В МОЛДОВЕ ПРИНЯТ ЗАКОН О РЕЖИМАХ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО, ОСАДНОГО
И ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ
В первом августовском номере официального монитора Республики Молдова («Monitorul oficial» 06.08.2004 г.) среди всего прочего опубликован закон о режимах чрезвычайного, осадного и военного положения в РМ. Закон этот был принят молдавским парламентом в конце июня и промульгирован президентом Ворониным 28 июля. Указ о промульгации помещен в этом же номере «Monitorul oficial».
Содержание закона само по себе стандартно – он определяет понятия чрезвычайного, осадного и военного положения и очерчивает объем полномочий различных ветвей власти в том случае, если эти положения будут введены. Однако при всей ординарности закона некоторые моменты все же обращают на себя внимание. Во-первых, бросаются в глаза большие возможности, предоставленные главе молдавского государства. Несмотря на то, что РМ – республика парламентская, закон явно «написан под президента» (в данном случае – Владимира Воронина). В соответствии с ним президент в единоличном порядке предлагает объявить осадное или военное положение (парламент лишь уведомляется об этом). Глава молдавского государства также возглавляет Высший Совет обороны (ВСО), обладающий очень широкими полномочиями (согласно закону, постановления ВСО являются обязательными не только для органов публичной власти, но и для хозяйствующих субъектов).
Все это дополнительно расширяет личный властный ресурс Владимира Воронина. Закон еще раз закрепляет тенденцию дальнейшего усиления президентской власти – тенденцию, которая наметилась в Республике Молдова сразу после избрания Воронина.
Второй момент, который так или иначе не может быть обойден – время и обстоятельства, в которых появился закон о «чрезвычайке». Эксперты наверняка зададут сакраментальный вопрос – почему он принят именно сейчас? С чем это связано? Характерно, что закон принят на фоне нового (и очень серьезного) обострения отношений Республики Молдова и Приднестровья. Не готовит ли Владимир Воронин законодательную базу для военного конфликта с ПМР?
Ответ на эти вопросы могут дать статьи 11 и 45 Закона. Согласно статье 11, парламент Республики Молдова в период действия чрезвычайного, осадного или военного положения не может быть распущен; полномочия его продлеваются. Статья 45 Закона определяет, что Высший Совет обороны, помимо всего прочего, «организует деятельность по восстановлению единства и территориальной целостности Республики Молдова».
Все это может свидетельствовать о следующем сценарии, видимо, зреющем в кулуарах молдавской президентуры: Владимир Воронин, воспользовавшись одной из уже давно организуемых Кишиневом провокаций, начинает новую войну с Приднестровьем (под предлогом «восстановления территориальной целостности»), объявляет сначала чрезвычайное, а потом и военное положение. Во время действия военного положения выборы в законодательный орган откладываются на неопределенный срок. Возможности оппозиционных партий ограничиваются (как это обычно бывает в подобных ситуациях), и ПКРМ во главе с Ворониным остается у власти.
Первые шаги в этом направлении уже, как известно, сделаны – Владимир Воронин явно ведет дело к «чрезвычайке». Судя по последней информации, в Кишиневе идут военные приготовления. Эксперты отмечают повышенную активность подразделений Национальной армии РМ. Сообщается также, что министерство обороны РМ проводит ряд организационных мероприятий, которые могут стать прелюдией ко всеобщей или частичной мобилизации.