image001-2113.jpg

«ОЛЬВИЯ-ПРЕСС»

ДВАЖДЫ  «МАННА С НЕБА» НЕ ПАДАЕТ!

Так уж, вероятно, судьбе угодно,  что  осень 2004 года    представляет  Москве  карт-бланш, не использовать который – значит  сознательно  выпустить из  рук стратегическую инициативу на ближайшие четыре года  не только на  постсоветском пространстве, но и на  мировом уровне. 

Вспомните заявление президента США   Билла Клинтона  от 24 октября 1995 года, в котором он предопределял на ближайшее десятилетие отношение США к России: «Организовав Ельцину пост президентства на второй  срок, мы тем самым создадим в России полигон, с которого уже никогда не уйдем». Очень  хотелось правителям США  уже  в то время окончательно поставить крест на суверенитете Российской Федерации, завершив тем самым многовековую мечту Запада в разгроме самого непокорного на земле славянского народа. Но, как показало время, планам Вашингтона осуществиться не удалось.  Американский  «полигон» в России не состоялся. Однако  наступление Запада во главе с США на Россию  продолжается и совершается  оно по многим направлениям. Россию  на международном  уровне практически ограничивают по всем направлениям, сужая  круг ее стратегических интересов (политических, экономических и военных)  рамками РФ.  Приведем только некоторые примеры.  

Кольцо-удавка, организованное  Вашингтоном вокруг России из стран-членов НАТО, чем-то напоминает  мокрый сыромятный поясок на шее,  который,  подсыхая, удушает жертву. Например, не успели просохнуть чернила под соглашением о приеме  прибалтийских  стран в НАТО, как НАТОвские самолеты уже бороздят небо непосредственно  вдоль российской границы. Стоило только Польше, Чехии и Венгрии стать членами НАТО, как встал ребром вопрос о передислокации военных баз НАТО из Германии в эти страны, расположенные невдалеке от российских границ.  И даже Молдова, целиком и полностью зависящая от поставок в республику российских энергоносителей, с вступлением Румынии в НАТО резко изменила тональность своих заявлений  в отношении России. Чем это вызвано – вопрос особый  и требует специального рассмотрения. Главное, на мой взгляд,  заключается в том, что Молдова – откровенный проамериканский плацдарм на постсоветском пространстве, с которого возможны самые различные  провокации против российского государства.

На Кавказе и в Средней Азии положение  России не лучше.

 Президент Саакашвили, например, по всей вероятности,  уже считает Грузию 52-м штатом США, уверенно заявляя, что «Грузия пользуется полной поддержкой администрации США и всего европейского сообщества». И надо сказать, это  звучит вполне правдоподобно, ибо  не каждая администрация, а тем более президент  суверенного государства на постсоветском пространстве может похвастать тем, что пофамильно  получает доплату к зарплате из  американского фонда,  открытого специально  для этих целей в Тбилиси. 

Официальный Баку в  вопросах  взаимоотношений с Вашингтоном  тоже  не очень далеко ушел от Тбилиси. А о странах Средней Азии и говорить нечего.    

Однако в целом, особенно в настоящее время,  международная  обстановка позволяет  РФ заявить о себе как о мировой державе.  И оснований для этого предостаточно.

Сегодня всеобщее внимание мировой общественности  привлечено к расколу  в НАТО, связанному, в основном,   с обеспечением военной  безопасности европейского континента и обустройством  послевоенного Ирака.  Но если в Европе за обеспечение  европейской  безопасности ответственность  может взять на себя  Европейский союз, то делить ответственность за кровавые события в Ираке  Европейский союз  не намерен.  По мнению лидеров ведущих европейских государств, это - проблемы США.  Однако современный президент США самостоятельно решить их не в состоянии. Сохраняющаяся в этой арабской стране тяжелая военная обстановка, полная неспособность администрации США и нового иракского   правительства управлять ситуацией в стране, огромные по американским меркам потери оккупационных  войск в Ираке,  а самое главное  -  предстоящие президентские выборы  пугают президента  Буша и  вынуждают  Вашингтон  усиливать давление на ведущие европейские страны-члены НАТО с целью заставить их пересмотреть свои позиции и принять участие в разрешении иракской проблемы.  Джорджу Бушу, чтобы не проиграть предстоящие президентские выборы,  необходимо обелиться в глазах американцев и перевалить часть ответственности за происходящее в Ираке на Европу.    Но  добиться положительных результатов  в этом направлении главе Белого Дома  пока  не удается. Это одна из болевых точек Вашингтона,  воздействуя на которую Россия  способна поднять свой престиж.

Как известно, жесткая позиция ключевых европейских стран-членов НАТО – Франции и Германии –  уже привела к тому, что НАТО не играет в Ираке и на Ближнем Востоке в целом даже второстепенной роли, что очень  раздражает администрацию США и непосредственно американского президента. Вашингтон стремится сделать так, чтобы одним из главных направлений деятельности НАТО на всем Ближнем Востоке  и  в Ираке  стало  распространение зон ответственности между участниками блока без предоставления последним каких бы то ни было полномочий.  Это необходимо Вашингтону  для того,  чтобы, во-первых, обеспечить для  США возможность самостоятельно строить «Большой Средний Восток» и обезопасить Америку от международного терроризма, а во-вторых,  чтобы  закрепиться в зонах перспективных месторождений энергоресурсов,  путей их транспортировок и  закрепить над ними собственный контроль.

