Последние два года своего президентства и внешнеполитической деятельности Владимир Воронин посвятил торгам, цель которых заключалась в следующем: официальный Кишинев добивался поддержки со стороны либо Запада (Брюсселя или Вашингтона), либо Востока (Москвы или Киева) на применение в отношении Тирасполя административно-силовых действий с целью решения «приднестровской проблемы» по кишиневскому сценарию.
И если раньше, чего греха таить, у него что-то и получалось, то сегодня времена переменились.
Вспомните осень 2001 года. Объявленная первого сентября таможенная блокада ПМР не вызвала особых эмоций в Кремле. Почему? Да потому, что руководство РФ в то время находилось в состоянии дурмана от льстивых заверений Воронина о так называемом «стратегическом партнерстве» между РМ и РФ. 19 ноября прилетев в Кишинев, чтобы подписать базовый Договор о дружбе и сотрудничестве между РМ и РФ, президент России (необходимо называть вещи своими именами) проигнорировал многотысячный митинг на центральной площади столицы ПМР, люди которого более 6-ти часов подряд стояли в ожидании чуда, в надежде, что президент РФ хоть на полчаса завернет в Тирасполь, чтобы иметь возможность выслушать и вторую сторону. К этому времени Приднестровье уже третий месяц томилось в экономической удавке, а Воронин торжествовал. Но чуда не произошло. Подписав документ, В.Путин тут же улетел в Москву. Тогда президент РФ поставил свою подпись под документом, в котором ни слова не было сказано о судьбе независимого Приднестровского государства. И лишь в преамбуле Договора была сделана незначительная оговорка о том, что официальный Кишинев обязуется учитывать «интересы приднестровского региона РМ» при решении глобальных экономических и политических проблем. Но уже на второй день эта оговорка была напрочь забыта.
Используя этот фактор, фактически обманывая руководство РФ, президент Молдовы приступил к нагнетанию негативной обстановки вокруг ПМР. Спекулируя на том, что РМ – член Содружества независимых государств и якобы является «надежным» стратегическим партнером РФ, В.Воронин до ноября 2003 года ловко скрывал свое истинное лицо. И только 25 ноября, оказавшись «припертым к стенке», он был вынужден оголить свой звериный оскал не только в отношении ПМР, но и в отношении России.
Отказавшись подписывать уже согласованный документ о нормализации отношений между ПМР и РМ, так называемый Меморандум Козака, Воронин прекратил торги по Приднестровью с РФ и откровенно переключился на торги с Западом в надежде, что последний, воздействуя на Россию, будет способствовать решению приднестровской проблемы так, как это выгодно ему лично. Однако и на Западе торги у Воронина не получились.
Об этом есть резон поговорить более подробно.
Во-первых, официальный Кишинев уже наверняка понял самую простую вещь, что, обжегшись на молоке, дуть на воду бесполезно – российское военное присутствие в Приднестровье вопреки всем воронинским стараниям будет продолжено. Согласно заявлениям российских дипломатов, Москва выполнила свои Стамбульские обязательства и более не намерена отчитываться перед ОБСЕ, а тем более перед Кишиневом, о своих дальнейших стратегических планах. Поэтому вопрос о ее военном пребывании в Приднестровье – это вопрос двухсторонних отношений между Российской Федерацией и Приднестровской Молдавской Республикой. Как говорится, приговор окончательный и обжалованию не подлежит. И хотя НАТО в лице Вашингтона страстно желает убрать подальше от собственных границ российский военный контингент, расположенный в Приднестровье, этого пока тоже не получается. Приднестровье - не Молдова, а тем более не Прибалтика. Здесь живут люди, которые веками считают Российскую Федерацию своей исторической Родиной и ее присутствие на приднестровской земле считают исторической справедливостью.
Во-вторых, воронинские потуги заменить в Приднестровье российско-украинский миротворческий контингент голубыми касками НАТО утратили всякую перспективу. Порой просто смешно слушать претензии главы молдавского государства к странам-гарантам мира на приднестровской земле (России и Украине), более похожие на детский каприз, нежели на выступления государственного мужа. Совсем недавно в интервью западной радиостанции «Свободная Европа» Воронин, в очередной раз настаивая на пересмотре статуса миротворческих сил в Приднестровье, жаловался Западу на то, что якобы «они (Украина и Россия – С.З.) во всем поддерживают Приднестровье, а не Молдову, поэтому их следует заменить на многонациональные миротворческие силы». Причина, конечно, существенная, которая годна лишь для журнала «Крокодил» в раздел «нарочно не придумаешь».
Многого не понимает румын Чоарэ, случайно оказавшись президентом Молдовы. Но ему, вероятно, просто не дано понять главного: и Россия, и Украина в отличие от Молдовы уже прошли стадию коленопреклонения перед Западом, что это уже далеко не те страны, что были 15 лет назад. Эти государства, к которым можно добавить и Белоруссию, вновь превратились в мощные славянские державы, с которыми не считаться Запад уже не в силах. А если Единое экономическое пространство (ЕЭП) преобразуется в военно-политический союз, о чем уже ведутся переговоры, равного ему по военной и экономической мощи в мире не будет. За прошедшие годы в этих странах подросло и сформировалось новое поколение политиков и общественных деятелей, которым не чужды такие понятия как национальный патриотизм, ответственность за будущее государства и братская солидарность славянских народов. А поэтому, обнимаясь с генеральным секретарем НАТО Яапом де ХООП Схеффером, недавно посетившим Кишинев, и красуясь в его объятиях перед кинокамерами, Воронин, вероятно, искренне недопонимает – как могут в Москве и Киеве не бояться такого «большого» друга и покровителя Молдовы, перед которым он сам дрожит как осиновый лист.
