image001-1587.jpg

«ОЛЬВИЯ-ПРЕСС»

ЕПИСКОП ТИРАСПОЛЬСКИЙ И ДУБОССАРСКИЙ ЮСТИНИАН ПРИЗВАЛ ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ НЕ ГОЛОСОВАТЬ ЗА НОВУЮ РЕДАКЦИЮ ЗАКОНА О РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ. ДЕПУТАТЫ ПОСЛУШАЛИСЬ

            С конца прошлого года в Приднестровье продолжаются ожесточенные споры вокруг поправок в закон «О свободе совести и религиозных организациях».

            Изменения в «религиозное» законодательство 1995 года разработаны по инициативе Президента государственным органом по делам религий и культов. Президентский проект утверждает право государства контролировать деятельность религиозных объединений и соблюдение ими законодательства, предполагает ужесточение государственного контроля в этой области - в республике сложилась неуправляемая ситуация с деятельностью многочисленных религиозных организаций и сект, в том числе и деструктивного толка. 

            В первоначальном виде законопроект не устроил Верховный Совет: депутаты  посчитали, что жесткий надзор за религиозными объединениями приведет к конфликту государства и церкви. Только после полугодовой совместной работы  депутатов, уполномоченного Президента по делам религий и культов, представителей религиозных конфессий и организаций проект закона был вынесен на пленарное заседание парламента.  Мария Макарова, глава профильного парламентского комитета, отметила на последней сессии, что компромисс между заинтересованными сторонами был найден, и что проект можно принимать в первом чтении.

            Уполномоченный Президента ПМР по делам религий и культов Петр Заложков также призвал депутатов принять проект. По мнению уполномоченного, существующее положение религиозных организаций противоречит целому  ряду приднестровских законов и статей Конституции. Действующее «религиозное» законодательство, в частности, не соответствует законам «Об основах налоговой системы», «О налоге на прибыль», статье 52 Конституции («Каждый должен платить налоги»). Именно поэтому проект предполагает, что финансовые пожертвования и другие доходы религиозных организаций (нередко занимающихся коммерческой деятельностью) должны облагаться налогом. 

            Новая редакция закона содержит и другие жесткие ограничения. Так, не разрешается использование для проповедническо-миссионерской деятельности жилых зданий; вопросы приглашения иностранных граждан для осуществления религиозной деятельности должны согласовываться с органом по делам религий и культов; руководители религиозных организаций должны пройти в этом органе государственную аккредитацию.

            Со всеми этими новшествами категорически не согласен глава Тираспольской и Дубоссарской Епархии Русской православной церкви Юстиниан: «Ни о каком компромиссе не может быть и речи». Особое возмущение епископа вызвала статья законопроекта, в которой говорится о необходимости налогообложения финансовой деятельности церкви. 

            Выступая на пленарном заседании, архиерей выразил обеспокоенность тем, что государственные органы намерены жестко контролировать религиозные организации, и тем, что такой контроль находится  в ведении не коллегиального органа, а под единоличной властью одного человека - уполномоченного Президента. (Здесь стоит отметить, что в разработке проекта кроме уполномоченного принимали участие министры юстиции и просвещения, ученые из ПГУ и лично Президент, а решения уполномоченным принимаются при согласовании с главой государства и профильными министерствами.)   

            Выступление епископа произвело на депутатов большее впечатление, нежели согласованная позиция профильного парламентского комитета и органа по делам религий и культов - для принятия законопроекта не хватило депутатских голосов.

            Новая редакция закона о религиозных организациях вновь отправлена на доработку.

Что будет с проектом дальше, пока трудно сказать: его сторонники и противники остались при своем мнении. Комментируя сложившуюся ситуацию корреспонденту «Ольвии-пресс», уполномоченный по делам религий Петр Заложков отметил, что менять суть законопроекта нельзя: «Менять его концепцию - значит менять Конституцию».      

И.Крамаренко