image001-1463.jpg

 «ОЛЬВИЯ-ПРЕСС»

ВИКТОР БАЛАЛА: МЫ НЕ ПОЗВОЛИМ КИШИНЕВУ

ПРОДАВАТЬ ПРИДНЕСТРОВЬЕ

14 марта, в день выборов российского президента, над Днестром раздавались не только мелодии из предвыборных участков. В этот день воскресную тишину разорвали автоматные выстрелы. Пока Приднестровье выбирало Путина, участники молдавской агрессии 92-го решили по-своему отметить 12-летие кровавых событий на Днестре. Бывшие комбатанты собрались в селе Кошница на памятный митинг. Люди, которых официальный Кишинев объявил героями и борцами за территориальную целостность, отметили годовщину агрессии автоматным салютом. Причем стреляли они боевыми патронами – нарушив тем самым ограничения, которые действуют в зоне безопасности. Когда военные наблюдатели попытались записать номера автоматов, этому воспрепятствовал комиссар местной полиции. И это не единственный тревожный инцидент прошедшей недели в зоне безопасности.

Конфликтные ситуации, инициаторами которых становятся молдавские комбатанты и полицейские, возникают все чаще. Это и попытки нарушить установленный порядок в зоне безопасности, и откровенно вызывающее поведение полиции Молдовы. Той самой полиции, в рядах которой и сегодня служат участники агрессии 92-го.

О напряженной ситуации в зоне безопасности на прошедшей неделе заговорили и молдавские власти. Правда, по-своему. На пресс-конференции в Кишиневе министр реинтеграции Молдовы Василий Шова всю ответственность за возрастание напряженности возложил на приднестровскую сторону.

«Со стороны ряда структур Приднестровья в одностороннем порядке предпринят ряд мер, которые направлены на дестабилизацию ситуации и, прежде всего, в зоне безопасности. Взят ясный курс на нагнетание такой ситуации, на запугивание местного населения», - заявил министр реинтеграции РМ.

Такие заявления скрывают под собой больше, чем просто желание представить Тирасполь в качестве некой деструктивной силы. Понятно, что обострить ситуацию на Днестре и затем обвинить в этом Приднестровье – это только первая часть кишиневского плана. О том, что предполагает вторая часть, проговорился сам молдавский реинтегратор. Идея проста. Раз Приднестровье такое плохое и агрессивное, то Кишиневу просто необходима защита от этого монстра. Гарантии такой защиты нужно закрепить во всем, и прежде всего, в конечной формуле молдо-приднестровского урегулирования.

Как заявил Василий Шова, «гарантии должны быть предоставлены не только региону или субъекту федерации - Приднестровью, но необходимы и гарантии обеспечения территориальной целостности, стабильности и безопасности молдавского государства. Хочу подчеркнуть, что Кишинев в этом вопросе будет играть ведущую роль».

Что такое для Кишинева «гарантии территориальной целостности», догадаться нетрудно. Об этом вполне открыто говорят власти Молдовы, а то, о чем они недоговаривают, озвучивают с молдавских площадей кишиневские фронтисты. Это вывод российских военных из Приднестровья, разоружение приднестровских силовых структур, ликвидация политической и экономической самостоятельности республики. Тогда и только тогда молдавская власть будет чувствовать себя «безопасно».        

По сути, за словами Шовы ясно видна та стратегия, которой намерен придерживаться Кишинев в переговорах с Приднестровьем. Единственно возможный подход к урегулированию, о котором всегда заявлял Тирасполь, принят Молдовой на вооружение с точностью «до наоборот». Позиция приднестровской стороны известна – только твердые военные, политические и экономические гарантии нашей безопасности могут стать условием общего государства с Молдовой. Сегодня Кишинев фактически заявляет, что его условие урегулирования – это исключение таких гарантий для Приднестровья.    

На этой же пресс-конференции Василий Шова выразил особую обеспокоенность «курсом на разграничение» Молдовы и Приднестровья, который, по его словам, взял на вооружение Тирасполь. Речь идет о тех мерах, которые в последние месяцы ввела по отношению к Молдове приднестровская сторона и о которых уже рассказывало информационное агентство «Ольвия-пресс». Кишиневу эти меры очень не нравятся.

Напомню, что с нового года в Приднестровье вступил в силу указ Президента, общую задачу которого можно сформулировать одной фразой – защитить республику от произвола молдавских властей. Уже в самом названии указа подчеркивается, что это ответная реакция на политику Кишинева.

«В этом вопросе мы никогда не применяли превентивные меры, то есть те, которые могли бы предвосхитить последующие действия Республики Молдова, - отметил в интервью «Ольвии-пресс», комментируя ситуацию, министр юстиции ПМР Виктор Балала. - Всегда это был почти зеркальный ответ на аналогичные шаги, предпринятые государственными органами Молдовы, которые по-прежнему рассматривают наше государство, как свой регион и считают, что вправе устанавливать здесь любые правила. Причем сегодня мы уже убедились, что все наши ответные меры не просто оправданы - в отдельных случаях они достаточно либеральны по сравнению с тем, какой урон мы получаем от мер, предпринятых Молдовой. Но вопрос ведь не в величине ответных действий, а в том, что такие действия предпринимаются, что мы каждый раз показываем, в том числе Кишиневу, что мы своей территорией управляем и собираемся управлять сами».

Яркий пример таких мер – это требование к молдавским экономическим агентам, совершающим сделки на приднестровской территории, пройти учетную регистрацию в Приднестровье. Почему-то именно это требование вызвало особое возмущение Кишинева.