К слову сказать, Вашингтон в качестве жандарма, имея в распоряжении довольно мощную дубину под названием ЕС и НАТО, что в принципе одно и то же (из 26 стран-членов НАТО – 23 члена ЕС) не прочь непосредственно поучаствовать в решении приднестровской проблемы. Однако идти на открытый конфликт с Россией и Украиной даже этот заокеанский монстр не рискует. Вы только внимательно вдумайтесь в слова Схеффера, сказанные им на пресс-конференции в Кишиневе: «Я следил за переговорами по Приднестровью в качестве действующего председателя ОБСЕ и продолжаю следить за ними и в качестве генерального секретаря НАТО. Приднестровское урегулирование постоянно находиться в моей повестке дня, в том числе и в ходе встреч с представителями ОБСЕ, США, России и Украины». У вас не создается впечатление, будто бы руководитель НАТО вынужден скрывать от мировой общественности истинные цели и задачи США и Североатлантического Блока в отношении РМ, когда заявляет, что не знает, каким должно быть решение приднестровской проблемы? И что послужило первопричиной тому, чтобы первый чиновник этого воинствующего блока, демонстрируя нейтралитет к проблемам Приднестровья, добавил: «решение должно быть честным и окончательным и ПРИНЯТЫМ ВОВЛЕЧЕННЫМИ В КОНФЛИКТ СТОРОНАМИ»? Если судить по выводам политических экспертов и международных обозревателей, это ключевая фраза, которую генеральный секретарь НАТО посчитал необходимым лично передать Воронину. Дело, как говорится, сделано, остальное зависит от личности Воронина. А усвоит ли он эту истину или нет – это уже не наши проблемы.
В народе говорят: иметь огромную голову и большую массу серого вещества в ней еще не означает иметь аналитический ум.
Отказ президента Воронина по личным мотивам от участия в саммите СНГ в Астане тоже очень показателен. Ни один из уважающих своих коллег президентов СНГ не позволил себе сделать заявление, подобное тому, что сделал Воронин: «Повестка дня саммита СНГ в Астане такова, - заявил он агентству «Новости Молдова», - что присутствие премьер-министра Молдовы на этом мероприятии вполне достаточно». То есть президент Молдовы, образно выражаясь, «плюнул в лицо» не только президентам Украины и России, но и всем остальным (всего их было одиннадцать!), посчитавшим целесообразным свое присутствие на саммите СНГ.
Что можно сказать по этому поводу? Только одно. Выражаясь словами директора приднестровского центра социальных и политических исследований «Перспектива» Ильи Галинского, такие заявления могут делать «люди с явно нездоровой психикой». И это поняли на Западе! Вы думаете, случайность то, что лично генеральный секретарь НАТО срочно прилетел в Кишинев для встречи с президентом РМ? Нет, далеко не случайно! Потому что произошло это довольно срочно после того, как распоясавшийся Воронин заявил в адрес Украины: «Мы используем и будем использовать все существующие инструменты для того, чтобы зарвавшиеся чиновники соседнего государства научились уважать границы Молдовы, ее суверенитет и территориальную целостность. Особо возмущает то, что вся эта чиновная рать, находящаяся на подкормке и приднестровских олигархов, все время пытается прикрыть свои действия интересами населения Приднестровья». Не успели еще газетные полосы освободиться от подобных сенсационных заявлений президента Молдовы, как генсек НАТО оказался в Кишиневе.
Из близких к президенту Воронину источников стало известно, что генсек НАТО «отчитал» президента Молдовы за его самоуправство и строго порекомендовал ему впредь без согласования с Брюсселем и Вашингтоном подобных ляпсусов в отношении Москвы, Киева и Содружества независимых государств не допускать. А чтобы в глазах мировой общественности чем-то оправдать свой срочный визит в Кишинев, Яап де Хооп Схеффер частично раскрыл цель своего поспешного визита в столицу Молдовы. Касаясь вопроса изменения формата переговоров, о чем на Западе особенно торгуется Воронин, главный НАТОвец сделал заявление, которое должно положить конец всем воронинским политическим спекуляциям вокруг Приднестровья: «Формат переговоров должны обсуждать САМИ СТОРОНЫ. Для меня (надо понимать, для Запада в целом – С.З) очевидна лишь необходимость срочного нахождения решения. Этот конфликт слишком затянулся и, кроме того, обострился». («Время», № 130 от 24.09.04г.).
В унисон генсеку НАТОпрозвучало и последнее заявление МИД Российской Федерации по приднестровскому урегулированию, в котором, в частности, сказано: «Делу вряд ли поможет подстегивание эмоций, отчужденность и поиск предлогов для отлучения оппонента от переговоров. В отсутствии у СТОРОН КОНФЛИКТА (выделено авт.) политической воли к компромиссу никто за них не сможет выработать взаимоприемлемые шаги для выхода из возникшего тупика… Особенно сейчас, когда конфронтация получает развитие через ужесточение введенных Молдовой в одностороннем порядке экономических санкций и попыток блокирования экономического комплекса приднестровского региона. Это – отход от прежних договоренностей о нормализации отношений и движения в сторону общего экономического пространства на территории РМ. Социально-экономический коллапс может затронуть сотни тысяч простых людей, среди которых много наших соотечественников, российских граждан».
Итак, и Восток, и Запад подтвердили: президент РМ В.Воронин в одностороннем порядке не в праве требовать исключения из пятистороннего формата переговоров приднестровскую сторону и обязан совместно с президентом ПМР Игорем Смирновым за столом переговоров прийти к определенному консенсусу. Торги по Приднестровью более не уместны.
В заключении хочется посоветовать господину Воронину похоронить свою древнюю радужную надежду: въехать победителем в Тирасполь верхом на белом коне.
*************С.Зайченко, Ольвия-пресс, 30.09.04г.************