На своем заседании 22 марта Конституционный суд Приднестровья рассмотрел первое в этом году дело о защите гражданских прав. Поводом послужила жалоба жителя Тирасполя Валерия Григоренко, который решением городского суда был лишен жилья. Основанием для судебного постановления, вынесенного 12 июня 2003 г., стала 63-ая статья Жилищного кодекса МССР. В соответствии с ней гражданин может быть признан утратившим право на жилую площадь, если он отсутствовал по месту жительства более 6 месяцев без «уважительных причин». Перечень таких причин в упомянутом кодексе достаточно ограничен.
Дело Валерия Григоренко началось в тот момент, когда муниципальное предприятие ПЖЭУ-1 обратилось в Тираспольский городской суд с иском о лишении его жилплощади. По информации, предоставленной ПЖЭУ-1 суду, Григоренко в 1997 году выехал в Ростовскую область Российской Федерации на постоянное место жительства, а квартира с тех пор пустует.
Судебная инстанция г. Тирасполя удовлетворила иск ПЖЭУ-1. Позже, однако, выяснилось, что никаких законных оснований для этого не было – сведения, предоставленные представителями жилищно-эксплуатационного управления, оказались не соответствующими истине. Валерий Григоренко вообще не выезжал за пределы Приднестровья. Занимаясь строительными работами в различных городах республики, он покидал Тирасполь на 2-3 месяца, но не на 5-6 лет.
В ходе дальнейшего разбирательства оказалось также, что Тираспольский городской суд допустил грубые процессуальные нарушения. Достаточно упомянуть хотя бы о том, что Валерий Григоренко в положенные сроки не получил судебной повестки, то есть не был извещен о процессе.
После того как Валерию Григоренко было отказано в пересмотре дела, он обратился в Конституционный суд с намерением опротестовать законодательную норму, в соответствии с которой Тираспольский городской суд принял упомянутое решение. По мнению Григоренко, статья 63 Жилищного Кодекса МССР противоречит целому ряду положений Конституции Приднестровья – в первую очередь ст.42 (о праве на жилище) и ст.25 (о праве на свободу передвижения – в том смысле, что гражданин волен покидать место своего проживания на любой необходимый срок).
Адвокат Валерия Григоренко Николай Божко высказал мнение, что статья 63 вообще не могла быть применена Тираспольским судом на тот момент. К середине 2003 года, когда было вынесено судебное решение, Жилищный кодекс МССР утратил юридическую силу - в соответствии с переходными положениями Конституции Приднестровья. Пункт 3 ст.3 переходных норм предусматривает, что после 22 июля 2002 года «законы и другие правовые акты, принятые Союзом ССР, Молдавской ССР, ССР Молдова, утрачивают силу и не подлежат применению на территории республики».
Конституционный суд согласился с доводами, приведенными в жалобе Валерия Григоренко – прежде всего с тем, что ст. 63 Жилищного кодекса МССР противоречит Основному Закону. Суд признал, что в результате ее применения были нарушены конституционные права гражданина. В соответствии с постановлением КС дело Валерия Григоренко должно быть пересмотрено судом общей юрисдикции, а судебная ошибка – исправлена.