СОЛОМОН, КОТОРЫЙ НИЧЕГО НЕ РЕШИЛ:
КТО НА САМОМ ДЕЛЕ ИГРАЕТ ПЕРВУЮ СКРИПКУ В ОБСЕ?
Третью неделю Приднестровье принимало европейских гостей. 25 послов ОБСЕ, депутаты Парламентской Ассамблеи этой же организации, и наконец, фигура номер один – действующий председатель. И в Кишиневе, и в Тирасполе центральная тема всех визитов – молдо-приднестровское урегулирование.
Европейский интерес к Приднестровью растет с каждым годом. Действующий председатель ОБСЕ Соломон Пасси объясняет эту динамику просто – евроатлантические структуры все ближе подходят к границам нашей республики. И чем ближе к Приднестровью ЕС и НАТО, тем больше в Брюсселе и Вашингтоне хотят, чтобы Тирасполь играл по их правилам.
«В 2004 году мы работаем в совершенно новых
международных обстоятельствах, - заявил на пресс-конференции в Кишиневе
действующий председатель ОБСЕ. - В этом году расширилось НАТО. Молдова стала
соседом НАТО по границе с Румынией. Европейский союз расширился, и в 2007 году
Болгария и Румыния вступят в ЕС также. Расширение этих двух организаций
приводит к тому, что больше будет уделяться внимания ПМР. Несколько лет назад
приднестровская проблема была гораздо дальше от европейцев, но границы движутся
на Восток и проблема приближается. Я думаю, что это позитивно повлияет на
будущее решение».
Что позитивного может сделать для приднестровского урегулирования НАТО, Соломон Пасси не стал уточнять. Но и без этого своими высказываниями действующий председатель дал понять, что для позиции ОБСЕ фактор Североатлантического альянса играет одну из ведущих ролей. Как тут не вспомнить, что сегодня НАТО возглавляет предшественник Пасси – Яап де Хооп Схеффер. Да и самого действующего председателя ОБСЕ на его нынешнюю должность назначали явно по заслугам перед Альянсом.
Из досье информационного агентства «Ольвия-пресс»:
«Соломон Пасси, министр иностранных дел Болгарии и действующий председатель ОБСЕ. С 1985 года был тесно связан с диссидентским движением, ведя борьбу против коммунистического руководства Болгарии. Активный участник ряда неправительственных организаций, которые финансировались Вашингтоном. В 1990 году, будучи членом парламента, внес предложение о том, что Болгария должна выйти из Варшавского договора и вступить в НАТО. Работал на этой инициативой до тех пор, пока она не была воплощена в жизнь. Тесно связан с рядом евроатлантических институтов».
После такого послужного списка нет сомнений в том, что дело господина Схеффера в надежных руках, и ОБСЕ будет проводить «правильную», с точки зрения Вашингтона, политику.
Впрочем, современное «замороженное» состояние в отношениях Кишинева и Тирасполя действующий председатель ОБСЕ характеризует вполне объективно. Так же, как и гостившие в Приднестровье до него европейские парламентарии, Соломон Пасси вполне справедливо называет главную причину, из-за которой процесс урегулирования фактически стоит на месте.
«Первое, чего не хватает в этом конфликте, - это доверия. Нам необходимы меры построения доверия. И основной канал для построения доверия – это диалог. Нам нужен очень серьезный диалог и серьезное сотрудничество», - заявил действующий председатель ОБСЕ.
Официальный Тирасполь готов к такому сотрудничеству – этот вывод действующий председатель ОБСЕ озвучил в Кишиневе публично и к заметному неудовольствию молдавских журналистов, которые явно ожидали от господина Пасси более жестких заявлений. Однако западный гость почему-то не стал критиковать упрямых «сепаратистов», чем весьма разочаровал очень многих в Кишиневе.
«Если говорить о моей встрече с господином Смирновым, то у меня сложилось впечатление, что он готов начать диалог, - заявил Соломон Пасси. - Он внес некоторые конкретные предложения, которые мы передали руководству Кишинева, и мы считаем, что это правильный путь и следует двигаться в этом направлении».
Подводя итоги своего визита, Соломон Пасси вообще был очень острожен в высказываниях. Яркая деталь – на все самые острые вопросы журналистов вместо председателя ОБСЕ отвечал глава миссии в Молдове американец Вильям Хилл. И не только потому, что он лучше знает ситуацию. Даже в ключевом вопросе урегулирования – о том, готов ли Запад поддержать раздельный референдум о нашей будущей судьбе – почему-то позицию ОБСЕ озвучил все тот же американец Хилл. Глава миссии дал понять, что раздельный референдум, когда мнение приднестровского и молдавского народов должно подсчитываться отдельно, не устраивает Запад. В это время господин Пасси только согласно кивал головой.
Такое распределение ролей, когда в присутствии действующего председателя ОБСЕ позицию всей организации высказывает рядовой американский посол, говорит о многом. И прежде всего – о том, кто на самом деле задает тон в ОБСЕ.
Именно миссия ОБСЕ в Молдове во главе с американцем
Хиллом сыграла вместе с кишиневской властью одну из главных негативных ролей в
событиях последних недель в зоне безопасности. Сотрудников миссии неоднократно
задерживали на подступах к российским военным складам в Колбасне, хотя никакого
разрешения на посещение этих военных объектов у них не было. Итог известен –
у американского посла Стивена Миникеса
появился повод необоснованно обвинить Тирасполь в «закрытости» для
«инспекторов» ОБСЕ. Именно ОБСЕ помогла раздуть скандал позапрошлой недели,
когда министр реинтеграции Молдовы без разрешения попытался проехать на прием,
организованный для высоких европейских послов. Вильям Хилл умело воспользовался
этим инцидентом и в присутствии западных гостей выступил с резкими обвинениями
в адрес приднестровской стороны.
Как сообщил в интервью «Ольвии-пресс» первый заместитель министра государственной безопасности ПМР Олег Гудымо, «господин Хилл прямо на приеме подошел ко мне и в присутствии послов ОБСЕ заявил о том, что я нанес ему личную обиду тем, что не дал команду пропускать Шову. Хотя, отмечу, глава миссии прекрасно знал, что должно быть предварительное согласование. Однако, видимо, миссии ОБСЕ надо было создать атмосферу, которая не способствовала бы обмену мнениями в ходе этого приема. Так оно и получилось. Им надо было показать Приднестровье как можно с более черной стороны. Вся история с Шовой была, безусловно, провокацией, в которой основными игроками выступили как миссия ОБСЕ, так и молдавская сторона».
Источники нашего агентства в Кишиневе неоднократно сообщали о том, что миссия ОБСЕ в Молдове во главе с американским гражданином Хиллом передает в Европу явно искаженную информацию о ситуации на Днестре. И на этом фоне недавнее обострение обстановки в зоне безопасности (в этом ряду – события вокруг Северного) выгодно не только Кишиневу, но и вашингтонским начальникам господина Хилла. Многочисленным европейским делегациям, которые приехали познакомиться с ситуацией на месте, явно пытались внушить заранее выстроенную картину - о том, что ситуация нестабильна, обостряет ее Тирасполь, и о том, что миротворцы России не могут контролировать обстановку. Именно такую картину, видимо, рисует для Европы американский посол Хилл, и для него жизненно важно было «подтвердить» ее в глазах высоких европейских инспекторов. Насколько это удалось «американской миссии ОБСЕ», пока трудно сказать. Но свою роль гражданин США Хилл высветил достаточно отчетливо.