image001-1965.jpg

]

«ОЛЬВИЯ-ПРЕСС»

И СНОВА БЛОКАДА? КИШИНЕВ ГРОЗИТ ПРИДНЕСТРОВЬЮ «ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ВОЙНОЙ»

Отношения Кишинева и Тирасполя продолжают накаляться. Вслед за объявленной Приднестровью экономической войной молдавские власти грозят войной железнодорожной. Тирасполю предъявлен очередной ультиматум. Руководство Молдовы угрожает заблокировать движение поездов через Приднестровье. И это далеко не единственная кишиневская угроза. В последние дни ультимативный тон в отношении Тирасполя стал, похоже, единственным способом общения молдавских властей с приднестровской стороной.

            Так называемой железнодорожной проблеме уже больше 10-ти лет. Связана она с не до конца определенным статусом тех участков железной дороги, которые соединяют Молдову с Украиной и Россией и проходят через Приднестровье. На территории республики есть шесть предприятий, которые заняты обслуживанием железных путей, и фактически все эти годы они подчинялись Кишиневу. Соответственно, и все доходы от перевозок по приднестровской территории шли в молдавский бюджет. Молдавская сторона даже не считала нужным сообщать Тирасполю, какие суммы «выкачивает» Кишинев с приднестровского участка. На неоднократные предложения Приднестровья урегулировать эту абсурдную ситуацию за столом переговоров Молдова отвечала неизменным отказом. Молдавские власти верны своему стилю - Кишинев не намерен добровольно отказываться от возможности пожить за чужой счет. Между тем, даже приблизительные подсчеты, проведенные Тирасполем, показывают, что основная часть доходов Молдавской железной дороги – это доходы от приднестровского участка. Терпеть такую ситуацию бесконечно было нельзя.    

            «Анализ финансово-экономической деятельности Молдавской железной дороги показал, что основная доля доходов МЖД - до 70-ти процентов - приходится на тот участок дороги, который расположен на территории Приднестровской Молдавской Республики, - сообщила журналистам министр экономики ПМР Елена Черненко. – При этом шесть предприятий МЖД, которые де-факто находятся на территории Приднестровья, все свои доходы перечисляют в Молдову. Так не может дальше продолжаться. Предприятия, расположенные на нашей территории, должны приносить доход нашему населению. А поскольку мы так и не нашли полного взаимопонимания с молдавской стороной в этом вопросе, мы сегодня просто вынуждены самостоятельным решением принять под нашу юрисдикцию эти предприятия».

            Каждый месяц и каждый год доходы от приднестровских железных дорог уходили в Кишинев. Это те деньги, которые из года в год фактически вытаскивала из приднестровских карманов молдавская власть. Долгое время в Тирасполе не хотели идти на жесткие меры и надеялись договориться с Кишиневом. Совершенно наивные надежды - рассчитывать на совесть молдавских чиновников. Любую попытку цивилизованного диалога в Молдове расценивают как слабость Приднестровья, и любая наша уступка только разжигает кишиневский аппетит. Впредь таких уступок уже не будет. Жесткая политика Тирасполя относится не только к железной дороге. Общую суть ее можно выразить одной фразой – Приднестровье не намерено больше позволять Кишиневу жить за счет приднестровских доходов.

            Решение Тирасполя взять под контроль нашу железную дорогу вызвало настоящую истерику в молдавских кругах. После того, какприднестровская сторона перешла к практическим действиям, из Кишинева посыпались угрозы. На прошедшей неделе генеральный директор железной дороги Молдовы Мирон Гагауз направляет Тирасполю открыто письмо-ультиматум. Лишаться приднестровских доходов в Кишиневе явно не хотят и готовы пойти на все, чтобы не отдать их приднестровцам. Молдова грозит полностью остановить железнодорожное движение через Приднестровье. 

            «Попытки вмешательства в работу железной дороги будут восприняты нами как деструктивные действия, направленные на остановку наших филиалов, расположенных в Приднестровье, – говорится в заявлении генерального директора Молдавской железной дороги. – Если не прекратится вмешательство в работу железной дороги, мы будем вынуждены рассмотреть целесообразность продолжения движения грузовых и пассажирских поездов в приднестровском регионе, так как в сложившихся условиях не будет обеспечена безопасность движения поездов на этом участке», – отмечает Мирон Гагауз.

            В том, что ради денег, причем чужих денег, кишиневский режим готов  пойти на многое,приднестровцы ужеимели возможность убедиться. Угроза действительно серьезная, но вот получится ли у Кишинева ее воплотить?

            Судить о том, что случится, если поезда не станут пропускать через Приднестровье, можно на примере событий первых дней августа. Тогда в ответ на экономическую блокаду, развязанную Кишиневом, железную дорогу перекрыли сами приднестровцы. Молдавские власти попытались перенаправить составы в обход Приднестровья. Однако организовать нормальное сообщение без приднестровского участка не получилось. Обеспечить такой же поток  составов, который проходит через Приднестровье, объездные дороги физически не в состоянии. Пытаться организовать движение без Приднестровья не только  бесполезно, но и опасно – могут произойти аварии. Именно в этом случае будет  поставлена под угрозу безопасность движения, о которой так заботится в своем заявлении господин Гагауз. В ответ на украинскую позицию приднестровцы довольно скоро сняли рельсовую блокаду, но и за эти несколько дней Молдавская железная дорога потеряла больше миллиона долларов.

            Сегодня заблокировать движение грозится уже сам Кишинев, причем заблокировать навсегда. Первые демонстративные шаги для этого уже сделаны. К концу прошлой недели поступили сообщения о том, что Молдова заблокировала на своей территории более 60-ти вагонов с грузами, предназначенными для приднестровских предприятий. Но все эти действия исходят явно не от руководства Молдавской железной дороги. Прямые указания на этот счет идут из воронинской президентуры. Опытный управленец Мирон Гагауз во время рельсовой блокады приехал в Приднестровье и ради того, чтобы приднестровцы сняли блоки, без колебаний согласился на передачу приднестровского участка под юрисдикцию Тирасполя. Гагауз понимает, что если перекрыть приднестровский участок, железная дорога Молдовы окажется полным банкротом. Именно Приднестровье, которое торгует со всем миром, позволяет молдавским железным дорогам держаться на плаву. Без приднестровского участка они просто погибнут. Но и опытный хозяйственник Гагауз – лишь пешка в играх воронинской семьи. И кто знает, на что может пойти кишиневский режим, уже давно потерявший чувство реальности?

            Олег Елков.