image001-3368.jpg

ОЛЬВИЯ-ПРЕСС ВЫБОРЫ МЭРА КИШИНЕВА: КАМЕНЬ, КОТОРЫЙ ВСЕГДА КАТИТСЯ ВНИЗ  

            Выборы генерального примара Кишинева вновь не состоялись. 27 ноября была предпринята третья попытка избрать мэра молдавской столицы. Однако, как 10 и 24 июля, жители Кишинева не пришли на избирательные участки. При минимально необходимой явке в 33,3% в выборах приняло участие лишь 22,3%.

Фарсовое представление с избранием генерального примара затягивается. Кишинев захламлен агитационными плакатами.  Партия коммунистов РМ каждый раз силится провести на вожделенный пост своего кандидата. И каждый раз избиратели отказываются поддержать ПКРМ, «голосуя ногами». Это уже напоминает старую, бесконечную историю о попе и его собаке.  Или миф о Сизифе: коммунисты, тяжело пыхтя, толкают «электоральный камень», а потом он снова катится вниз. 

Ни в каком другом внутриполитическом вопросе правящая партия, наверное, не проявляла столь бескомпромиссного упорства. Президент Владимир Воронин лично участвовал во всех кампаниях по выборам мэра, превращая их в какие-то виртуальные боксерские бои. Достаточно вспомнить его скандальный план «анти-Урекян» в 2003 году.

В ходе нынешних выборов молдавский президент тоже не остался в стороне. В ток-шоу на кишиневском телеканале PRO-TV он обрушил на зрителей поток предвыборной пропаганды, а когда ведущая попыталась остановить его, заявил: «Мне это можно!».

Призывая голосовать за кандидата от коммунистов Василия Урсу, Воронин делал страшное лицо и говорил категоричным тоном: «Мы за господина Урсу, да!». Несмотря на все это, избиратели вновь не пришли на участки.        

Неудачу первых двух попыток (10 и 24 июля) многие эксперты (в том числе и близкие к официальным кругам) объясняли тем, что голосование проходило летом, а это, дескать, неудачное время, сезон отпусков, во время которого многие потенциальные избиратели находятся за пределами города. Выборы 27 ноября опровергли «сезонную теорию». Выяснилось, что жители Кишинева не хотят идти на выборы ни летом, ни зимой. Более того – в июле явка избирателей была даже выше (10 июля в голосовании приняло участие 27% избирателей, а 27 ноября – 22,3%).

Причины низкой активности, очевидно, другие. Люди продолжают разочаровываться в политиках и политике – и прежде всего в политике правящей партии. Итоги несостоявшихся выборов подтверждают эту банальную вещь. За кандидата от ПКРМ Василия Урсу 27 ноября было подано меньше голосов, чем в июле за Зинаиду Гречаную. Это при том, что Урсу находился в лучших условиях – у него, в отличие от Гречаной, не было, например, такого сильного соперника, как Дмитрий Брагиш.

Кандидат коммунистов на этих выборах потерял, а оппозиционеры, наоборот, приобрели. Неожиданно блестящего результата добился молодой кандидат Либеральной партии, член известного клуба CAIRO Дорин Киртоакэ. В июле у него было 7%, а сегодня – 25%. С таким результатом можно претендовать на выход в «верхние слои атмосферы».

Дорин Киртоакэ – успешный «проект» западных структур, работающих в Молдове через систему неправительственных организаций. В молдавской политике он будет представлять обновленное национал-либеральное течение. По сравнению, скажем, с Юрием Рошкой, у Киртоакэ будет больше респектабельности, европейского «лоска». 

Определенного прогресса на выборах 27 ноября добился и претендент от «русских партий», один из лидеров блока «Патрия-Родина-Равноправие» Валентин Крылов. Он набрал почти 7%. В июле у блока «Патрия-Родина-Равноправие» было меньше 4%.  

После того, как голосование 27 ноября не состоялось, должны пройти повторные выборы. Они, скорее всего, будут  назначены  на 11 декабря. Опыт практически всех кампаний (и не только в Молдове) говорит о  том, что в повторном голосовании участвуют меньше избирателей, чем  в первый раз. Это значит одно – если выборы 27 ноября не состоялись, то 11 декабря они не состоятся тем более. Предвидя это, Глава Миссии ОБСЕ  в Молдове Уильям Хилл уже посоветовал молдавским властям устранить требование о минимальной явке на уровне 33,3%.

Г-н Хилл, подобно многим другим западным дипломатам, считает, что все гениальное – просто. Если нет явки, давайте вообще отменим это понятие. Выборы будут считаться состоявшимися при любой активности. Придут, например, 10 человек (из 400.000 избирателей), выберут мэра, да и делу конец. Встает, правда, вопрос о реальной легитимности полномочий избранного мэра, но это пустяки. Особенно в понимании американских дипломатов. В отдельных случаях они признают даже заведомо недемократичные  выборы.        

АНДРЕЙ МОСПАНОВ