image001-1580.jpg

«ОЛЬВИЯ-ПРЕСС»

ПЕТР ЗАЛОЖКОВ: ЗАКОНЫ НЕ ДОЛЖНЫ ПРОТИВОРЕЧИТЬ КОНСТИТУЦИИ

             15 апреля глава Тираспольско-Дубоссарской Епархии епископ Юстиниан выступил в некоторых российских СМИ с резкой критикой проекта закона «О свободе совести и религиозных организациях», который накануне был вынесен на рассмотрение Верховного Совета ПМР.

Епископ считает, что уполномоченный Президента по делам религий и культов не должен контролировать деятельность «всех без исключения конфессий», расположенных на территории Приднестровья. Он также отметил, что введенная в законопроект норма об обязательной аккредитации всех руководителей и служителей культов в соответствующих структурах государственной власти «особенно пугает духовенство». Кроме того, Владыка не согласен и с тем, что вопросы о приглашении иностранных граждан для временного осуществления религиозной деятельности в Приднестровье будет решать уполномоченный по делам религий и культов. По его мнению, - это «неприемлемо».

 Епископ также сообщил, что «в законодательном органе Приднестровья ощущается постоянный прессинг со стороны уполномоченного по делам религий и стоящих за ним определенных политических сил». Но особое возмущение правящего архиерея вызвала статья о налогообложении финансовых и имущественных пожертвований и иных доходов религиозных организаций. В связи с этим архиерей призвал парламентариев принять закон «О свободе совести…», аналогичный российскому.

            Комментируя ситуацию, в интервью информационному агентству «Ольвия-пресс» уполномоченный по делам религий и культов при Президенте ПМР Петр Заложков отметил, что возмущение епископа Юстиниана относительно контроля со стороны светских властей за деятельностью конфессий – «необоснованно». По его словам, епископ «искусственно нагнетает драматизм и обстановку, с целью воздействовать на чувства и психику прихожан и депутатов». Высказывания архиерея Петр Заложков расценил как «хорошо отработанный психологический прием человека, работающего с массами». Он также подчеркнул, что орган по делам религий и культов «уполномочен проводить государственную политику по отношению к религии и церкви и ни в коей мере не выполняет роль надзирателя». Новый законопроект четко гласит о том, что надзорные функции за деятельностью религиозных организаций будет осуществлять прокуратура.

Касаясь вопроса об аккредитации религиозных конфессий на территории Приднестровья, Петр Заложков отметил, что эта норма действует уже 9 лет, и для служителей церкви она «не нова». Насколько ему известно, при прохождении процедуры аккредитации служители культов «дискомфорта не испытывают».

Петр Заложков подтвердил, что в законопроекте заложена новая норма, которая обязывает священнослужителей ежегодно предоставлять в орган по делам религий и культов информацию о дальнейшем намерении продолжать свою деятельность с указанием места работы. Обязательной должна быть и информация о руководителях данных организаций – кто они, откуда, и чем они будут заниматься. В орган по делам религий и культов также должны поступать сведения о смене руководства и необходимые данные о новом лидере. Эта информация, по словам Петра Заложкова, нужна «лишь для того, чтобы государственные власти были в курсе, что эти организации и их руководители на самом деле работают, и не входят в категорию «мертвых» душ». В противном случае «аппелировать будет не к кому».

            Петр Заложков также особо подчеркнул, что до сих пор светские власти ПМР  «никогда не запрещали, и впредь не намерены воспрещать приезд православных священнослужителей в Приднестровье». Тем более, что Тираспольско-Дубоссарская Епархия и молдавская Митрополия входят в единую структуру Русской Православной Церкви. Это касается не только православных, но и всех существующих на территории Приднестровья традиционных конфессий. Запрет не распространяется и на ряд нетрадиционных конфессий, которые осуществляют многолетнюю деятельность на территории республики. Но вместе с тем, Петр Заложков особо подчеркнул, что представители новых религиозных течений должны обязательно согласовать свой приезд с органом по делам религий и культов. Не секрет, отметил уполномоченный, что большинство проповедников и преподавателей нетрадиционных конфессий, по сути своей, «являются финансовыми курьерами теневых организаций». Поэтому введение предложенной нормы в законопроект – «не прихоть, а необходимость». Государство «обязано поставить заслон деструктивным силам, которые не уважают закон, вносят разлад и разжигают межнациональную рознь».

            Комментируя норму об уплате налогов, Петр Заложков напомнил, что Конституция ПМР – основной закон государства – гласит о том, что налоги должны платить все. Такая же норма прописана и в базовом законе «О налоговой системе в ПМР». В числе налогоплательщиков - «афганцы», инвалиды и защитники Приднестровья. Но вместе с тем, согласно закону «О налоге на доходы организаций», благотворительная и гуманитарная помощь налогами не облагается. Налогообложению также не подлежат доходы от уставной и культовой деятельности религиозных организаций.

Государством также утвержден перечень культовых предметов, которые не облагаются акцизами при ввозе на территорию республики. Вырученная от их продажи прибыль тоже не подлежит налогообложению, так же как и суммы, направленные на благотворительность, ремонт, строительство культовых сооружений и т.д.

Так почему же правящего архиерея так взволновала новая статья? «Потому, - подчеркнул уполномоченный по делам религий и культов, - что в случае принятия закона государство будет контролировать финансовые потоки, а представители религиозных конфессий уже не смогут запустить руку в общую кассу». При этом не исключено, отметил Петр Заложков, что «неучтенные финансовые потоки могут быть направлены на формирование теневых структур и финансирование криминалитета».

            Петр Заложков опроверг высказывания епископа о том, «что в законодательном органе Приднестровья ощущается постоянный прессинг со стороны уполномоченного по делам религий и культов и стоящих за ним определенных политических сил». По его словам, высказывания Владыки – чистейшей воды выдумка. Наоборот, сам епископ Юстиниан направил лично ему и в адрес Верховного Совета «немало написанных в императивном духе писем», в которых «дает указания, каким образом нужно поступать при рассмотрении того или иного вопроса». Таким образом, Церковь вмешивается в дела светского государства, что, мягко говоря, недопустимо.

            Петр Заложков также отметил, что стоящие за ним  «определенные политические силы», о которых говорил епископ, - структуры исполнительной власти, которые подчиняются Президенту ПМР. Представленный в Верховный Совет законопроект «О свободе совести и религиозных организациях» разработан главой государства и Кабинетом Министров. Законопроект соответствует Конституции ПМР, международным нормам и по своей сути аналогичен действующему в России закону «О свободе совести…». По российскому законодательству, церковь налоги платит. Причем российское налоговое законодательство по отношению к религиозным организациям на порядок жестче приднестровского.

           

Татьяна Георгиу.