ЕЩЕ ОДИН КИШИНЕВСКИЙ ШАГ К ОКОНЧАТЕЛЬНОМУ РАЗРЫВУ:
О ЧЕМ РАССКАЗАЛА ОДЕССКАЯ ВСТРЕЧАПоследняя неделя января прошла для республики под знаком активной внешней политики. Москву с рабочим визитом посетил Президент ПМР Игорь Смирнов. В повестке дня – важные вопросы из сферы российско-приднестровских отношений. В это же время в Одессе прошла первая за последние три месяца рабочая встреча представителей Приднестровья, Молдовы, России, Украины и ОБСЕ. Главная тема – отношения Кишинева и Тирасполя. Участникам одесских консультаций было что обсудить – за последнее время ситуация на Днестре становится все более тревожной.
Серьезных прорывов от переговоров в Одессе не ожидал, пожалуй, никто. Еще накануне консультаций глава кишиневской миссии ОБСЕ Вильям Хилл высказался в том смысле, что самым важным их результатом должен стать сам факт состоявшейся встречи. Однако и этот «результат» до самого последнего момента был под большим вопросом. Главную роль в этом сыграла скандальная история позапрошлой недели, когда Кишинев не пропустил в Приднестровье послов России и Украины, которые планировали обсудить детали одесской встречи с Президентом республики. Казалось, что власти Молдовы намерены сделать все, чтобы нормального диалога так и не получилось. Благодаря настойчивости посредников встречу в Одессе все-таки удалось провести, но - не более того.
Официальных комментариев по итогам консультаций было немного. Посредники отделались расплывчатым заявлением на тему о том, что хорошо бы продолжить диалог. Более любопытной оказалась реакция молдавской стороны – министр реинтеграции Молдовы Василий Шова заявил, что недоволен консультациями. Посредники, по его словам, вели себя не совсем так, как хотелось бы Кишиневу. О том, что же на самом деле произошло в Одессе, участники встречи в официальных выступлениях предпочли промолчать. Гораздо более информативным оказалось неофициальное общение.
Как стало известно информационному агентству «Ольвия-пресс», наодесских консультациях во многом повторилась ситуация ноября прошлого года. Тогда в болгарском городе Варна посредникам впервые после отказа Кишинева разговаривать с Тирасполем удалось усадить Молдову за один стол с представителями Приднестровья. Но уже на месте выяснилось, что молдавская делегация приехала в Болгарию совсем не для того, чтобы возобновить диалог с приднестровскими представителями. Тогда Василий Шова привез из Кишинева настоящий ультиматум для посредников. Его главные требования - это возврат к унитарной модели урегулирования и изменение пятистороннего формата переговоров. Нечто подобное произошло и в Одессе, только на этот раз все было гораздо откровенней.
На одесских консультациях делегация Молдовы расставила главные акценты. Василий Шова заявил, что Кишинев намерен разговаривать о судьбе урегулирования только в одном случае. Молдавские власти видят Приднестровье как составную часть единой и неделимой Молдовы, и именно такой статус посредники должны определить в качестве единственной цели переговоров. Уже сегодня слово Приднестровье вычеркнуто из лексикона молдавских политиков – нас называют не иначе как «восточные районы Молдовы». Какие права будут у этих «районов», должны решать сами молдавские власти, и больше никто. Соответственно, и разговаривать на тему будущей судьбы Приднестровья с Тирасполем Кишинев не собирается.
Характерная деталь. В Одессе Василий Шова заявил, что от многосторонних консультаций по приднестровскому урегулированию Кишинев предпочел бы перейти к консультациям двусторонним. Например, с Украиной. На вопрос российской стороны «А как же Приднестровье?» Шова ответил хорошо отыгранной репликой, общий смысл которой был примерной такой: «А что это такое – Приднестровье?»…
Еще одно условие молдавской стороны, которое было озвучено в Одессе, – это требование подключить к урегулированию новых участников. Причем таких, которые, по замыслу Кишинева, помогут Молдове утвердить нужную ей цель переговоров. Василий Шова предложил посредникам изменить переговорный формат и включить в него США и Европейский Союз. Первый шаг к такой реформе Кишинев рассчитывал сделать уже в Одессе. Молдавская делегация предложила посредникам официально обратиться к США и ЕС с просьбой стать постоянными наблюдателями в переговорном процессе.
Отношение приднестровской стороны к таким реформам известно – официальный Тирасполь уже неоднократно заявлял, что не согласится с изменением пятистороннего формата переговоров. Уже всем понятно, для чего это нужно Кишиневу. Вряд ли стоит сомневаться, что из «постоянных наблюдателей» западные участники очень скоро превратятся в «постоянных надзирателей», для которых главная задача – это свои интересы на Днестре. О том, что эти интересы мало совпадают с принципами справедливого урегулирования, откровенно рассказала история с неподписанным Меморандумом.
Впрочем, Кишинев и не рассчитывал на приднестровскую поддержку – молдавское предложение было адресовано посредникам и только посредникам. Их реакция на молдавскую инициативу оказалась разной, но общий результат – одинаковым. Получить одобрение Кишиневу так и не удалось. Наиболее принципиальная позиция – у российской делегации. Представитель Москвы справедливо напомнил, что изменение формата переговоров – это дело сторон. И без Приднестровья менять его Кишинев просто не имеет права. То же самое – вопрос о статусе. Решать, о чем договариваться, должны сами стороны.
Реакция Украины и ОБСЕ на предложение изменить формат была более сдержанной. Они заявили, что прежде чем выступать с такими инициативами, надо вначале спросить у самих США и ЕС, чего они хотят. Но и эта позиция мало обрадовала представителей Кишинева. Возможно, что молдавская сторона рассчитывала на другую реакцию, и именно поэтому Василия Шову так расстроили результаты одесской встречи…
Консультации в Одессе, несмотря на их малопродуктивность, рассказали о многом. Поведение молдавской делегации стало ярким подтверждением долговременной стратегии Кишинева. Очередной отказ от переговоров, многочисленные блокады Приднестровья, попытки дискредитировать миротворческую роль России и призвать на помощь Запад – все это элементы одного сценария. В министерстве иностранных дел Приднестровья предупреждают, что такая стратегия может привести только к одному – окончательному разрыву отношений.
«Анализ последних демаршей со стороны Молдовы позволяет говорить нам о том, что искреннее желание вести процесс урегулирования у молдавского руководства отсутствует, – заявил в интервью информационному агентству «Ольвия-пресс» заместитель министра иностранных дел ПМР Виталий Янковский. – Скорее наоборот – налицо стойкое стремление Кишинева разрушить существующий механизм переговорного процесса. Молдавские власти, видимо, считают, что для этого все средства хороши. И мы с вами видим, что сегодня в полном объеме развернута экономическая блокада республики, дипломатическая блокада, существуют серьезные препятствия для посредников на нашей территории, продолжаются попытки дестабилизации обстановки в зоне безопасности и - что особенно опасно - не ослабевает желание у молдавской стороны дискредитировать миротворческую миссию России. Это очень серьезные проблемы. Безусловно, Приднестровье имеет возможности для адекватной реакции на подобные вызовы. Однако мы считаем, что нельзя ставить крест на переговорах - любое движение вперед будет только на благо как Приднестровью, так и Молдове. Вместе с тем, приходится констатировать, что последние действия со стороны Молдовы, отношение молдавского руководства к переговорному процессу подводит нас к опасной черте, за которой может последовать окончательный разрыв отношений между нашими государствами», - заявил представитель приднестровского МИДа.