«ШКОЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА», КОТОРОЙ НЕТ: 1 СЕНТЯБРЯ ВСЕ УЧЕНИКИ
ИЗ РУМЫНСКИХ ШКОЛ В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ СЯДУТ ЗА ПАРТЫВсю прошедшую неделю Кишинев продолжал раздувать так называемую «школьную проблему». Громкими заявлениями по румынским школам успели отметиться премьер-министр Василий Тарлев и молдавский реинтегратор Василий Шова. Официальные лица Молдовы прилежно исполняют роль заезженной пластинки. «Злые сепаратисты» мучают несчастных детей, «злых сепаратистов» надо сурово наказать – вот примерная суть многочисленных обращений Кишинева к западным структурам. Все это время Приднестровью приходится старательно объяснять иностранным эмиссарам, в чем на самом деле состоит проблема румынских школ. Эмиссары вежливо слушают, соглашаются с приднестровскими аргументами, и опять с подачи Кишинева заводят все по новой…
Зарегистрируйся, получи лицензию и спокойно работай – казалось бы, чего проще. В любой цивилизованной стране мира школа, которая не хочет соблюдать закон, была бы закрыта в течение недели. Бывает, в той же Европе, в которую так стремятся молдавские власти, закрывают даже зарегистрированные учебные заведения – только потому, что властям не понравилась какая-то мелочь в программе обучения. К нелегитимным школам еще более жесткий подход. И неважно, на каком языке говорят их ученики – английском, французском или румынском. С не соблюдающими закон учебными заведениями в цивилизованном мире не принято церемониться. Приднестровье, видимо, еще «не до конца цивилизовано» – Тирасполь продолжает упрашивать администрацию румынских школ, которые отказались регистрироваться, подать соответствующие документы. Но Кишиневу не нужна регистрация – молдавским властям нужна «школьная проблема», и ради этого большие дяди продолжают играть судьбами ребятишек.
«Молдова всячески скрывает истинную причину
возникновения так называемой школьной проблемы, - отметила в интервью
информационному агентству «Ольвия-пресс» министр просвещения ПМР Елена Бомешко.
- Ведь истинная причина возникновения проблемы заключается не в том, что
Приднестровье якобы отказывает определенной группе граждан в возможности
получать образование на румынском языке. Совершенно не в этом. А только в том,
что Кишиневу необходимо иметь на территории нашей республики такие горячие
точки в виде учебных заведений, на территории которых можно совершать
всевозможные акции без контроля со стороны Приднестровской Молдавской
Республики».
Сегодня, когда Кишинев перешел к открытому противостоянию с Приднестровьем, такие «горячие точки» особенно нужны молдавским властям. От Тирасполя требуют, чтобы все оставалось так, как было раньше – то есть школы должны работать без регистрации, выдавая выпускникам нелигитимные аттестаты. И неважно, что это прямое нарушение конвенций и законов, охраняющих права ребенка. В Молдове прекрасно понимают, что Тирасполь не может не вступиться за права детей.
«На первый взгляд, казалось бы, оставить школы в том виде, в каком они просуществовали все эти годы, было бы логичнее с точки зрения всех общественных организаций, в том числе и международных, которые приезжают сюда и пытаются «помирить» нас с Республикой Молдова, - заметила Елена Бомешко. - Они говорят о том, что статус-кво, мол, пусть сохранится, а дальше, путем переговоров, вы проблему решите. На что мы обращаем внимание. Дело в том, что на протяжении всех этих лет, пока не правовым образом существуют эти школы, они выдают своим выпускникам незаконные, нелигитимные документы об образовании. Сегодня вроде бы, учитывая политическую обстановку, учитывая то, что это играет на руку некоторым кругам Республики Молдова, Кишинев закрывает глаза на нелегитимность документов об образовании. В Молдове предоставляют работу этим ребятам, принимают в другие учреждения образования. Но пройдут годы, и политическая оболочка вокруг этой проблемы сотрется. У сегодняшних выпускников подойдет пенсионный стаж, нужно будет определять уровни образования. И у них не признают их образовательный ценз. Кто тогда вспомнит о том, что вместо решения чисто юридической проблемы – проблемы легализации учреждений и легализации документов об образовании – тут подставлялись политические проблемы, которые были выгодны Республике Молдова? Вот о чем мы сегодня говорим. Правовые отношения, свобода человека сегодня должны обеспечиваться в том числе и через легализацию документа об образовании, который этот человек получает. К сожалению, родители этого не понимают. Ребенок еще мал, чтобы почувствовать всю опасность, в которую его вовлекли. Но взрослые люди не понимают, что происходит. Они не понимают, что обрекают своих сегодня малолетних детей, а завтра взрослых людей на отсутствие свободы, на то, что никуда дальше Республики Молдова они не смогут выехать, потому что их образовательный ценз не будет признан».
