ВИКТОР БАЛАЛА: МЫ НЕ МОЖЕМ СПОКОЙНО СМОТРЕТЬ,
КАК НАГЛЕЕТ МОЛДОВА
Всю последнюю неделю оставалась напряженной ситуация вокруг бендерского микрорайона Северный. Односторонняя попытка молдавских властей полностью отрезать эту территорию от Приднестровья резко обострила обстановку в зоне безопасности. Приднестровский микрорайон оказался под угрозой полной экономической блокады. И не только экономической. После того, как в Северный вошли вооруженные отряды молдавской полиции, в воздухе явно запахло порохом.
И хотя к концу прошедшей недели конфликт все-таки удалось погасить, очаг напряженности по-прежнему остается.
Ситуацию вокруг Северного молдавские власти накаляют уже давно. Главный объект кишиневских претензий – приднестровские предприятия, которые расположены в этом бендерском микрорайоне. Особенности географического положения Северного используются Кишиневом в своих интересах. Власти соседней Варницы, которая контролируется Молдовой, из года в год пытаются нажиться на наших предприятиях. Приднестровская сторона, стремясь избежать конфликта, как правило, шла на компромисс. Однако такая уступчивость только разжигала аппетиты Кишинева.
«В 1998 году Бендерский горсовет принял решение разделить земельный налог, собираемый на территории микрорайона Северный, определенными долями между Варницей и республиканским бюджетом, - об этом, комментируя ситуацию в интервью информационному агентству «Ольвия-пресс», напомнил министр юстиции ПМР Виктор Балала. - В данном случае в республиканский шло 30% платежей, 70% - в бюджет примэрии Варницы. Связано такое решение было с тем, что пользуясь положением Северного, который территориально отделен от города Бендеры селом Варница, неоднократно варницкий примар грозился организовать блокаду микрорайона Северный вплоть до прекращения поставок туда грузов и товаров – если не будут «урегулированы» взаимоотношения с его территорией. Однако на этом администрация Варницы не остановилась. Даже когда мы шли на встречу, надеясь предотвратить конфликт, примэрия все равно пыталась получить все новые привилегии из географического положения села».
Со временем семидесяти процентов Молдове показалось мало. Не вкладывать ни копейки в нашу промышленность, но получать от нее доходы настолько понравилось Кишиневу, что к прошлому году аппетит молдавских властей резко возрос.
Как сообщил Виктор Балала, «в прошлом году примэрия начала требовать, чтобы все 100% платежей по земельным налогам шли в бюджет села Варница. А с этого года не только органы власти Варницы, но и органы власти Молдовы выдвинули требования о том, чтобы все предприятия, расположенные на территории микрорайона Северный, не просто платили земельный налог, а платили все налоги в молдавский бюджет, зарегистрировались надлежащим образом и осуществляли все свои действия только через органы власти Молдовы».
Всю весну в адрес директоров приднестровских предприятий Молдова направляла письма с требованием немедленной регистрации в Кишиневе – со всеми вытекающими последствиями. Практически в каждом письме – предупреждение: в случае не исполнения Кишинев грозит привлечь администрацию наших экономических агентов к ответственности по молдавским законам. Вплоть до уголовной.
Как
сообщил «Ольвии-пресс» первый заместитель министра промышленности ПМР Юрий
Ганин, «в начале весны наши предприятия получили обращения от налоговой инспекции Ново-Аненского района с требованием отчисления в
Молдову всех платежей. А в
конце апреля - начале мая ряд наших предприятий получили обращение от
бендерского комиссара полиции с требованием представить копии регистрационных
документов, копии нормативных актов Молдовы, подтверждающих право на
пользование землей. Причем, если до этого молдавская налоговая инспекция
грозила в случае неисполнения требований о платежах экономическими санкциями,
то в последних письмах уже обращалось внимание на возможность уголовного
преследования руководителей наших предприятий».
