Политический комментарий агентства ОЛЬВИЯ-пресс
Молдавский президент Владимир Воронин в последние дни вдруг заговорил загадками. Выступая на прошедшем в минувшую субботу заседании перед высокопоставленными кишиневскими чиновниками, он, согласно сообщениям официальной прессы, заявил, что переговоры «Кишинев может возобновить с Тирасполем только после демократизации приднестровского региона и освобождения его жителей от хунты…». Кто должен взять на себя «святую роль» освободителей – то ли кишиневские вояки, то ли их натовские коллеги, то ли хилая тираспольская оппозиция, вскормленная тем же Ворониным, непонятно. Непонятны также и воронинские намеки-недоумения по поводу того, что, как он сказал там же, «некоторые посредники превратились в адвокатов приднестровской администрации». Какие это – некоторые, Воронин многозначительно молчит, хотя этих посредников – раз, два, три и обчелся. Почему молчит – непонятно. Назвал бы уж конкретно то ли Россию, то ли Украину…
В эти же дни молдавская прокуратура возбудила уголовные дела против, говоря языком коммунистической пропаганды, «зачинщиков и разжигателей «школьной войны» со стороны Приднестровья. И опять загадки. Фамилии этих врагов молдавского государства ни прокуратура, ни администрация президента не разглашает. Тайна, знаете ли.
Эта загадочность молдавского лидера, заметно соседствующая с его нервозностью по поводу всего того, что происходит как внутри Молдовы, так и вокруг нее с внешней стороны, уже давно стала притчей во языцех. Кишиневские наблюдатели объясняют это по-разному. Одни намекают на легкое нездоровье Воронина, вызванное проваленными общественно-политическими проектами, которые должны были обеспечить безусловную победу ПКРМ на предстоящих в феврале будущего года парламентских выборах. Другие считают, что Воронин окончательно лишился иллюзий по поводу внешней помощи, обеспечивающей ему второй срок президентства.
Комментируя состояние высшего руководства РМ на нынешнем этапе, директор кишиневского агентства НИКА-пресс Владимир Цеслюк отметил в беседе с нашим корреспондентом, что оно явно нервозное и уже начинает больше походить на затяжную истерику, чем на временный кризис или, к примеру, на внутренний конфликт, вызванный неудачами команды Воронина. Главной причиной этой истерики кишиневский политолог назвал фактический отказ Украины, России, Румынии и США подписать предложенный молдавским лидером Пакт стабильности для Молдовы. Президент, выступивший в начале лета с этой инициативой, рассчитывал, что эти страны, во-первых, подписав «гарантийную бумагу», дадут ему карт-бланш на второй срок, во-вторых, возьмут на себя новые обязательства по скорейшему разрешению приднестровского кризиса, в-третьих, скрепят своими подписями идеологический тезис коммунистов РМ о необходимости бросить все мировые и региональные силы на сохранение молдавской государственности, считает Цеслюк.
Ничего из перечисленного не случилось, и поэтому Воронин решил перед всем миром показать свой коммунистический характер, однако эта показуха может (да и то с трудом) быть воспринята только на местном уровне и предназначена скорее для молдавского избирателя, которого Воронин пытается убедить в том, что он и только он в состоянии бороться за государственность Молдовы. На деле же это выглядит как публичные кривляния Воронина, не удерживающегося от ставшего уже привычным хамства и желания оскорбить оппонентов.
Загадочность Воронина исчезает, когда он говорит о перспективах переговорного процесса между Кишиневом и Тирасполем. Тут президент более чем откровенен. Сегодня он, от которого посредники и гаранты, не смотря ни на что, все-таки ждали согласия на подписание с Тирасполем общего политического документа, который бы сдвинул с мертвой точки работу пятисторонней группы, заявил о прекращении всяческих отношений с приднестровскими переговорщиками. Экономические санкции против Приднестровья, которые Воронин пытается представить как ликвидацию неких «льгот», воспринимаются и вовсе как волюнтаризм и натуральный грабеж соседней страны. О каких льготах может идти речь? В Приднестровье таможенный сбор составляет 0,18% от стоимости товара, в Молдове – 0,25%. Год назад, затеяв временную регистрацию наших предприятий в Молдове и пытаясь убедить и трудовые коллективы, и посредников, что от этого приднестровские экономические агенты не пострадают, а только выиграют, Воронин сохранил ставку таможенного оформления «для сепаратистов» в размере 0,18%. Если речь идет об отмене этих «льгот», то это должно коснуться только таможенного оформления, то есть установление таможенного сбора на уровне 0, 25%. Но причем здесь постоянная регистрация, выдача сертификатов и уплата всех налогов в бюджет Молдовы?
Сегодня уже всем очевидно, что так называемая «проблема румынских школ», тоже искусственно созданный ажиотаж. Это вынуждены признать и члены миссии ОБСЕ, хотя именно они активно подогревали эту тему. Тирасполь выбил из рук Кишинева любые аргументы для сохранения напряженности, все дети 1 сентября пойдут в школу. Но Воронин снова недоволен. Как заявил министр реинтеграции Василий Шова, Кишинев отвергает способ регистрации устава Бендерской школы №19 и что последние действия властей Приднестровья в отношении румынских школ «вызывают глубокое разочарование».
Все это говорит об одном. Воронину нужна перманентная нестабильность, а лучше война. То, что происходит сейчас с молдавским президентом, называется предвыборной агонией. Власть ему досталась во многом случайно, уставшее от безысходности население Молдовы проголосовало за коммунистов, но не за Воронина. Внутренний ресурс Воронина – психологический и моральный – давно исчерпан. Испытание властью Воронин не выдержал. Сейчас он понимает, что с президентским креслом придется попрощаться. Отсюда и эти метания, иллюзия политической активности.