НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ,
ИЛИ ПОЧЕМУ ОФИЦИАЛЬНЫЙ ВАШИНГТОН ОБЕСПОКОЕН
СОСТОЯНИЕМ ПРИДНЕСТРОВСКИХ СОРТИРОВ
25 стран, входящих в ОБСЕ, прислали на прошедшей неделе своих представителей в Молдову и Приднестровье. Официальные цели визита были объявлены заранее: знакомство с процессом приднестровского урегулирования и причинами, по которым была приостановлена ликвидация российского военного присутствия в регионе. На Западе эти два вопроса неизменно увязывают друг с другом. Однако полноценного знакомства не получилось. В Приднестровье делегаты ОБСЕ приехали с одной целью - научить нас «правильно» жить.
Основной состав делегации – послы стран Евросоюза. Хотя в ОБСЕ входят и большинство государств СНГ, постсоветское пространство было представлено здесь только Россией и Украиной.
К знакомству с Приднестровьем зарубежные дипломаты подошли более чем выборочно. Ни история республики, ни истоки конфликта послов ОБСЕ не заинтересовали. Обозначенное в программе визита посещение музея Бендерской трагедии иностранные дипломаты обошли стороной. Зато больше часа уделили беседе с администрацией школы с румынским языком обучения в Бендерах.
О том, что привело делегатов ОБСЕ в Приднестровье, наглядно показал вполне откровенный разговор, состоявшийся в Верховном Совете. Нужный тон выступлениям иностранных дипломатов задал посол США в ОБСЕ Стивен Миникес – по сути, центральная фигура в делегации.
Из досье информационного агентства «Ольвия-пресс»:
«Стивен Майкл Миникес – посол США в ОБСЕ с резиденцией
в Вене. Близкий друг семьи Буша. Известен своим участием в поддержке
белорусской оппозиции и рядом резких обвинений в адрес официального Минска. В
свое время готовил почву для «революции роз» в Грузии. Среди главных задач
посла – разработка мер, призванных ослабить влияние Москвы на постсоветском
пространстве. Во время своего прошлогоднего визита в Кишинев Миникес жестко
поставил перед руководством Молдовы вопрос о необходимости более активных шагов
по вытеснению России из региона. В прошлом же году американский посол стал
одной из фигур, приложивших руку к срыву Меморандума Козака».
После такого послужного списка главный акцент выступления Миникеса в нашем Верховном Совете был вполне предсказуем. Официальный Вашингтон очень обеспокоен тем, что Россия до сих пор остается в Приднестровье, а Приднестровье до сих пор дружит с Россией – это ключевая мысль заявлений американского посла.
Характерно, что вслед за Миникесом эту тему, как по команде, подхватили и европейские послы. Представитель Ирландии, которая сегодня председательствует в Евросоюзе, от имени евросообщества дал официальному Тирасполю рекомендацию, больше похожую на наказ.
«Евросоюз, также как и США, серьезно озабочен недостаточным прогрессом в области вывоза российских вооружений и войск из Приднестровья, – заявил посол Ирландии в ОБСЕ Брендан Моран. – Мы призываем власти Приднестровья прекратить блокирование этого процесса и двигаться вперед в вопросах вывоза вооружений».
Аргументы Тирасполя, по которым вывоз вооружений и боеприпасов сегодня приостановлен, мало интересовали делегатов ОБСЕ. О том, что Приднестровье из-за позиции Кишинева до сих пор не получило финансовую компенсацию за вывозимое имущество, и о том, что Тирасполь требует синхронизировать процесс вывоза с предоставлением приднестровцам надежных гарантий безопасности, иностранным дипломатам было заявлено дважды – на встречах в Верховном Совете и с командованием ОГРВ.
Однако, похоже, что вникать в реальную картину ОБСЕ не намерена. К своим целям Запад идет одним путем – через давление и угрозы. Развивая тему, посол США обвинил Тирасполь в том, что приднестровская сторона препятствует доступу наблюдателей ОБСЕ на территорию ПМР – для мониторинга погрузки эшелонов с боеприпасами и военным имуществом. Однако вместо робких оправданий, на которые он явно рассчитывал, американский дипломат получил жесткую и аргументированную позицию.
«Ни один эшелон не ушел без контроля представителей ОБСЕ, - отметил на встрече с западными гостями министр иностранных дел ПМР Валерий Лицкай. - Но если не уходят эшелоны, то что хотят контролировать на нашей территории представители ОБСЕ? Мы рассматриваем вопрос так: будут эшелоны – будут представители ОБСЕ, не будет эшелонов – не будет представителей».