В начале июняпримар Варницы Тудор Сербов пригласил руководителей приднестровских предприятий на совещание, на котором совершенно неожиданно для приднестровцев объявились представители молдавского МВД. Совещание завершилось прямой угрозой: если не зарегистрируетесь, на каждого приднестровского руководителя в Кишиневе будет заведено уголовное дело.
Молдавские власти настолько осмелели, что уже начали подсчитывать долги, в которые якобы залезли наши предприятия, не отчисляя налоги в молдавский бюджет. И тут же – очередная угроза: не заплатите – заберем предприятие. Так, например, в письме, направленном в адрес приднестровских электросетей, примар Варницы пишет о том, что «согласно налоговому кодексу Республики Молдова», предприятие обязано ежеквартально платить налог на недвижимое имущество в местный бюджет. И более того, объявляет, что долг электросетей в настоящее время составляет 7059 рублей. (Почему-то молдавские власти исчисление ведут в рублях ПМР, а не в леях). Примар потребовал также провести оплату «за транзит электроэнергии по территории РМ». Как отмечается в письме, «в случае невыполнения вышеизложенных требований местные публичные администрации вправе признать имущество предприятия муниципальной собственностью и передать его экономическим агентам РМ».
Пока приднестровские директора читали кишиневские письма, Молдова уже начала заочную распродажу наших предприятий. Долгое время об этом процессе в Приднестровье не знали. Страшная истина открылась совершенно случайно.
Как сообщил информационному агентству «Ольвия-пресс» министр юстиции ПМР Виктор Балала, «случайно в наши руки попали документы, из которых следовало, что Молдова на сегодняшний день ведет распродажу территории микрорайона Северный на аукционах в городе Кишиневе и в Варнице. Продается земля, продаются строения, которые никогда не являлись даже территорией Варницы…»
Видимо, новым псевдовладельцам приднестровских земель не терпелось вступить во владение нашей собственностью в Северном. Не дождавшись от приднестровцев добровольной сдачи, молдавские власти от эпистолярного жанра перешли к практическим действиям. 17 июня выезд из Северного был неожиданно заблокирован новым таможенным постом Кишинева. Решение об этом шаге приняла специальная правительственная комиссия Молдовы, которую возглавил министр реинтеграции Василий Шова. Позже выяснилось, что накануне кишиневский чиновник специально приезжал в Варницу, чтобы на месте узнать, как лучше заблокировать Северный.
Циничное совпадение - молдавский пост был выставлен в день очередного заседания Объединенной контрольной комиссии, но сообщать ОКК о своем решении Кишинев даже не собирался.
Как отметил в интервью «Ольвии-пресс» первый заместитель министра государственной безопасности ПМР, член ОКК от Приднестровья Олег Гудымо, «наиболее острые события стали происходить с 17 июня. Не успели члены ОКК поставить свои подписи под протоколом заседания, как молдавская сторона без всякого предупреждения привезла на пост полиции вагончик для установления там таможенно-фискального поста РМ».
С установкой такого постаугроза полной экономической блокады предприятий Северного приобрела реальные очертания. Терпеть молдавский беспредел больше было нельзя. Официальный Тирасполь принимает решение обезопасить приднестровский микрорайон. На прошедшей неделе на выездах из Северного были размещены два приднестровских таможенно-пограничных поста. Главная задача такого шага – защитить приднестровскую собственность.
По словам министра юстиции ПМР, «остро встал вопрос: будем ли мы решать проблему территории, находящейся под нашей юрисдикцией, или мы и дальше будем спокойно смотреть на то, как Молдова наглеет и принимает действия по удушению наших предприятий, по созданию препятствий для наших граждан?»
«Наши действия, которые предприняты в микрорайоне Северный, вполне понятны и вполне однозначны. Возникла угроза приднестровской собственности. Для того чтобы эту угрозу снять, собственность нужно защитить», - отметил в интервью «Ольвии-пресс» первый заместитель министра промышленности ПМР Юрий Ганин.