На прошедшей неделе власти Приднестровья, отчаявшись найти общий язык с молдавской стороной, выступили с новой инициативой. Для решения проблемы официальный Тирасполь готов вести переговоры с любой заинтересованной стороной, а поскольку речь идет о румынских школах, то и говорить о них нужно со страной-носительницей языка – Румынией.
«На эту мысль нас натолкнул анализ базисного учебного плана, который так активно внедряется в шести школах с румынским языком обучения, находящихся на территории Приднестровья, - сообщила в интервью «Ольвии-пресс» министр просвещения ПМР. - Дело в том, что в базисном учебном плане этих школ не фигурирует ни дисциплина «молдавский язык на латинской графике», как нам тут объясняют, ни «молдавская литература». А есть дисциплины «румынский язык» и «литература Румынии», «история румын». Молдова отказывается идти на официальное утверждение правового статуса этих школ на территории ПМР. Не предоставляются документы для государственной регистрации, для лицензирования государственной деятельности этих учреждений – так, как положено по всем правовым актам и во всех государствах мира, в том числе и в самой Молдове. Если это так, и Молдову устраивает отсутствие правового статуса этих учебных заведений, при том, что выпускникам при этом выдают документы об образовании, которые фактически являются нелегитимными, то мы вынуждены тогда обсуждать этот вопрос с государством, которое пойдет на обсуждение проблемы правового статуса данных учреждений. И вполне возможно, коль скоро там идет обучение на румынском языке, и если будут интегрированы программы Румынии с нашими приднестровскими программами, почему бы и нет? Тогда, возможно правовой статус этих школ будет решен гораздо быстрее».
Пока официальный Бухарест никак не комментирует инициативу Тирасполя. Зато в Кишиневе на нее отреагировали немедленно. Суть комментариев, появившихся в официальной прессе, сводится к одному – Молдове такая инициатива очень не понравилась. Хотя возможность того, что Бухарест согласится на переговоры о регистрации румынских школ, невелика, но такая возможность все-таки есть. То есть раздутая Кишиневом «школьная проблема» может получить свое быстрое решение – а это никак не устраивает молдавские власти.
«Если появится другое государство, которое захочет в ускоренном порядке решить правовую проблему румынских школ, тогда для Кишинева отпадет возможность играть судьбами детей в своих целях. То есть не станет этой «ахилессовой пяты» на территории нашей республики. Поэтому естественно, что Молдова против», - заметила Елена Бомешко.
Впрочем, если даже Румыния и не откликнется на приднестровскую инициативу, к новому учебному году проблема незарегистрированных школ будет решена. В министерстве просвещения ПМР заверяют, что все их ученики обретут возможность получать качественное и легитимное образование на родном языке.
Как сообщила Елена Бомешко, «мы обратились ко всем организациям образования с румынским языком обучения с предложением провести процедуру легимитизации на нашей территории. Сегодня этот вопрос фактически решен по двум дубоссарским школам. Представила документы для рассмотрения школа №19 г. Бендеры. Остались 3 учебных заведения, которые никак не реагируют на эту ситуацию. Ну что ж, до конца августа, до начала учебного года у них еще есть время для того, чтобы представить документы на легализацию деятельности своих учреждений. Если документы представлены не будут, дети за бортом не останутся. Они будут распределены в другие учебные заведения, расположенные в населенных пунктах, на территории которых они проживают, и будут получать образование в наших молдавских школах. Мы создадим специальный режим для работы этих детей - для того, чтобы они плавно прошли процедуру адаптации к образовательным программам ПМР. Они будут работать по индивидуальным программам – в зависимости от степени освоения, от степени наличия знания по тем или иным областям. К каждому ребенку будут прикреплены соответствующие преподаватели, которые помогут в освоении программы. Никто из детей не пострадает от того, что они перейдут из румынских школ в молдавские».
Многие родители уже обратились с просьбой перевести их детей в нормальные, признанные школы. Люди начинают понимать, что стали заложниками политических игр Кишинева. Но молдавские власти не намерены так просто отказываться от столь удобного пропагандистского инструмента. Родителей заставляют держать детей в нелегитимных школах.
«Родители, приходящие ко мне на прием, говорят, что они хотят перевести детей в школы с молдавским языком обучения, но родительские комитеты румынских школ запрещают им обращаться в управления народного образования на местах и не выдают им документы», - сообщила министр просвещения ПМР. Однако, отметила Елена Бомешко, это не проблема. Учреждения образования на территории Приднестровья готовы принять и зарегистрировать детей даже при отсутствии документов. Потом, со временем, эта проблема будет решена. «После того, как ребенок будет определен в соответствующее учреждение образования, мы сможем, я думаю, получить и документы для того, чтобы он мог спокойно получить образование», - говорит министр.
