, заявление молдавского премьера имеет «политический характер».
Еще раз отмечу – все это происходит в тот самый день, когда на Днестре, наконец, возобновились политические переговоры. Зачем Кишиневу нужен для них такой скандальный фон? Ответ на это дает еще одна молдавская акция. Опять же в четверг кишиневская пресса публикует заявление ассоциации «Pro Europa». Автор документа Борис Асаров детально расписывает, как Кишинев должен поступить с Приднестровьем. Именно по этому заявлению можно увидеть настоящее отношение молдавских властей к переговорам – если учесть, что ассоциация «Pro Europa» создана и контролируется Службой информации и безопасности Молдовы. Со стороны воронинской администрации ее курирует советник молдавского президента Марк Ткачук. О том, что так называемая ассоциация – это инструмент в руках молдавских спецслужб, уже не раз писала украинская и российская пресса.
В своем заявлении Борис Асаров от имени «общественности» рекомендует Молдове отказаться от переговоров с Тирасполем и не обсуждать существующие проекты урегулирования. Любой диалог с Приднестровьем абсолютно неприемлем для Молдовы – утверждают те, кто стоит за Асаровым. Авторы документа предлагают свою альтернативу переговорам. «Pro Europa» призывает ввести в Приднестровье внешнее управление. Как отмечается в документе, для этого должен быть создан «Верховный комиссариат ООН по делам Приднестровья». Глава этой структуры получит неограниченную власть, в том числе право смещать и назначать чиновников любого ранга. Асаров и его кураторы в администрации Воронина уже разработали детальный список задач, которыми должен заняться «комиссар по Приднестровью». Среди первоочередных целей – вывод российских миротворцев и тотальная политическая чистка в республике. Вот только одна цитата:
«Необходимо пересмотреть функции миссии военных наблюдателей, нынешние миротворческие силы просто бездействуют, – заявил Борис Асаров. – Кроме того, в Приднестровье следует упразднить министерства юстиции, экономики и государственной безопасности, региону также не нужна армия».
«Pro Europa» предлагает провести тотальные репрессии не только в Приднестровье. Как отмечается в документе, внутри самой Молдовы надо устранить любые силы, которые выступают или могут выступить за конструктивный диалог с официальным Тирасполем. Особое внимание Асаров предлагает уделить организациям, которые могут принять участие в мониторинге приднестровских выборов в декабре. Ни одна молдавская организация не должна прислать своих наблюдателей на выборы в Приднестровье – по мнению авторов документа, это сегодня одна из важнейших задач Кишинева. Вот еще одна характерная цитата:
«В случае принятия участия в декабрьском спектакле какой-либо организации, зарегистрированной в министерстве юстиции Республики Молдова, такая организация в интересах национальной безопасности Республики Молдова должна быть закрыта», – говорится в заявлении ассоциации «Pro Europa».
В Молдове уже развернулась кампания против политиков, которые призывают Воронина отказаться от его непримиримой позиции по Приднестровью. На прошедшей неделе главной мишенью кишиневской пропаганды стали молдавские политики, давшие интервью информационному агентству «Ольвия-пресс» – лидер народно-республиканской партии Молдовы Николай Андроник и лидер блока Союз труда Георгий Сима. В своей стране они представляют совершенно разные политические силы, однако выдвигают общую идею – молдавская власть должна «оставить Приднестровье в покое». По их словам, любые попытки подчинить республику силой обернутся против самой Молдовы – без согласия Тирасполя судьбу Приднестровья все равно не решить. В ответ на такие заявления официальный Кишинев объявил Андроника и Симу предателями своей страны. Если верить молдавской пропаганде, все это – глобальный заговор против Молдовы, в котором участвует молдавская оппозиция, приднестровские власти и даже администрация президента России. То есть получается, что любой политик в Молдове, кто выступает против воронинской политики по Приднестровью – это непременно «тираспольский наймит».
«Хадж в Тирасполь с некоторых пор стал обязательным элементом всякой оппозиционной программы, – утверждает газета «Независимая Молдова». – В Тирасполе принято встречаться со Смирновым, клеймить кишиневскую власть и демонстрировать свою готовность эту власть скинуть. Взамен принято просить поддержки ресурсами и московскими связями».
Другими словами, кругом одни враги – всесильный Тирасполь, коварная Москва и неблагодарная молдавская оппозиция. То есть все, кто призывает Кишинев к конструктивному диалогу с Приднестровьем. В такой позиции молдавских властей звучит неприкрытый вызов: мы будем воевать со всеми, кто не разделяет нашей политики. Похоже, что президент Молдовы решил превратить свою страну в осажденную крепость.
Все это вместе – кампания против оппозиции, провокационные заявления Асарова, обвинения Тарлева и новый конфликт в зоне безопасности – работает на одну задачу: любым путем сорвать переговоры, которые с таким трудом удалось возобновить. В Кишиневе сегодня не могут не понимать, что подчинить Тирасполь угрозами и шантажом не получится. Позиция международного сообщества однозначна – решение будет таким, о котором договорятся обе стороны. И неважно, в каком формате будет переговорный процесс.
«Ожидать того, что придет добрый волшебник, махнет палочкой и все в один день решиться, конечно, нельзя, – сказал в интервью «Ольвии-пресс» спецпредставитель президента Украины по приднестровскому урегулированию Дмитрий Ткач. – Самое главное – это создать условия, при которых судьбу Приднестровья будут решать сами стороны, а не кто-то в Киеве, Москве или Брюсселе. Это ваша страна, и кроме вас, никто за вас не разберется в вашем доме».
Это заявление звучит приговором молдавской политике последних лет. Главный итог для Воронина – надежды Кишинева задушить Тирасполь чужими руками провалились. И Россия, и Украина, и США, и Европейский Союз говорят молдавским властям одну и ту же фразу – судьбу Приднестровья вам придется решать с приднестровским руководством. К сожалению, прошедшая неделя показала, что в Кишиневе с такой позицией до сих пор не примирились.