image001-2365.jpg

«ОЛЬВИЯ-ПРЕСС»

«ШКОЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА» ШТЕФАНА УРЫТУ: МОЛДАВСКИЕ ТЕРРОРИСТЫ ПОМОГАЮТ ОФИЦИАЛЬНОМУ КИШИНЕВУ ДАВИТЬ ПРИДНЕСТРОВЬЕ И РОССИЮ

На прошедшей неделе Кишинев вытащил на свет еще один инструмент для нагнетания обстановки – так называемую проблему румынских школ. Хотя никакой проблемы, по большому счету, уже нет, молдавские власти продолжают размахивать ей в различных европейских структурах. С подачи Кишинева комитет министров Совета Европы на днях принял заявление, в котором осудил Тирасполь за то, что он «продолжает использовать детей в политических целях». Самое интересное, что документ так и не дает внятных разъяснений, за что конкретно Европа осуждает Приднестровье. Но это уже – традиция.

«Школьной проблемы», созданной и раздутой Кишиневом, в Приднестровье нет уже несколько месяцев. С помощью гарантов и посредников нелигитимные румынские школы были, наконец, зарегистрированы - несмотря на отчаянное сопротивление молдавской стороны. Сегодня все дети сидят за партами.

«Две с половиной тысячи детей обучаются сегодня в ПМР на румынском языке, – сообщила в интервью информационному агентству «Ольвия-пресс» министр просвещения ПМР Елена Бомешко. – Соответствующие учебные заведения зарегистрированы на нашей территории и успешно функционируют».

Однако нормальная работа румынских школ Кишинев явно не устраивает. Лишаться столь удобного инструмента для давления на Тирасполь молдавские власти не хотят.Особенно ярко это проявилось в истории с румынской школой в Тирасполе. Ее здание давно нуждается в серьезном ремонте, однако к этим работам приступили только сейчас. Долгие годы администрация школы просто разворовывала средства, которые западные фонды выделяли для этих целей. К началу нового учебного года директор лицея получил очередную сумму на ремонт - примерно миллион американских долларов. Однако начинать работы администрация школы не торопилась. Вместо этого Кишинев кричал в европейских структурах, что детям негде учиться, и виноваты в этом «бессердечные сепаратисты».

image002-918.jpg«На самом деле это сугубо хозяйственный вопрос, - отмечает Елена Бомешко. - Школа зарегистрирована, г-н Иовчев - ее директор - подписал договор об аренде помещения с управлением физической культуры и спорта, которому принадлежит это здание, переданное сегодня по учредительному договору румынскому лицею в Тирасполе. И сегодня там выполняются ремонтные работы. То, что они начаты несвоевременно, - это вина администрации учебного заведения и учредителей, но никак не руководителей города и ПМР. Чем быстрее будут выполнены ремонтные работы, тем быстрее эта школа будет функционировать. При этом хочу подчеркнуть -  дети, которые обучались раньше в этом румынском теоретическом лицее, сегодня все охвачены образовательным процессом; большая часть их обучается сейчас в молдавских школах Тирасполя».

В Кишиневе не могут не понимать, что махинациями с «затянувшимся ремонтом» «школьную проблему» не воскресить. И тогда на помощь молдавским властям пришли террористы. На прошедшей неделе адвокат и соратник террориста Илашку Штефан Урыту организовал пикеты у российского посольства в Кишиневе. Участники митинга требуют, чтобы Москва заставила Тирасполь соблюдать права детей румынских школ. Директор бендерского лицея Мария Ройбу в интервью молдавским журналистам заявила, что акции протеста поддерживают все коллективы румынских школ Приднестровья. Но чего же все-таки хотят участники пикетов? Этот вопрос приднестровская сторона задала самой госпоже Ройбу. И здесь выяснились просто удивительные вещи.  

«Узнав о митингах протеста и высказываниях директора бендерского лицея, мы попросили начальника управления образования Бендер связаться с г-жой Ройбу и выяснить, какие все-таки претензии есть у нее к городским властям в связи с функционированием лицея, – сообщила Елена Бомешко. – На что г-жа Ройбу сказала, что абсолютно никаких претензий у нее нет, и более того - она благодарна администрации Бендер за обеспечение всех необходимых условий для функционирования румынского лицея. В этом случае возникает вопрос: либо информация молдавских СМИ ложная, либо двуличие руководителей румынского языка обучения настолько явно проявляется в их деятельности, что комментировать это не стоит. Речь идет об этике поведения педагога и руководителя учебного заведения, а она явно очень низка».

После этого действительные цели пикетчиков у посольства России уже не вызывают сомнений. Детей по-прежнему пытаются втянуть в политические игры молдавских властей. Кстати, организатор пикетов террорист Урыту выступил с еще одним громким требованием. Он рекомендовал президенту Воронину запретить новому послу России в Молдове Николаю Рябову занять свой пост. Новый представитель Москвы не понравился террористу потому, что в начале 90-х, как напомнил Урыту, у Рябова сложились конструктивные отношения с приднестровскими властями, в частности, с председателем Верховного Совета Григорий Маракуцей. Это требование террориста наглядно показало настоящую цель акций у российского посольства.

«Я думаю, что все это организовано только для того, чтобы по-прежнему нагнетать в молдавском обществе негативные настроения по отношению к России, – говорит Елена Бомешко. – Ведь сегодня достаточно активно интегрируются не только образовательные системы, но и экономические системы славянских государств на постсоветском пространстве, и роль и авторитет России в этой интеграции достаточно быстро растет. Поэтому противники России делают все возможное, чтобы и авторитет,  и роль России ослабить - с одной стороны, а с другой стороны - затормозить интеграцию в единое пространство СНГ. Вот почему эти протесты и митинги вокруг российского посольства. Румынские школы – сегодня лишь повод, завтра вместо этого придумают любой другой».

И требования террориста Урыту, и вся история с пикетами у российского посольства – все это говорит только об одном: молдавская власть до сих пор не изменила своей террористической сути. И сегодня эта суть настолько очевидна, что прикрыть ее детьми уже не получится.

И кстати, о детях. Родители многих учеников из скандальных румынских школ не захотели, чтобы их дети были постоянным инструментом в грязных кишиневских играх, и перевели их в молдавские школы Приднестровья. Тогда для многих родителей это было временным решением. Но сегодня, узнав на практике, что такое нормальная школа, возвращать детей в румынские заведения они уже не собираются. И не жалеют о своем выборе. Яркий пример – молдавский теоретический лицей Тирасполя.

«Многие из детей, которые обучаются сегодня в молдавском теоретическом лицее, уже не уйдут из этого учебного заведения, ощутив, насколько уважительна и комфортна здесь атмосфера по отношению к каждому ребенку, каждой личности, - отмечает министр просвещения ПМР. - Обстановка, созданная вокруг этих детей, позволяет сегодня адаптироваться им не только в образовательную среду - самое главное, она позволяет им адаптироваться в общество. И это намного важнее сегодня, чем те политические лозунги, которые выдвигаются на митингах у российского посольства в Молдове. Устали дети от втягивания их в такие проблемы. Они хотят учиться - и учиться в приднестровских школах, потому что здесь намного приятнее и комфортнее, чем в школах, которые больше занимаются политикой, чем образовательной деятельностью».

Родители и ученики сделали свой осознанный выбор. И сегодня это, пожалуй, самое главное.