ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ
РОССИЯ ВСПРЯНЕТ ОТО СНА?
Наступает период очередного раунда молдо-приднестровских переговоров. Очередного и, очевидно, столь же бесплодного по результатам, как и все предыдущие.
Впервые за все прошедшие годы конфликта Меморандум Козака максимально сблизил позиции сторон, что и зафиксировано предварительными подписями под документом лидерами Молдовы и Приднестровья. Это был предельно сбалансированный договор, в котором Приднестровье уступало максимум возможного, а Молдова такой же предельно допустимый максимум приобретала. Малейшее изменение условий договора, предоставление одной из сторон больших или меньших полномочий неминуемо привело бы к изменению баланса в пользу одной из сторон, а значит и неприятию другой стороной.
Очевидно, что после подписания Меморандума в процессе строительства общего государства с укреплением доверия то, что сегодня кажется незыблемым, подверглось бы согласованной правке, убирающей острые углы. Так называемый новый проект урегулирования, представленный молдавской стороной, ничего привлекательного для Приднестровья не представляет. В свою очередь, ПМР после беспрецедентного срыва молдавским президентом предыдущего соглашения вправе ужесточить свои позиции.
Любопытно, что такая же ситуация складывается и в других проблемных регионах СНГ. Переговорный процесс по урегулированию нагорно-карабахского конфликта практически зашел в тупик, так как ни Армения, ни Азербайджан по-прежнему не хотят идти на уступки в своих позициях. В Женеве прошел специальный семинар, посвященный нагорно-карабахскому конфликту. В нем принимали участие заместители министров иностранных дел Азербайджана Араз Азимов и Армении Татул Маркарян. По словам участников семинара, на этой встрече стороны еще более жестко формулировали свои позиции, чем раньше.
Не лучше ситуация и в грузино-абхазском конфликте. Президент Грузии Михаил Саакашвили, правда, недавно заявил, что готов предоставить Абхазии самую высокую степень автономии в составе Грузии. Как видите, читатель, его обещания отличаются от обещаний Воронина предоставить самую широкую автономию Приднестровью только пространственными габаритами.
Следует учесть, что примерно за тот же временной отрезок в Европе воссоединились Западная и Восточная Германии, совершенно безболезненно, по крайней мере, без крови, разделились Чехия и Словакия. На территории бывшей Югославии существуют признанные мировым сообществом Словения, Хорватия, Босния и Герцоговина, Македония, Сербия. Практически решен вопрос с Черногорией и Косово, затихли споры вокруг Кипра.
Весьма странным на этом фоне выглядит тот факт, что на территории СНГ, где ОБСЕ играет первую скрипку в разрешении конфликтов, они до сих пор еще тлеют. Причем, в случае с Молдовой и Приднестровьем именно ОБСЕ и Соединенные