image001-1507.jpg  «ОЛЬВИЯ-ПРЕСС» С БОЛЬНОЙ ГОЛОВЫ – НА ДРУГУЮ ГОЛОВУ

Политический комментарий   ОЛЬВИЯ-пресс

В Молдове все ощутимее приближение предвыборных баталий. Правда, выборы в высший законодательный орган страны должны состояться не раньше, чем в конце февраля 2005 года (представители партии власти в неофициальных беседах называют еще более поздние сроки: май-июнь будущего года), но коммунистические власти уже заметно нервничают. Поводов масса – и внутренних, и внешних. Как бы ни изображали  свое «олимпийское спокойствие» лидеры ПКРМ, причин для тревог у них – хоть отбавляй. Коммунисты по-прежнему остаются в одиночестве. Сколько-нибудь солидных общественных и политических союзников, объединившись с которыми можно было изобразить на публике «нерушимое единство партии и народа», у них нет. И не будет. Левоцентристский союз, о  создании которого полтора года назад было заявлено как о сенсации, и в который, кроме ПКРМ, входило еще восемь молдавских партий, давно развалился и восстановлению не подлежит. А его координатор – председатель Демократической партии Дмитрий Дьяков ведет активные переговоры по созданию избирательного блока, способного противостоять Партии коммунистов.

На внешнем направлении проблем и того больше. Правящая партия показала во всей красе и Востоку и Западу с  Америкой, что она, кроме высшей своей цели – сохранения себя у власти, ничего не знает и знать не хочет (история с меморандумом – лучшее тому подтверждение). Все эти, нацеленные на евроинтеграцю процессы, лишь фикция, так сказать, фишка для избирателей. «Интеграция в ЕС – это спасение для Молдовы. Интеграция в ЕС возможна только при коммунистах». Этот лозунг уже витает в пыльных кабинетах, где разрабатываются предвыборные технологии. Партия власти придумывает для своего недалекого и измученного социальными проблемами избирателя новый молдавский коммунизм – европейскую интеграцию - и торопится под нее подвести всю идеологию предстоящей борьбы за депутатские мандаты.

Нездешним холодом веют на ПКРМ и события в Грузии. Тамошние младореформаторы, пришедшие к власти, хоть не без помощи внешних сил, но все-таки и при накопившейся усталости от далеко не демократического и во многом старорежимного (читай, коммунистического) правления Эдуарда Шеварднадзе постепенно подбираются к бывшей политической элите Грузии. И ставят перед ней простые и понятные вопросы о причинах повальной нищеты грузинского народа и о других причинах, долгие годы обеспечивавших ее личные богатства.

В Кишиневе нервничают. И только этим можно объяснить вызывающее резкую реакцию одного из ближайших помощников президента РМ Владимира Воронина – его советника по внутренним вопросам Марка Ткачука, который прилюдно отчитал главу миссии ОБСЕ в Молдове Вильяма Хилла, осмелившегося высказаться о целесообразности создания  единого оппозиционного избирательного блока.  Ткачук в свойственной ему нагловатой и провокационной манере фактически обвинил американского дипломата в том, что при его непосредственном участии офис ОБСЕ превращается в избирательный штаб… Он же, Ткачук, пригрозил Хиллу, что если так будет продолжаться в дальнейшем, то Кишинев будет содействовать поискам другой фигуры на пост главы миссии, которая была бы занята проблемами урегулирования приднестровского конфликта, а не политическими интригами в Кишиневе.

Одна из кишиневских газет уже заметила: кто он такой, этот Ткачук, чтобы делать подобного рода заявления, и являются ли они выражением официальной позиции президента Воронина?

В том-то и вся задумка: если в ответ последует адекватная реакция господина Хилла, то в любой момент можно также прилюдно отчитать нерадивого советника за излишнее рвение защищать  властные завоевания ПКРМ. Если же Хилл промолчит (а так оно, скорее всего, и окажется), то гнев Ткачука (лучше бы вы занимались делом – урегулированием конфликта, с помощью европейской интеграции, реформами в жизненно важных для страны областях, а не мешали бы коммунистам-воронинцам укреплять свою власть во веки веков) следует понимать не иначе, как назидание всем прочим дипломатам, аккредитованным в Молдове: не суйте нос не в свои дела, а иначе мы будем искать вам замену. Это смешно, конечно. Но это факт.

Наскок приспешника Воронина (так Ткачук с гордостью называл однажды себя) на Хилла имеет и другую цель: осторожно дать понять официальному Вашингтону, что деятельность его дипломатического ведомства в Молдове, чьи представители инициировали межпартийные консультации между Демпартией, Социально-либеральной партией и Альянсом  «Молдова ноастрэ», выглядит, мягко сказать, не соответствующей их статусу.  В общем-то это так. Но тогда, когда решалась судьба  теперь уже печально известного  «московского меморандума», официальный Кишинев с трепетом принимал западных и американских дипломатов, внимал их тревогам в связи с возможным подписанием этого документа, и в конце  концов отказался от него, «советники Воронина» не называли это вмешательством во внутренние дела РМ. И только спустя несколько недель Воронин осторожно дал понять, что на него давили из  «западных кабинетов». Так что зря Ткачук вместе с Ворониным (никто не поверит, что выговор Хиллу – это личная инициатива Ткачука) обижаются на американцев. Они своими действиями дали понять, что уж кому-кому, а американцам в Молдове можно многое. Американцы в этом смысле – народ понимающий и быстро все схватывающий. И они здесь уверенно развернут свою деятельность по созданию альтернативы Воронину.

Нельзя забывать и о другой, истинной причине, вызвавшей нападки на Хилла. Кишиневские специалисты по реинтеграции страны до последнего надеялись, что документ, известный под названием «Рекомендации и предложения посредников от ОБСЕ, Российской Федерации и Украины по урегулированию приднестровской проблемы»,  разработанный еще осенью прошлого года и подтвержденный его авторами недавно во время совещания в Белграде, не увидит свет и не станет достоянием широкой публики. Теперь о его содержании знают все. И теперь трудно  устами лидера ХДНП Юрия Рошки обвинять ОБСЕ, а с ней и Россию, и Украину в заговоре против суверенитета и целостности Молдовы. Теперь нужно читать документ и делать из него простой вывод. Возобновление переговоров между Кишиневом и Тирасполем о главной проблеме можно только при наличии  рамочного общего политического документа, принятого и подписанного сторонами, которые заявят, наконец, согласны ли они строить федеративное государство и на каких условиях они готовы вести это строительство. Сами же по себе ни эти «рекомендации и предложения», ни какие-либо другие документы на приднестровскую тему ничего не стоят. Нужна пресловутая воля. А ее-то у Кишинева пока что не наблюдается. А к ней неплохо было бы еще иметь и собственный план урегулирования, которого у Кишинева тоже пока нет.

                                                          *   *   *