Уже второй месяц передовицы официальной молдавской прессы посвящены так называемой «школьной проблеме». От молдавских читателей скрывают истинную суть ситуации. Зато изо дня в день власти Приднестровья изображаются в качестве монстра, с которым нужно поступать соответственно – по звериным законам. На экономической блокаде республики Кишинев, похоже, не собирается останавливаться. При этом слово Приднестровье уже месяц как исчезло со страниц молдавской прессы. Республику называют или «восточными районами Молдовы», или просто «мятежным сепаратистским регионом». Вряд ли это случайно – в сознание молдавских граждан усиленно вбивают мысль, что речь идет о мятежниках, которых нужно наказать.
В электронных СМИ продолжают появляться публикации о концентрации молдавской военной техники на приднестровских границах. Кишинев опровергает эти сообщения и заявляет, что ни о какой военной агрессии в «сепаратистский регион» не может быть и речи. А вот молдавские волонтеры, которые в 92-м пришли с оружием в руках на приднестровскую землю, говорят совершенно о другом. Вот цитата из свежей румынской газеты «Gardianul»:
«Бывшие молдавские комбатанты, принявшие участие в приднестровской войне, готовы снова занять боевые позиции. Хотя большинству из них уже за 40, имеют семьи и хорошую работу, они утверждают, что самое большее в течение 6-ти месяцев они смогут освободить Приднестровье от сепаратистов», - пишет румынское издание.
Хочется, очень хочется верить в миролюбие молдавских властей, но вряд ли стоит игнорировать такие вот откровения. В последнее время в Молдове настроения бывших волонтеров кто-то усиленно подогревает. Впрочем, вот еще одна цитата из той же газеты. На этот раз румынское издание приводит мнение другой группы комбатантов. «Ветераны признают, что после войны 92-го ситуация в регионе изменилась, поскольку приднестровские власти модифицировали свою армию. Ветераны говорят, что перезавоевание провинции практически невозможно», - пишет «Gardianul».
Оценивая то, что происходит сегодня на Днестре, большинство экспертов неизменно проводят параллель с событиями в Южной Осетии и Абхазии. В том, что обострение обстановки в наших государствах идет по одному большому сценарию, уже мало кто сомневается. Достаточно заметить, насколько синхронны действия грузинских и молдавских властей. И Воронин, и Саакашвили в один голос требуют вывода российских войск и замены российских миротворцев на западных умиротворителей. Шаг за шагом усиливается экономическое давление на Приднестровье и кавказские республики. Организуются вооруженные провокации в приграничных районах. В Южной Осетии уже начались первые столкновения. Большинство российских экспертов едины в своих выводах - и Приднестровье, и наши кавказские союзники оказались в центре большой геополитической игры Запада. О ее целях на прошедшей неделе российским СМИ рассказал известный московский политолог Станислав Белковский. По мнению эксперта, США перешли к активным действиям по окончательному развалу СНГ и изоляции России. Именно для этого организовано массированное давление на ее непризнанных союзников. Время «ч» уже наступило. В этих условиях, считает Белковский, Москва должна принять единственно верное для себя решение – открыто и решительно поддержать непризнанных. Среди такой поддержки должно быть и признание права Приднестровья на самоопределение. Иначе, по мнению эксперта, той большой России, которую все мы знаем, очень скоро не станет.
«Уверен, что прямой интервенции США не будет, хотя их военная помощь Саакашвили и молдавскому лидеру Воронину возможна, - заявил в Москве президент института национальной стратегии России Станислав Белковский. - США заинтересованы в прямом контроле над постсоветским пространством, ибо оно просто заточено под внешнее управление. Правда, столько фронтов одновременно США не выиграют. В этом шанс России. Пришло время решений. России пора защитить свои интересы».
Посетивший на прошлой неделе Тирасполь и Кишинев российский спецпредставитель Игорь Савольский довольно ясно сформулировал позицию Москвы в отношении событий на Днестре. Идти на изменение пятистороннего формата переговоров и формата миротворческой операции, как этого требует Молдова, Россия не намерена. Москва готова приложить усилия для того, чтобы не допустить обострения ситуации.
Но очевидно, что одних заявлений мало. В свое время Тирасполь предупреждал Москву о том, что поддержка псевдокоммуниста Воронина в ущерб интересам Приднестровья дорого обойдется России. Одним из первых шагов третьего молдавского президента стало освобождение террориста Илашку, которого Приднестровье передало Кишиневу в качестве жеста доброй воли. Сегодня, когда террорист выиграл суд против России, а Кишинев превратился в послушный инструмент Вашингтона, в Москве уже не строят иллюзий о сути молдавского режима. Правда, слишком поздно.
Но если тогда у России еще был выбор, то сегодня его уже нет. Наступление, которое разворачивается сейчас на Днестре и на Кавказе, - это прежде всего наступление на Россию. Его нельзя просто переждать. На это раз опоздать с единственно верным решением для Москвы было бы слишком фатальной ошибкой.