И хотя в  Европе жестко стоят на своих позициях,  из Вашингтона к НАТО  призывы играть более активную роль в Ираке   звучат все чаще и чаще. Например, глава внешнеполитического ведомства США Колин Пауэлл в начале августа текущего года   на пресс-конференции в Вашингтоне с сожалением отметил, что только 16 из 26 стран Североатлантического блока в настоящее время в той или иной степени представлены в Ираке. А сенатор-республиканец Ричард Лугар публично призвал НАТО к полномасштабному присутствию в Ираке, заявив при этом, что «в случае отказа от ввода войск,  альянс навсегда утратит в глазах США репутацию основного гаранта безопасности в мире».  («Кр. Звезда», № 149 от 13.08.04г.).  Заявление далеко не лишено здравого смысла. В Вашингтоне понимают, что отказ европейской составляющей НАТО сотрудничать с США на Ближнем Востоке может привести   к разногласию, а затем к расколу Североатлантического блока и  полному вытеснению США с европейского континента.  Полная и окончательная независимость Европы от Вашингтона  вот уже почти десять лет стоит на повестке дня Европейского союза. И Россия в решении этой важнейшей европейской  проблемы – ключевое государство. Это вторая болевая точка  США.

Нервозность официального Вашингтона  далеко не беспочвенна. Во-первых, провал в Ираке – это провал радикализма во внешней политике президента Джорджа Буша.  Во-вторых, большие и ежедневные  потери  в живой силе,   значительные  даже по меркам США  военные расходы (на войну в Ираке расходуется  из бюджета до $4-х миллиардов в месяц), недовольство  рядовых американцев  внешней политикой официального Вашингтона,   скандалы, связанные с отсутствием результатов поиска ОМУ в Багдаде и издевательствами в тюрьме  Абу-Грейб,  отобрали у Буша  огромную массу голосов,  что в преддверии президентских выборов для республиканцев смерти подобно.    

Цена ошибок США в Ираке  сегодня  высока как никогда. В Белом Доме это, конечно же,  понимают и  пытаются, по возможности, исправить ситуацию. Например, ввод объединенных сил НАТО в Ирак и передача им хотя бы части функций  был бы весьма кстати для США.  Это послужило бы своеобразным громоотводом, позволившим администрации Джорджа Буша снять с себя ответственность за происходящее в Ираке.  Но, как в народе говорят, Джордж Буш  желает и речку перейти, и ног не замочить: согласно заявлению Колина Пауэлла, США в любом случае не намерены допускать  членов альянса к политическим процессам в Ираке.

 По заявлению многочисленных политических наблюдателей, это самая болевая точка Вашингтона, надавив на которую, Москва способна восстановить свой международный статус мировой державы «малой кровью».  Судя по тому, с каким стремлением  Германия и Франция и ряд других, не менее значимых государств  Европы,  идут на сближение с Россией, и с какой прямотой (что стало неприятным сюрпризом для США) президент Франции Жак Шерак  выступил на последнем саммите НАТО против «военного вмешательства Запада в дела  суверенного арабского государства, которое скорее ПИТАЕТ ТЕРРОРИЗМ, НЕЖЕЛИ ПОДАВЛЯЕТ ЕГО»,  можно с определенной долей  уверенности сказать:  от  России, от ее решительности и твердой позиции  во многом зависит и судьба Ирака, и будущее Ирана, и обстановка на Днестре и Кавказе, и в целом общая стабильность в мире.

Давайте вспомним  ситуацию на Кавказе, вернемся к вооруженному конфликту  между Грузией и Южной Осетией  и рассмотрим  в связи  с этим  развитие российско-грузинских отношений, непосредственно зависящих от Вашингтона.  Прежде всего,  следует напомнить, что заявления Госдумы и МИД РФ, сделанные в конце июля по поводу бесчинств грузинских боевиков в  Южной Осетии и обещаний  грузинского президента топить у берегов Абхазии  суда с российскими туристами на борту, президент Грузии М.Саакашвили грубо проигнорировал.  Кроме того, в одном их своих выступлений в Вашингтоне в первых числах августа  он даже  позволил себе в адрес российских политиков  далеко не дипломатичные высказывания.  Например: «Все эти заявления мы впустили в одно ухо и выпустили  через другое, - заявил Саакашвили, находясь с неофициальным визитом  в Вашингтоне. – Грузия будет делать свое дело».  («Кр. Звезда», № 145 от 07.08.04г.).  Но уже  к концу августа тональность президента Грузии изменилась. Как утверждает московская  «Независимая газета» № 180 от 25 августа, «Саакашвили говорит о войне, но готовится к миру».   Заявляя в  начале лета, что войну  в Южной Осетии Европа должна воспринимать как войну  между Россией и Грузией,  он призывал Европу поддержать Грузию в войне с Россией, то  уже в августа в интервью французскому изданию «Либерасьон»  он заявил: «У меня нет никакого намерения провоцировать войну, я НЕ БЕЗУМЕЦ».   При этом Саакашвили подчеркнул, что он якобы никогда и не хотел нагнетать напряжение между Грузией и Россией  и по-прежнему  верит, что с Россией можно (!)  дружить.

