ПЕРВЫЙ КОНСЕНСУС В ПАРЛАМЕНТЕ МОЛДОВЫ:
ЕВРОПА = РУСОФОБИЯ + АПАРТЕИД
Все надежды на изменение политического режима в Молдове в результате изменения баланса сил в парламенте уже сейчас можно признать несостоявшимися. Блок «Демократическая Молдова» расколот, 8 депутатов во главе с Дмитрием Дьяковым сформировали собственную фракцию и фактически перешли на сторону Воронина. Можно не сомневаться, что президентом вновь будет избран глава ПКРМ, а парламентский кризис, который угрожали устроить лидеры БДМ, не состоится. Партия власти не намерена искать компромисс с беззубой и раздробленной оппозицией. Коммунисты даже с таким незначительным перевесом (56 депутатов против 45) уверенно выстраивают собственную конфигурацию «новой» власти.
В первый же день работы обновленного парламента депутаты, после назначения коммунистами нового спикера, занялись укреплением воронинского режима. Парламентарии единогласно подписали декларацию «о политическом партнерстве во имя достижения целей евроинтеграции». Под соусом евроинтеграции и соответствующих лозунгов (о построении независимой судебной системы и развитии социально ориентированной рыночной экономики) от которых оппозиционеры не могли отказаться, Воронин протолкнул не только идею «политического партнерства», которая ставит крест на любых попытках демократического реванша, но и целый ряд положений, указывающих дальнейшее направление дрейфа молдавского государства.
Это, прежде всего, политика в отношении Приднестровья, России и русскоязычного населения Молдовы. В документе указывается, что мирное решение приднестровского вопроса должно осуществляться на основе «общегражданского консенсуса в кооперации с США, ЕС, Украиной, Румынией, Россией и ОБСЕ и предусматривать скорейшую демократизацию и декриминализацию приднестровского региона». В декларации подчеркивается «необходимость установления эффективного таможенного и пограничного контроля на приднестровском участке молдавско-украинской границы и выполнения Россией стамбульских обязательств».
Иными словами молдавский парламент в полном составе подписался под документом, декларирующим сокращение участия стран-гарантов России и Украины в урегулировании молдо-приднестровских отношений за счет привлечения Запада и исключения Приднестровья из переговоров. Молдавские депутаты декларируют, что приднестровский вопрос будет решаться путем блокирования приднестровской границы по всему периметру с параллельным вытеснением из региона российского военного присутствия.
Примерно такая же политика и в отношении русскоязычного населения, которое окончательно провозглашается «национальным меньшинством» в Молдове. Прежние воронинские декларации по поводу «многонационального государства» можно забыть, в лучшем случае до новых выборов. А до этого все политические силы будут «консолидировать усилия по развитию и укреплению роли государственного языка как языка большинства населения страны». По сути, это означает новый этап румынизации.
Единогласное принятие такого документа, во-первых, указывает на националистический характер демократической оппозиции, которая накануне выборов считалась если не пророссийской, то хотя бы конструктивной; и, во-вторых, такой консенсус может свидетельствовать об окончательном установлении в Молдове национал-коммунистической диктатуры. В Молдове уже не остается политиков способных на диалог с Приднестровьем или способных вывести из тупика молдо-российские отношения. Ситуация же внутри Молдовы все больше начинает напоминать режим апартеида прибалтийского образца.
Конечно декларация – это документ, не имеющий прямых политических последствий. С помощью даже сотни таких деклараций воронинскому режиму не удастся ни решить приднестровского вопроса по своему усмотрению, ни ликвидировать российское военное присутствие. Главные цели упомянутой декларации – нейтрализация фрондирующих оппозиционеров и достижение внутриполитической стабильности. С точки зрения внешней политики, декларация – первый шаг на пути осуществления той антироссийской программы, на условиях которой Воронин был сохранен Западом у власти.