Южная Осетия не осталась в одиночестве:
чем УЖЕ помоГ Тирасполь своим союзникам на Кавказе
Всю прошедшую неделю оставалась напряженной ситуация вокруг одного из кавказских союзников Приднестровья – Южной Осетии. Вооруженные провокации грузинских властей и резкие заявления официального Тбилиси заметно обострили обстановку в регионе. После аджарских событий угрозы президента Грузии серьезно «взяться» за Южную Осетию смотрятся особенно тревожно.
Вдохновленному легкими победами грузинскому президенту сегодня жизненно важно закрепить головокружительный успех. Не может остановиться на достигнутом и главный дирижер событий – Вашингтон, который продолжает политику выдавливания России из региона. Хотя все понимают, что мятежная аджарская автономия – это совсем не то же самое, что уже состоявшиеся в качестве государств Абхазия и Южная Осетия, останавливаться на Аджарии грузинские власти явно не собираются. Следующий объект уже выбран – демонстративная акция с участием тяжелой военной техники, которую на прошедшей неделе провела Грузия, прошла возле осетинских границ.
«Среди непризнанных государств региона Южная Осетия представляет собой слабейшее звено, – отметил, комментируя ситуацию в интервью информационному агентству «Ольвия-пресс», директор центра социальных и политических исследований «Перспектива» Илья Галинский. – В отличие от Абхазии, у Южной Осетии нет регулярной армии, там есть только народное ополчение. Последнее, конечно, в случае угрозы с оружием в руках будет защищать государственный суверенитет республики, но с точки зрения Саакашвили «решить» южноосетинскую проблему для Грузии значительно легче, чем проблему абхазскую. И поэтому я не исключаю, что Саакашвили попытается военным путем починить Южную Осетию – с тем, чтобы этим примером заставить уже руководство Абхазии пойти на условия, которые предлагает Сухуми сегодня Грузия».
В Приднестровье за событиями в Южной Осетии следят с понятной тревогой. Сегодня на Кавказе Запад отрабатывает сценарии для всего постсоветского пространства. От результатов американских экспериментов в Грузии во многом зависит и ситуация вокруг Приднестровья.
Как сообщили информационному агентству «Ольвия-пресс» в МИДе республики, официальный Тирасполь поддерживает в эти дни постоянную связь с нашим кавказским союзником.
«В последнее время серьезно обострилась обстановка в Южной Осетии, - отметил в интервью «Ольвии-пресс» первый заместитель министра иностранных дел ПМР Руслан Слободенюк. - Группа наших специалистов на днях вернулась из региона, и в настоящее время мы анализируем ситуацию, с которой наши сотрудники ознакомились на месте. Мы находимся сейчас в постоянном контакте с министерством иностранных дел Южной Осетии, с представителями МИДа Абхазии, детально изучаем те процессы, которые происходят на границе Южной Осетии, проводим консультации на уровне дипломатических ведомств».
Главный результат консультаций Цхинвали и Тирасполя на уходящей неделе получил широкую огласку. Следуя условиям двухстороннего договора, который был подписан нашими государствами в октябре 94-го года, Приднестровье выразило готовность поддержать Южную Осетию в случае грузинской агрессии. С беспрецедентным заявлением на первом канале России выступил Президент Приднестровья.
«В ПМР с тревогой наблюдают за всеми событиями, которые происходят в дружественных нам государствах – Абхазии и Южной Осетии, - сказал Игорь Смирнов. - Народ, который пережил потерю близких, понимает, что нужно всегда в таких условиях оказывать помощь, как и нам оказывали в 1992 году. И мы обязательно окажем любую помощь, которую попросит Южная Осетия. В 1994 году жизнь заставила наше государство приступить к разработке, утверждению и подписанию договора с официальным Цхинвали, где четко указаны соответствующие действия в случае агрессии против одной из стран. И сегодня, если необходимо, мы окажем всестороннюю, в том числе и военную помощь Южной Осетии».
Конечно, ключевая фраза здесь – о военной помощи. Именно она уже успела вызвать резкие комментарии грузинского МИДа. Посол Грузии в Молдове объявил, что Тбилиси не допустит «проникновения незаконных вооруженных формирований в зону конфликта». Прямолинейное мышление грузинского МИДа поражает. И без высказываний посла было понятно, что об отправке наших войск или оружия в Осетию и речи быть не может. Верх наивности - полагать, что приднестровскую армию пропустят через многочисленные границы постсоветских государств. Понятно, что речь идет о возможности иной военной поддержки.
«Когда Президент Игорь Смирнов говорит об оказании военной помощи, конечно, он имеет в виду не помощь оружием или какими-то вооруженными формированиями, - отметил в интервью «Ольвии-пресс» директор центра «Перспектива» Илья Галинский. - В первую очередь, видимо, речь идет о помощи военными специалистами, компетентными военными советниками, которых в Тирасполе немало».
Особенно важно здесь то, что заявление Президента Приднестровья было сделано в Москве, где сейчас находится с рабочим визитом приднестровская делегация. Для Грузии такое предупреждение, прозвучавшее из российский столицы и озвученное на главном российском телеканале, – очень прозрачный намек на то, что в своей позиции Приднестровье не одиноко. И здесь вопрос о том, насколько существенной может быть военная помощь далекого Тирасполя, отходит на второй план. Важнее другое. Своим заявлением Президент Приднестровья фактически поднял ситуацию в Осетии на совершенно новый уровень и вывел ее далеко за рамки региона. Грузии дали понять, что Южную Осетию в одиночестве не оставят. Характерным фоном для высказываний Президента стали предупреждения российского МИДа о недопустимости нагнетания обстановки в регионе и заявления кубанского казачества России о готовности встать на защиту Южной Осетии. Конечно, от своих планов Тбилиси так просто вряд ли откажется, но в таких условиях грузинским властям придется серьезно задуматься о том, стоит ли начинать задуманное. Не случайно к концу недели Грузия все-таки пообещала вывести тяжелую военную технику из зоны конфликта.
В Цхинвали по достоинству оценили смелую позицию приднестровской стороны.
Как сообщил «Ольвии-пресс» первый заместитель министра иностранных дел ПМР, «в эти дни в адрес МИДа приходят письма благодарности из Южной Осетии. Это благодарность всему приднестровскому народу - в эти дни им особенно важна наша поддержка. В условиях жесткого давления извне любая помощь, а тем более помощь Приднестровья, помощь дружественного государства, воспринимается в Цхинвали с большой радостью».
Любопытно, что заявление Президента Приднестровья власти соседней Молдовы оставили без комментариев. Это кажется тем более странным, если вспомнить ту пропагандистскую политику, которую последние годы проводят идеологи из команды Владимира Воронина. Молдавская и купленная западная пресса не устает бездоказательно обвинять Тирасполь в самых тяжких преступлениях против человечества, первым среди которых стоит поставка оружия в горячие точки. В этом смысле заявление Игоря Смирнова о возможности военной поддержки осетин должно было стать настоящей «находкой» для молдавской пропаганды. Однако в Кишиневе его предпочли не заметить. Более того. Когда на последнем заседании парламента Молдовы лидер фронтистов Юрий Рошка потребовал от молдавских властей дать немедленную оценку приднестровской позиции, официальный Кишинев отказался это делать. Такая странная реакция молдавской стороны может означать только одно – в Кишиневе прекрасно осведомлены о том, почему заявление приднестровского президента прозвучало именно из Москвы…
Олег Елков.