image001-1973.jpg

«ОЛЬВИЯ-ПРЕСС»

ЧТО СТОИТ ЗА «ШКОЛЬНОЙ ПРОБЛЕМОЙ»?

«Школьный» вопрос в Приднестровье, несмотря на свою простоту, не снимается с повестки дня уже почти месяц. Казалось бы, что может быть проще – ввести в правовое поле деятельность шести школ. Но когда в дело вмешивается политика, это становится проблемой. Ситуация вокруг румынских школ в ПМР, несмотря на то, что две из них уже предпочли перевести свою деятельность в законное русло, а еще две просто закрыты – продолжает удерживаться заинтересованными сторонами чуть ли не в качестве важнейшего вопроса молдо-приднестровских отношений. Даже экономическая блокада, приносящая многомиллионные убытки, и которая напрямую отражается на уровне жизни людей, отодвигается на второй план. В чем же причины такой «твердости»?

Напомним, что по признанию официального Кишинева «школьная проблема» явилась «катализатором» введения санкций, но не была их причиной. Тем не менее, все консультации, ведущиеся и в Кишиневе, и в Тирасполе по поводу отмены санкций дальше разговоров о восстановлении преподавания в этих школах по прежним программам не идет. Кишинев просто отказывается от любых переговоров. В минувший четверг министр реинтеграции РМ В. Шова после встречи с российской делегацией заявил, что «ни о каких переговорах не может идти речи до тех пор, пока приднестровские власти не отменят свое решение о закрытии молдавских школ».

При этом школы назвать «молдавскими» можно только условно, лишь на том основании, что программы в них такие же, как в школах Молдовы. С тем, что эти школы на самом деле румынские согласилась и делегация Европейского Союза во главе с Генеральным директором Секретариата Совета ЕС по внешним связям Робертом Купером.

В Тирасполе не против функционирования школ с румынским языком обучения, но обсуждать этот вопрос соглашаются «с руководством государства, являющегося носителем языка обучения, а именно с Румынией». «Казус заключается в том, что в Приднестровье нет румынского национального меньшинства, а школы – есть, – заявил министр иностранных дел ПМР Валерий Лицкай на встрече с делегацией ЕС. - Следовательно, законодательство о национальных меньшинствах здесь не действует. Поэтому мы обратимся к Румынии за помощью в лицензировании этих школ по румынским стандартам».

Тирасполь проявил гибкость в «школьном» вопросе, однако в Кишиневе ставят ряд дополнительных условий, прежде чем сесть за стол переговоров. Аппетит, как известно, приходит во время еды. Более того, «школьная» проблема грозит стать вечной в молдо-приднестровских отношениях. Американский аналитик румынского происхождения Владимир Сокор, пользующийся авторитетом в кишиневских «демократических» кругах, пишет:  «Если даже вопрос этих шести школ будет решен положительно, официальный Кишинев и неправительственные организации должны серьезно и последовательно продолжить борьбу за национальную принадлежность местного населения Левобережья. … Даже, если эти шесть школ все же смогут выстоять, латинская графика так и останется только в этих шестерых зданиях, вне их, на остальной территории Приднестровья она будет исключена».

Получается проблема не в школах, и даже не в графике, оказывается проблема в «национальной принадлежности населения Левобережья». Требование Тирасполя зарегистрировать школы по образовательным стандартам принятым в Приднестровье, а в Приднестровье действуют российские стандарты, расцениваются националистическими кругами Кишинева как «действия, направленные против румынского, мажоритарного населения Приднестровья».

Здесь уже приходится вспомнить о румынских территориальных притязаниях. После свержения режима Чаушеску и прихода к власти демократического правительства, в Румынии возродились великодержавные амбиции. В Бухаресте вспомнили о своих «правах» на Бессарабию и Северную Буковину. С распадом СССР румынское правительство начало осуществлять программу по работе с «румынами отовсюду». Важнейшими элементами этой программы являются: «румынский язык», «румынская церковь» и, конечно, «румынская школа».

Программа «румынский язык» заключается в том, что молдаван пытаются убедить, что они говорят по-румынски, утвердить в молдавском языке румынские литературные нормы, перевести молдавский язык на латинскую графику. В Республике Молдова это в основном выполнено. В Приднестровье сохранен молдавский язык на основе кириллической графики, более того, в ПМР молдавский язык имеет статус государственного. Это, видимо, сильно раздражает руководство Молдовы, которое уже не находит аргументов в споре в чем же различие между языками.

Программа «румынская церковь», в соответствии с которой молдавские приходы Молдавии и Украины должны перейти в подчинение румынской патриархии уже начала осуществляться. В июле 2002 г. легализована, созданная из активистов Народного фронта Молдовы так называемая Бессарабская митрополия, подчиняющаяся румынскому патриарху. Приходы этой митрополии располагаются не только на территории Республики Молдова, но и в Одесской и Черновицкой областях Украины.

Наконец, программа «румынская школа» – обучение в школах Республики Молдова переведено на румынские программы. Вместо истории Молдавии преподается курс «истории румын». В молдавских школах Украины обучение также ведется на румынской графике. Только в Приднестровье сохраняются молдавские школы с обучением, собственно, на молдавском языке.

Интересно, что Европа всегда поддерживала сторону Румынии, когда дело касалось продвижения этих программ в Молдове. Так было и с вопросом о бессарабской митрополии, и с вопросом о курсе «истории румын», так происходит и сейчас, но уже в отношении приднестровских школ.

«Школьная» проблема слишком политизирована. За бескомпромиссной позицией Кишинева стоят интересы более крупных игроков. Румыния – член НАТО – не отказалась от территориальных притязаний, которые напрямую угрожают не только Молдавии, но и Приднестровью. Более того, эти интересы напрямую затрагивают безопасность Украины и России. Не зря представитель США в ОБСЕ С. Миникес, высказываясь на Постоянном совещании ОБСЕ в Вене по вопросу румынских школ, не преминул потребовать вывода из Приднестровья российских войск. Интересная взаимосвязь. Напряженность в Приднестровье грозит дестабилизировать ситуацию во всем регионе.

*** 13.08.04 ***