Выступления послов ОБСЕ, в один голос твердящих о недопустимости российского военного присутствия, вызвали у приднестровской стороны встречные вопросы. И было заметно, что слышать их западным дипломатам было весьма неприятно.
«Нам непонятно, какую угрозу представляют Европе 500
российских миротворцев и еще 500 солдат, которые охраняют склады? - заявил в
ответ на выступления гостей председатель Верховного Совета ПМР Григорий
Маракуца. - Тысяча человек, без танков, без самолетов, без орудий - какую
угрозу они представляют Европе? И у нас есть ответный вопрос. Мы спрашиваем
США: а что делает 60 тысяч американского военного контингента в Германии - они
что, не представляют угрозу Европе?»
Этот вопрос приднестровской стороны, как многие другие, западные дипломаты просто оставили без ответа.
О том, что в Приднестровье делегаты ОБСЕ приехали с уже заготовленной позицией, рассказал сам американский посол. Представитель Вашингтона увидел в республике то, что хотел увидеть.
«У вас разрушены улицы, стекла в домах разбиты, ваши машины разбиты, общественный транспорт разбит. Здания находятся в запущенном состоянии. Я зашел у вас в общественную уборную и столкнулся с тем, что вода не сливается!», - заявил, выступая в Верховном Совете ПМР, посол США.
Несмотря на всю анекдотичность похождений американского посла в приднестровском сортире, именно этот пример Стивен Миникес взял за основу резких обвинений в адрес официального Тирасполя. Воистину нет границ изобретательности Вашингтона! Когда-то причиной вторжения США в Ирак стали обвинения в наличии оружия массового поражения. В Грузии американцы обнаружили отсутствие западной демократии. В Приднестровье Белый дом серьезно обеспокоен состоянием местных сортиров.
Не стоит удивляться, если окажется, что с этой недели неисправная сантехника будет внесена Вашингтоном в число особо тяжких преступлений против человечества.
Неработающий слив в приднестровской уборной привел посла США к однозначному выводу – официальный Тирасполь, по его словам, идет «неправильным курсом». Если собрать воедино все реплики господина Миникеса, то «правильный» курс для Приднестровья должен состоять из двух составляющих. Это помощь Вашингтону в ликвидации российского влияния и… подчинение Молдове. Причем на кишиневских условиях. Последовательная позиция Тирасполя о том, что приднестровцы должны иметь гарантии собственной безопасности в общем с Молдовой государстве, по мнению Миникеса, - это опять-таки, «неправильный курс». Просто и вполне по-американски.
«Относительно тех переговоров, которые сегодня ведутся, я должен сказать, что Соединенные Штаты чрезвычайно разочарованы тем неконструктивным курсом, который был выбран властями Приднестровья», - заявил в приднестровской столице Стивен Миникес.
Впрочем, несмотря на угрожающую риторику, американский посол чувствовал себя в Тирасполе все-таки неуверенно. Неуверенность эту выдала характерная психологическая деталь. На встрече с руководством Приднестровья Стивен Миникес неожиданно заявил, что ощущает себя в роли осужденного.
«Место нашей беседы выбрано таким образом, что вы, господин Маракуца, сидите гораздо выше меня. В связи с этим у меня создается впечатление, что вы судья, а я осужденный», - сказал посол США.
Если вспомнить любимого американцами Фрейда, то можно сказать, что господина Миникеса выдало его же собственное подсознание. Говорить о приверженности США справедливому урегулированию и в то же время пытаться лишить приднестровцев гарантий элементарной безопасности – это яркий пример двойных стандартов Запада. И понимает это даже заносчивый американский посол.
Если в Приднестровье Миникесу не повезло в местном
сортире, то в Кишиневе его ждали более серьезные испытания. Скандалом недели
стала смелая политическая акция кишиневских лимоновцев, которую активисты
Национал-большевистской партии России провели на итоговой пресс-конференции
послов ОБСЕ. Западные дипломаты стали жертвой кефирной атаки, причем больше
всех досталось послу США. Ужас, явно читавшийся на лице господина Миникеса,
стал достойной наградой смельчакам. Лимоновцев тут же арестовали, а западным
послам еще долго пришлось утираться от явно протухшего кефира.
