Нет числа отчаянным попыткам Молдовы установить гегемонию над ПМР. Порой даже приходится удивляться тому, как озлобленный собственными допущенными ошибками в отношениях с Тирасполем и сознанием собственного бессилия переломить ситуацию, официальный Кишинев вновь и вновь бездарно тратит время, изобретая очередной «велосипед», чтобы «наехать» на Тирасполь.
Надо признать настырность кишиневского «изобретателя». Начиная с апреля 2001 года, он и его окружение породили столько вариантов (политических, экономических, дипломатических, провокационных и так далее) для установления своего господства в Приднестровье, что все так сразу и не вспомнишь. И хотя давно стало очевидным, что такая политика заранее обречена на провал, горе-изобретатель продолжает свое излюбленное занятие.
И вот совсем недавно на суд молдавской и европейской общественности было выдано новое изобретение. Официальный Кишинев представил Брюсселю свой вариант плана по интеграции в ЕС. Точнее, свое понимание роли ЕС в укреплении политической и экономической стабильности в Молдове, ее интеграции в Европу и улучшении благосостояния молдавского народа.
По сути, ничего нового, кроме того, что уже было озвучено в прессе, в плане не оказалось. Принципы так называемого «нахлебничества» и желания чужими руками «загрести жар» четко просматриваются в каждом пункте рожденного документа, составители которого, вероятно, считают, что своим желанием интегрироваться в Европу Молдова делает большое одолжение ЕС. Поэтому планом предусмотрены мероприятия, которые, в основном, должен исполнять Европейский союз, а не РМ. Например:
- Установить дату открытия представительства ЕС в Кишиневе;
- Проводить регулярные визиты в Молдову «тройки» министров или политических директоров ЕС;
- Учредить индивидуальную для Молдовы делегацию Европарламента;
- Приглашать Молдову присоединяться к некоторым декларациям ЕС.
Не забыли в Кишиневе напомнить Брюсселю о том, что Молдова нуждается в асимметричных торговых отношениях с ЕС, что предусматривает свободный экспорт молдавской продукции в европейские страны и отрицает подобный порядок для импорта европейской продукции в Молдову. И даже предложили ЕС «обеспечить последовательную интеграцию Молдовы в транспортные, энергетические и телекоммуникационные сети ЕС» и «начать кредитование Молдовы со стороны Европейского банка инвестиций».
По этому поводу есть хорошая народная поговорка - «посади свинью за стол…».
Но не это главное. Планом действий Молдова – ЕС официальный Кишинев предусмотрел ряд действий Евросоюза, выполнение которых способствовало бы установлению господства Молдовы над Приднестровьем.
Чувствуя, как закачалось президентское кресло, понимая, что для сохранения полноты власти ему как воздух необходима победа над Тирасполем, президент Воронин сделал новый шаг в развитии неоднократных попыток Кишинева руками Запада «удавить» Тирасполь. С этой целью в качестве одного из главных условий для успешного сотрудничества с ЕС Молдова включила в «план действий» специальный пункт, предусматривающий «сотрудничество между Молдовой и ЕС по урегулированию приднестровской проблемы». Для полной ясности этого вопроса Воронин настаивает на расширении политического диалога между ЕС и РМ (на первом этапе, на уровне экспертов) с особым упором на приднестровскую проблему и «вкладе ЕС в ее урегулирование».
На первый взгляд, ничего предосудительного нет в том, что президент Молдовы призывает Европейский союз принять участие в урегулировании отношений между ПМР и РМ. Именно на такое восприятие своих намерений – воздействовать на Тирасполь посредством ЕС и рассчитывают составители плана. Но давайте вспомним, что Кишинев вкладывает в понятие «сотрудничество с ЕС по урегулированию приднестровской проблемы», а тем более с особым упором «на вкладе ЕС в ее урегулировании».
Во-первых, позиции ЕС и США в отношении урегулирования приднестровской проблемы однотипны. И Евросоюз, и Госдепартамент США считают «оптимальным вариантом» для Молдовы «федерализацию – предпочтительно асимметричную, с участием нескольких субъектов» с единым центром в Кишиневе. То есть, за предоставление Приднестровью статуса автономии в составе унитарной Молдовы. Поэтому официальный Кишинев под сотрудничеством с ЕС с указанием его конкретного вклада в приднестровское урегулирование рассчитывает на политическое, экономическое, дипломатическое давление ЕС на Тирасполь. Пример такому развитию событий уже есть – по ходатайству Кишинева Европарламент за так называемую «несговорчивость» Тирасполя запретил на выдачу въездных виз в страны ЕС руководству и целому ряду политических деятелей Приднестровья.
Во-вторых, и ЕС, и США едины в том, что Российское военное присутствие должно быть прекращено независимо от сроков разрешения приднестровской проблемы, что предоставит Кишиневу возможность «пригласить в мятежный регион» миротворцев ЕС. А пример тому, как исполняет миротворческую миссию ЕС, тоже имеется. Миротворчество ЕС в сербском Косово привело к тому, что тысячи сербов, спасая свою жизнь, вынуждены в поисках защиты бежать в Сербию.
Однако и это еще не все. Официальный Кишинев считает, что ЕС обязан «поддержать усилия Молдовы, направленные на скорейший и полный вывод российских войск и вооружений из Приднестровья в соответствии с решениями Стамбульского саммита ОБСЕ». Для этого, по мнению молдавской стороны, ЕС должен направить в Молдову своего специального посланника, который занимался бы только приднестровской проблемой и выдавливанием России из региона.
Кстати сказать, среди американских дипломатов уже более года обсуждается проблема миротворческой миссии ЕС в приднестровском конфликте. Если к этому добавить, что с 30 марта число членов НАТО возросло до 24 (!) европейских государств, из которых 11 – основной костяк ЕС, станет понятным, почему РМ (в частности президент Молдовы, коммунист Воронин) так стремится привлечь ЕС к миротворчеству на Днестре. С другой стороны, являясь членом программы НАТО «Партнерство ради мира» и в целях так называемой «защиты своих границ и ликвидации мятежных сил в Приднестровье», официальный Кишинев может прибегнуть к помощи НАТО. Можно не сомневаться в том, что как только Россия покинет этот регион, НАТО под любым предлогом (конечно же «по просьбе Кишинева») спровоцирует проведение операции в Приднестровье, например, по типу македонской. Брюссель будет этому только рад – свято место пусто не бывает.
Кроме этого, предложенный Брюсселю вариант плана действий Молдова – ЕС окончательно расставил все точки над «i»: Молдова, по примеру прибалтийских республик, заняла откровенно враждебную позицию в отношении славянских государств и, в частности, Российской Федерации. Этим во многом объясняется открытая враждебность Молдовы и Запада в целом против Приднестровской Молдавской Республики, Президент которой на пресс-конференции 22 марта подтвердил, что «внешняя политика Приднестровья остается неизменной и исторически ориентирована на приоритетность связей с Россией и Украиной. Поддержка и укрепление этих связей являются нашими стратегическими задачами».
**************С.Зайченко, Ольвия-пресс, 31.03.04г.*************