Защитные действия приднестровской стороны вызвали незамедлительную реакцию Кишинева. Видимо, ответных шагов Тирасполя в Молдове ждали давно и заранее к ним подготовились. Вместо того, чтобы обсудить ситуацию за столом переговоров, Молдова ввела в Северный вооруженные полицейские отряды.
Как отмечает первый заместитель министра
государственной безопасности ПМР Олег Гудымо, «последовала жесткая ответная
реакция со стороны силовых структур Молдовы - в частности, полиции. В
микрорайон было введено множество полицейских, вооруженных автоматическим
оружием. И естественно, это вызвало большие вопросы у населения микрорайона
Северный; это также встревожило и население Варницы».
Очевидно, что Кишинев давно пытался создать повод для такого шага. О том, что стоит за этими действиями, наглядно говорит громкое заявление министра реинтеграции Молдовы Василия Шовы. Того самого Шовы, решение которого как раз и стало первопричиной ответного шага приднестровской стороны. Молдавский министр не исключил, что после защитных мер Тирасполя может произойти резкая эскалация напряженности в зоне безопасности. И тут же сделал прозрачный намек на то, что миротворцы на Днестре не вполне справляются с ситуацией и надо бы миротворческую миссию изменить.
В эти же дни ситуация вокруг Северного стала главным предметом обсуждения на встрече молдавского президента с послом США в Молдове Хеттер Ходжес. Владимир Воронин пожаловался представительнице Вашингтона на «неконструктивность» приднестровцев и дал понять, что неплохо бы Западу должным образом на это отреагировать. Иначе, по мнению Воронина, может быть спровоцирован новый кризис.
Неизвестно, до чего могла бы дойти ситуация, если бы свою решающую роль не сыграла как раз та самая миротворческая миссия, которая так мешает Кишиневу. Девять часов продолжалась дискуссия на очередном заседании ОКК, в которой наряду с приднестровской делегацией особую активность проявили российская и украинская стороны. В результате компромиссное решение все-таки было принято. Кишинев и Тирасполь согласились снять свои посты. Молдова пообещала не допускать появления вооруженных сотрудников своих силовых структур в Северном. Контролировать выполнение этих обещаний будут военные наблюдатели сторон.
Однако решение ОКК – это еще не все. На его исполнение дано две недели, и за этот срок многое может измениться. Все это время стороны будут информировать, согласовывать и ждать указаний высшего руководства. О том, как резко меняются настроения в кишиневском президентском дворце, приднестровцам хорошо известно. И цену молдавским подписям Тирасполь не раз испытывал на себе…
Главный вывод из того, что случилось, очевиден. Информационное агентство «Ольвия-пресс» уже рассказывало о том, что напряженность в зоне безопасности – одно из важнейших звеньев известного кишиневского плана. Скомпрометировать российских миротворцев, вытеснить Россию и освободить дорогу для захвата приднестровской собственности – в событиях прошедшей недели эти задачи проявились все вместе и особенно отчетливо.
«Все эти действия согласованы и находятся в рамках определенной программы по дестабилизации ситуации, программы разрушения миротворческого механизма, разрушения и изменения миротворческой операции, - считает первый заместитель министра государственной безопасности ПМР Олег Гудымо. - Я думаю, что это наглядно свидетельствует о целях и задачах Кишинева, и возможно, здесь есть и еще более широкие планы руководства Молдовы».
Не стоит забывать, что все эти события произошли накануне очередного саммита НАТО, который открылся сегодня в Стамбуле и где Молдова, по признанию ее президента, намерена вновь потребовать немедленной ликвидации российского военного присутствия в Приднестровье. Именно для этого Воронина пригласили на саммит - даже несмотря на то, что Молдова - нейтральная страна. Если бы в зоне безопасности все получилось так, как задумано, это во многом развязало бы руки главному оппоненту России – Вашингтону. Но все получилось не совсем так…