Впрочем, кефирными атаками шествие Запада по постсоветскому пространству не остановить. На прошедшей неделе свое развитие получила недавняя инициатива президента Молдовы. Информационное агентство «Ольвия-пресс» уже рассказывало о том, что Владимир Воронин предложил США, Евросоюзу, Румынии, Украине и России подписать так называемый Пакт стабильности и безопасности для молдавского государства. Молдавский президент просит эти страны фактически взять Молдову под международный протекторат и решить главные проблемы республики, одна из которых, как отмечается в документе, - приднестровская. Задача такой инициативы вполне прозрачна - напрямую подключив к урегулированию Запад, Кишинев таким образом рассчитывает вытеснить из процесса Россию. Прямо сказать об этом Воронин все-таки не решился, однако, как это уже не раз бывало за последние три года, за молдавского президента это сделала местная оппозиция.
Партия Рошки выступила на прошлой неделе с откровенным обращением к НАТО. Суть документа фактически повторяет инициативу Воронина. ХДНП предлагает США, Евросоюзу и Румынии напрямую взяться за решение так называемой проблемы Приднестровья. Авторы обращения публично довели главную цель Воронина до конца. Партия Рошки призывает Запад исключить Россию из числа посредников и гарантов приднестровского урегулирования и заставить Москву вывести своих военных из региона. Обоснование у рошковцев на протяжении вот уже многих лет одно и то же: «Россия – страна-оккупант».
«Правопреемница СССР Российская Федерация, - говорится в обращении ХДНП, - организовала на территории Молдовы подрывные военные действия, направленные на ее территориальное раздробление и укрепление в оккупационной зоне сепаратистского марионеточного режима для сохранения контроля Москвы над регионом».
В конце июня в Стамбуле пройдет очередной саммит НАТО, и заявление ХДНПприурочено именно к этому событию. В итоге получилась очень складная для Запада картина – и руководство Молдовы, и молдавская оппозиция вместе зовут НАТО заняться выдавливанием России из Приднестровья.
Впрочем, в Кишиневе хорошо понимают, что одними призывами поставленной задачи им не решить. И здесь ключевым элементом становится цель любой ценой скомпрометировать российских миротворцев на Днестре. Именно этого результата в последние недели настойчиво добиваются молдавские власти в зоне безопасности.
Выдержке миротворцев России и Приднестровья в последние дни можно только позавидовать. Главным испытанием для их крепких нервов стали регулярные провокации с молдавской стороны. Свежий пример прошедшей недели – полицейский Молдовы на своем автомобиле чуть не сбил миротворца на посту возле Бендер, и остановиться его заставили только выстрелы из автомата. Подобные ралли вооруженные сотрудники молдавской полиции совершают практически каждую неделю. Участились случаи появления возле постов полицейских в нетрезвом состоянии. Как правило, такие вылазки сопровождаются нецензурной бранью в адрес миротворцев. В конце мая группа полицейских, подойдя к одному из постов, потребовала от российских солдат немедленно убраться в Россию, и только железная выдержка россиян предотвратила конфликт. Несмотря на то, что приднестровская сторона регулярно обращает внимание Кишинева на недопустимость подобных инцидентов в зоне безопасности, сотрудники полиции как будто по команде продолжают провоцировать миротворцев.
Любопытно, что число провокаций резко возросло к концу весны – как раз в то время появилась первая информация о возможном визите в Приднестровье представительной делегации ОБСЕ. Получись у Кишинева хотя бы один маленький инцидент, и можно не сомневаться, что западные послы использовали бы его как громкий аргумент в пользу ввода в Приднестровье так называемых «многонациональных сил».
Очевидно, что все это – и инициатива Воронина, и призывы Рошки к НАТО, и провокации на миротворческих постах – работает на одну цель: дать Западу повод вмешаться в ситуацию в регионе. Но достигнут ли эти меры своей конечной цели? Что нужно сделать, чтобы не допустить такого развития событий? Примеры Косово наглядно показывают, к чему приводит вмешательство Запада.
Большинство российских экспертов, оценивая ситуацию вокруг Приднестровья и наших кавказских союзников, считают, что Москва должна занять более жесткую позицию. Из уст отдельных, и в том числе околокремлевских аналитиков, уже звучат призывы признать непризнанные государства. Только таким шагом Москва способна защитить и свои интересы, и интересы своих соотечественников.