Напомню, что в прошлом году с подобным документом выступило правительство Молдовы. Молдавское постановление, которое в силе до сих пор, требует от приднестровских предприятий получить так называемую временную регистрацию в Кишиневе. Без этого они не смогут заниматься внешнеэкономической деятельностью. Причем в перспективе эта регистрация должна стать постоянной. Цель этого документа понятна - все налоги наши предприятия должны будут платить в молдавский бюджет и фактически перейти в молдавское подчинение.

Ответный документ Тирасполя преследует совсем другие цели. Подчинять в ответ молдавские предприятия Приднестровье не собирается.

«Здесь я могу успокоить г-на Шову и молдавских экономических агентов -  их регистрация в Приднестровье не носит фискального характера и не направлена на то, что задумано правительством Молдовы в отношении наших предприятий. Нас не интересует имущество молдавских экономических субъектов, нас интересует – это на самом деле правоспособные субъекты вступили в отношения с нашими предприятиями, или же это «липовые» фирмы, фирмы-однодневки, которые сегодня есть, а завтра они исчезли, - сообщил в интервью «Ольвии-пресс» Виктор Балала. – Соответственно, мы предпринимаем меры. То есть это опять-таки защита интересов наших предпринимателей».

Впрочем, как выяснилось, проблема не только в том, что среди наших молдавских партнеров могут оказаться фирмы-фантомы. Бесконтрольная деятельность экономических агентов Молдовы в республике приводит и к более опасным последствиям для государства. Уже выявлены случаи, когда Кишинев, пользуясь этой бесконтрольностью, просто продавал республику по кусочкам.

Как сообщил министр юстиции ПМР, «сегодня мы столкнулись с таким вопиющим фактом, когда на нашей территории, в данном случае пока только в городе Бендеры, действовало молдавское предприятие с молдавской регистрацией, с молдавскими лицензиями на недра Приднестровья, купленными на аукционе в Кишиневе, со свидетельством о покупке права собственности на часть территории ПМР, тоже выданным в Кишиневе. Причем действовало, нанося экономический ущерб нашему государству. Когда наши соответствующие органы пришли предпринимать меры по зафиксированным случаям несанкционированного потребления электроэнергии, им были предъявлены молдавские документы, и субъект не хотел подчиняться действиям властей ПМР.

А сколько таких случаев находится сейчас в стадии изучения?! Я не буду их пока обнародовать - мы проводим эти работы, пока комплексно в городе Бендеры, потом - и по всей остальной территории, где у нас есть соприкосновения спорных территорий. В каждом конкретном случае нужно будет серьезно разбираться, на основании каких правоустанавливающих документов работают подобные субъекты на нашей территории - территории ПМР, потребляя наш экономический потенциал.

У нас есть также факты продажи нашей недвижимости, причем недвижимости, которой владеют другие лица. Молдова продает ее своим лицам. Эти лица пытаются вступить в права собственников и, естественно, получают отпор. И будут получать отпор».

По сути, сегодня Тирасполь шаг за шагом отсекает для молдавских властей возможности жить и наживаться за счет Приднестровья. В этом же ряду – и заявленное недавно намерение взять под контроль государства приднестровский участок Молдавской железной дороги. Известно, что большую часть своих доходов молдавские железнодорожники получают за счет нашего участка, и до сих пор эти доходы совершенно несправедливо уходят в бюджет Молдовы. В ближайшее время минпром намерен положить конец такой ситуации – правда, непонятно, почему этого не было сделано раньше.

Таким образом, обвиняя Тирасполь в возведении железного занавеса по Днестру, Кишинев не желает признать главного. К тому, что наши государства с каждым месяцем все дальше друг от друга, привела только одна политика – политика молдавских властей.

«Речь идет не о том, что нам хочется создать некую стену обособления - в конце концов, в данном случае мы защищаем интересы своих экономических субъектов, экономические интересы ПМР и граждан, проживающих на этой территории, - отметил в интервью «Ольвии-пресс» Виктор Балала. - Как правило, первый камень в эту стену обособления закладывается «строителями» из Молдовы, а потом мы уже вынуждены защищаться по одной причине – они норовят положить эти камешки на нашей территории, в сфере наших интересов, отщипнуть побольше от нашего экономического пирога. Мы таких попыток не потерпим». 

Резкое неприятие Молдовой наших защитных мер, которое продемонстрировал на пресс-конференции Василий Шова – это красноречивый ответ на вопрос о том, чего на самом деле хочет Кишинев в приднестровском урегулировании…

По сути, и сегодня, и на протяжении всего переговорного процесса с Молдовой мы остаемся зрителями большого политического спектакля, который пытаются разыграть перед нами кишиневские актеры. Обозвать это шоу можно примерно так: «Как Кишинев хочет добра приднестровцам». Пока зрители отвлечены спектаклем, в реальной жизни молдавские власти ищут и по возможности внедряют все новые и новые методы подчинения Приднестровья. Другой реальной цели у Кишинева не было, нет и – очень сомневаюсь, что будет.

Впрочем, и играть на сцене у кишиневских актеров получается все хуже. В последнее время даже заранее отрепетированные роли звучат как-то неубедительно. По-человечески окружение Воронина понять можно – тяжело все время притворяться.   

Может, действительно, пора положить конец этим мучениям и сказать приднестровцам правду в глаза? Хотя нет - не хватит ни смелости, ни совести… 

            Олег Елков.