РОССИЯ ПРОТИВ БЛОКАДЫ: В РОССИЙСКО-ПРИДНЕСТРОВСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ НАМЕЧАЕТСЯ НОВЫЙ ЭТАП
Второй месяц Приднестровье живет в условиях все возрастающих попыток Кишинева полностью изолировать республику. Самый масштабный шаг в той политике государственного терроризма, которую сведут сегодня молдавские власти - попытки задушить экономику Приднестровья. Последние цифры приднестровских потерь за август и начало сентября, которые были озвучены на прошедшей неделе, уже выражаются десятками миллионов долларов.
«По сравнению с соответствующим периодом прошлого года сегодня объем реализации нашей продукции сократился на 32 миллиона долларов, - сообщила министр экономики ПМР Елена Черненко. - Что это значит для Приднестровья? При средней налоговой нагрузке (вместе с социальными налогами) 20 копеек на рубль, это означает, что консолидированный бюджет ПМР уже потерял 6,4 миллиона долларов».
Однако полномасштабной экономической изоляции Приднестровья у Кишинева так и не получилось. Из-за экономических санкций Молдовы нашу продукцию сегодня стало невыгодно экспортировать на запад. Но вместе с тем попытки Кишинева изолировать республику в итоге дали беспрецедентный импульс для перехода на новый уровень экономических отношений с нашими восточными соседями. Понятно, что в блокадных мерах молдавских властей ключевую роль играет вовсе не кишиневская позиция, а то, как относятся к ней государства, с которыми торгует Приднестровье. И свою решающую роль в этой ситуации сыграли страны-гаранты Россия и Украина. С самых первых дней блокады Москва и Киев жестко заявили о том, что экономическое давление на Приднестровье недопустимо. И веское слово гарантов не разошлось с делом. Сегодня границы России и Украины открыты для приднестровских грузов без молдавского оформления.
Принципиальная позиция стран-гарантов вызвала в Кишиневе новый приступ истерии. Президент Воронин публично обвинил Россию и Украину в том, что они содействуют так называемой «контрабанде» из Приднестровья, а после того, как официальная Москва жестко осадила зарвавшийся Кишинев, молдавские власти бросились за помощью к своим западным хозяевам. На прошедшей неделе на заседании постоянного совета ОБСЕ молдавская делегация выступила с призывом принять самые решительные меры против Приднестровья. Кишинев призвал отказаться от любых действий, поддерживающих приднестровские власти. Однако ни Москва, ни Киев не сочли нужным даже реагировать на эти обращения.
Ярким показателем того, как относятся к кишиневским выкрикам в Москве, стал состоявшийся на прошедшей неделе визит в ПМР представительной делегации Торгово-промышленной палаты России. «Экономический десант» такого высокого уровня в республике впервые. И первое, о чем с порога заявили представители российских деловых кругов – это резкое осуждение блокадных мер Кишинева.
«Ни в какие рамки не укладывается решение, которое было принято в Кишиневе об экономической блокаде Приднестровья, - заявил старший вице-президент ТПП РФ Борис Пастухов. - Мы категорически высказываемся против экономической блокады, мы говорим об этом как о действии, которое наносит ущерб поиску политических развязок приднестровской проблемы, мы говорим о блокаде как о мере совершенно неэффективной, а самое главное - наносящей серьезный ущерб населению, которое живет по обоим берегам Днестра».
В Тирасполе российская делегация подтвердила, что Москва готова развивать экономические отношения с Приднестровьем безо всяких оглядок на Кишинев. Это вполне позволяет московский Меморандум 97-го года. И никакие истеричные заявления молдавских властей не могут стать препятствием для российско-приднестровского сотрудничества. В Москве на них просто не обращают внимания.
«Мы подтвердили значение Меморандума об основах отношений Молдовы и Приднестровья, который создавался при активной роли России, и где Россия, Украина, ОБСЕ зафиксированы как посредники и как гаранты будущего урегулирования. Мы считаем, что положения, которые содержатся в этом Меморандуме, дают возможность нам развивать сотрудничество с Приднестровьем безо всяких оглядок», - заявил Борис Пастухов.
Те потери, которые несет приднестровская экономика из-за фактически закрытых для нас западных рынков сбыта, московские гости предлагают компенсировать за счет развития экономических связей с Россией. И это не просто слова – уже намечены конкретные проекты сотрудничества. «Мы внимательно рассмотрим конкретные просьбы, связанные с развитием потребкооперации, с поиском и выбором экономических партнеров для того, чтобы улучшить и возможности сбыта приднестровской продукции, и расширения производства», - отметил вице-президент российской Торгово-промышленной палаты.
И еще один важный итог визита российской делегации. Деловые круги России заинтересованы вкладывать деньги в приднестровскую экономику. В Москве убеждены, что таких инвестиций должно быть как можно больше. По мнению Бориса Пастухова, «российские предприятия, российский деловой мир должен еще более активно участвовать в приватизационных процессах, которые продолжаются в ПМР; и я думаю, что чем активнее российский капитал придет в промышленность, в экономику Приднестровья, тем больше выиграют от этого обе стороны».
У визита российской делегации есть еще и политическое значение - экономика всегда неразрывно связана с политикой. Попытка президента Молдовы и его западных хозяев изолировать Приднестровье привела к результатам, явно неожиданным для Запада. Пытаясь руками Воронина ликвидировать республику, которую за океаном считают верным союзником России, Вашингтон добился совершенно противоположного - своими мерами он еще больше привязал Приднестровье к нашим восточным соседям. Очень опасно, господа американцы, доверять серьезные дела таким недалеким исполнителям, как Воронин…