На прошлой неделе в России произошло знаковое событие - Государственная Дума приняла и рассмотрела обращение Южной Осетии с просьбой признать ее независимость и защитить от грузинского произвола. Обсудить этот исторический документ за закрытыми дверями собрались не только депутаты, но и представители исполнительной власти России. И хотя накануне видные политики в Думе, и в Совете Федерации недвусмысленно высказывались за признание, итог получился неопределенным. Положительного ответа российский парламент так и не дал, но и отказывать Цхинвали депутаты пока не собираются.
Сам прецедент со слушаниями в Думе говорит о том, что ситуация вокруг Цхинвали, Сухуми и Тирасполя начала заметно изменяться. В условиях тотального наступления Запада Россия вынуждена пересматривать свои уже устоявшиеся подходы – иначе очень скоро окажется, что Москве просто не на кого будет опереться. Эту перемену заметили многие эксперты в СНГ, и признают ее даже в Кишиневе.
«Многое указывает на то, что в Кремле сейчас
происходят процессы, суть которых сводится к прямой постановке вопроса: может
быть, действительно, поговорим, наконец, о судьбе непризнанных государств
откровенно? – отметил в интервью «Ольвии-пресс» директор кишиневского агентства
«Ника-пресс», политический обозреватель Владимир Цеслюк. - И если Россия
действительно заинтересована показать свою откровенную позицию, то, значит,
будут происходить события, которые можно будет охарактеризовать как некий
новый шаг в сторону положительного
решения вопросов с Абхазией, Южной Осетией, Нагорным Карабахом и Приднестровьем
- положительного с точки зрения интересов этих государств».
Но изменить подходы должна не только Москва. В первую очередь, сделать это должен официальный Тирасполь. Давно понятно, что идея общего государства с Молдовой, которой по-прежнему придерживается приднестровская сторона, показала свою несостоятельность. Говорить о том, что вместе у нас что-нибудь получиться – не более чем лицемерие. И вряд ли выглядит уместным кивать сегодня на позицию международного сообщества, которое толкает нас в Молдову. Четырнадцать лет назад у народа Приднестровья хватило смелости самостоятельно выбрать свою судьбу. Неужели мы так и будем шаг за шагом отступать от своей же позиции? Тем более сегодня, когда налицо серьезные перемены в мире.
Важный сигнал пришел на прошлой неделе из Бухареста. В румынской столице состоялся семинар, организованный газетой «Зиуа» и фондом «Румыния-Россия». Тема его в свете сегодняшних процессов в СНГ выглядит не такой уж и неожиданной. Участники семинара рассмотрели возможность признания независимости Приднестровья в обмен на включение Молдовы в состав Румынии. Самым ярким на этом форуме стало выступление известного российского политолога Станислава Белковского.
По
мнению эксперта, Молдова так и не смогла доказать свое право на самостоятельное
существование – в отличие от Приднестровья, народ которого уже сформировался в
отдельную нацию и имеет полное право на самоопределение. Как отмечает
московский политолог, разрешение ситуации продиктовано самим временем –
Бесарабии место в Румынии, а Приднестровье должно быть признано. Кстати,
впервые такую идею Станислав Белковский озвучил именно в интервью информационному агентству
«Ольвия-пресс».
«Не существует молдавского национального проекта, - заявил в интервью главному редактору «Ольвии-пресс» директор Института национальной стратегии России Станислав Белковский. - Проект Молдовы – это проект интеграции в Румынию. И Молдова рано или поздно - через 5 или 25 лет - будет в Румынии. Это объективный процесс, ибо нет проекта строительства молдавской нации и быть не может. Молдова, как государство, нежизнеспособно стратегически, оно может существовать только временно при поддержке неких внешних сил, которые будут поддерживать искусственные конструкции этого государства. И поэтому Бессарабии и Приднестровью никак не по пути. И именно на этом должна быть построена концепция урегулирования».
Не так давно доклад Белковского с такой идеей лег на стол президента России Владимира Путина. Сегодня ее всерьез начинают обсуждать даже в Румынии.
Понятно, что экспертные инициативы и реальная политика – это две большие разницы. Но еще раз повторюсь – ситуация вокруг нас стремительно меняется. Войдя на пространство СНГ и попытавшись взять его под свой тотальный контроль, Запад стал катализатором таких тенденций, которые могли спать в российских просторах еще не одно десятилетие. Сегодня «поспать» уже ни у кого не получится. Наше агентство будет следить за каждой деталью этого большого процесса: ведь, по большому счету, он отражает перспективы решения самого главного вопроса – вопроса о нашей будущей судьбе.