 Давайте посмотрим, с чем связана такая метаморфоза грузинского президента.

Никто не станет отрицать, что реальная  в Тбилиси сегодня принадлежит посольству  США, которое,  разумеется,  и проводит в Грузии  официальную линию Вашингтона, которому  в преддверии президентских  выборов  совершенно не нужен еще один острый конфликт на Кавказе, куда неизбежно будет втянута Америка!  Вот тот краеугольный камень, который дает возможность России диктовать и на Кавказе, и в Приднестровье свои условия. Через два-три года,  даже  спустя год,  если судить по стремительному развитию событий в Приднестровье, такой возможности уже не будет. Ведь не зря  в  высказываниях  Саакашвили проскальзывают нотки откровенной угрозы  в адрес РФ. «Мы протягиваем России руку дружбы. Мы не торопимся(!), - более чем откровенно говорит грузинский президент. – потому что в экономическом плане мы еще слабы.  Но через три года страна будет менее уязвима. Россия должна понять, что через три – четыре года ситуация изменится».   В каком плане изменится, доподлинно известно: Грузия стремится  в  НАТО, что сделает ее  недосягаемой для России.

А разве ситуация в Приднестровье не аналогичная?  Разве президент РМ В.Воронин стремится не к этому? Даже если Молдова и не станет членом НАТО, ее правительство и президент через год – два  будут управляемы наместниками  США не в меньшей степени, чем Тбилиси в настоящее время.   Поэтому, если Россия уже  СЕГОДНЯ не предпримет соответствующих решительных мер по сохранению и главное – признанию существующего статуса ПМР,  ЗАВТРА может оказаться, что будет поздно.                 .

Если  «сегодня» Госдепартамент США и президент Буш дают команду «НЕ НЕРВИРОВАТЬ РУССКИХ», то «завтра», если к власти вновь придут республиканцы во главе с тем же  Бушем, последует команда диаметрально противоположная.  

Нельзя  закрывать глаза и на объективные реалии: в Приднестровье уже существует   так называемая «пятая колона»,  которая требует переориентации внешнеполитического вектора  ПМР.   Это и  «фонд защиты прав человека и эффективной политики» с  газетой «Человек и его права», финансируемой из фонда ОБСЕ,  и Партия коммунистов Приднестровья   с газетой «Правда Приднестровья»,  и Коммунистическая партия Приднестровья  с газетой «Коммунист», добивающаяся объединения с Молдовой на почве так называемого «интернационализма»,   и так называемый «Центр экстремальной журналистики» с «Новой газетой», также живущей на западные средства, и тот же фонд гуманитарных инициатив «Невод», финансируемый из ОБСЕ,  и ряд других неправительственных структур, которые либо «отрабатывают» западные гранты, либо «работают» на объединение с Молдовой на правах автономии, что, в принципе, одно и тоже.   И еще неизвестно, как поведет себя эта колона, если вдруг ей на голову свалится миллион другой в валюте.  

 Конечно, пророссийская тенденция в Приднестровье  сегодня очень велика. За военное присутствие России на территории ПМР выступает практически все население республики. Народ Приднестровья благодарен России за то, что она  как гарант безопасности на Днестре, постоянно сдерживает агрессивный пыл кишиневских «ястребов» и не допускает развития событий по образцу 1992 года. Заявления  МИД РФ о том, что «существует единственный вариант цивилизованного любых споров и конфликтов – это диалог и  выработка компромиссных договоренностей» и что «уход из-за стола переговоров не решает проблем, и рано или поздно к этому столу придется вернуться»,  обнадеживают, но не решают главной проблемы – признания ПМР субъектом международного права.  Отрадно, конечно, что МИД России осудил «односторонние действия, экономические санкции, резкую риторику и публичные выпады» официального Кишинева в отношении Тирасполя, которые  «лишь создают опасную отчужденность между сторонами в конфликте и  затрагивают судьбы сотен тысяч простых людей,  российских соотечественников и сограждан», но ведь приднестровцы ждут от России  не только этого!  Они  ждут от официальной Москвы практических шагов  в деле признания  суверенитета ПМР, его права самостоятельно решать свою судьбу, в том числе и  размещение военного контингента российских войск на своей территории.

Заявления официальной  Москвы о том, что Россия   выступает за территориальную целостность Грузии и РМ в границах МССР по состоянию на 1 января 1990 года, свидетельствуют о  неокончательно сформировавшейся позиции российского руководства  относительно своих стратегических интересах на  всем постсоветском пространстве.   

В настоящее время, как никогда еще после распада СССР, у России  появился  шанс заявить о себе как о великой Российской державе.

Такая «манна с неба» дважды  не падает!

С.Зайченко