image001-1731.jpg

«ОЛЬВИЯ-ПРЕСС»

СВЕТЛАНА АРКАДЬЕВА: МИНЗДРАВ ОБЯЗАН ПРЕКРАТИТЬ ПОТОК В ПРИДНЕСТРОВЬЕ НЕДОБРОКАЧЕСТВЕННЫХ ЛЕКАРСТВ

            История гласит, что первые сообщения о недоброкачественных препаратах содержатся в документах IУ века до н.э. Но особую актуальность эта проблема приобрела с  конца ХХ  века. Представленные  Всемирной Организацией Здравоохранения в 80-е годы  документы свидетельствуют о том, что 10% всех лекарственных препаратов, находящихся на мировом фармацевтическом рынке - фальсифицированы. К 2000 году эта цифра возросла в несколько раз. В этот же период, поток фальсифицированных лекарств буквально захлестнул все страны постсоветского пространства. К сожалению, не избежало этой участи и Приднестровье. Поэтому, проблема контроля за качеством поступающих в республику лекарств, стала одной из главных задач, поставленной перед министерством здравоохранения лично главой нашего государства Игорем Смирновым.

1 октября 2001 года минздрав республики на основании июньского Указа Президента «О ввозе и вывозе из ПМР лекарственных средств, фармацевтических субстанций, изделий медицинского назначения и медицинской техники», запретил ввоз на территорию Приднестровья фармацевтической продукции незарегистрированной в республике и других странах. В случае принятия законопроекта, отсутствие контроля и надзора со стороны исполнительной власти за качеством фармацевтической продукции и ее обращением, приведет к «наводнению фальшивых лекарств и препаратов или не соответствующим современным требованиям препаратов низкого качества». Такое положение дел, по мнению заместителя министра, «нарушит систему организации медицинской помощи гражданам».  странах-производителях. Тогда же, приказом по министерству было утверждено Положение о Государственном Регистре, согласно которому, импортировать препараты разрешается только после предоставления соответствующей документации.

Положение вызвало бурную реакцию у представителей приднестровского фармацевтического бизнеса. По их мнению, данный Регистр и схема проведения регистрации являются чисто формальными и непродуманными. А предлагаемые условия, по их мнению, крайне затрудняют их деятельность, ухудшают положение на фармрынке и могут даже привести к дефициту лекарств. Прогнозируемый дефицит лекарств не оправдался, но вопрос регулирования в сфере фармацевтической деятельности и ввоза на территорию Приднестровья лекарств остается актуальным и по сей день.

23 июня текущего года парламентский комитет по вопросам здравоохранения и социальной защиты представил на суд Верховного Совета законопроект «О фармацевтической деятельности в ПМР», который вызвал у присутствующих на сессии представителей минздрава множество вопросов.

В частности, из сферы деятельности министерства депутаты исключили вопросы, касающиеся обращения медико-фармацевтической продукции, контроля качества, эффективности и безопасности лекарств. По мнению законодателей, эти функции должен осуществлять не минздрав, а специальный уполномоченный орган, не подчиненный министерству. 

В своих комментариях  заместитель министра здравоохранения и социальной защиты ПМР Светлана Аркадьева выразила недоумение по поводу такой позиции депутатов.

 В сложившейся международной практике, особо подчеркнула Светлана Аркадьева, именно минздрав контролирует и координирует деятельность находящихся в его ведении служб, а также  осуществляет политику государства в области охраны здоровья граждан. Поэтому позиция депутатов по этому вопросу, мягко говоря, неясна. 

Заместитель министра также обратила внимание и на тот факт, что  в законопроекте не предусматриваются требования по предоставлению импортерами документов, подтверждающих качество лекарственных средств, которые они должны предъявлять при прохождении процедуры регистрации. - Не секрет, отметила далее Светлана Аркадьева, - что фармацевтические рынки соседних государств, мягко говоря, не всегда добросовестны и не всегда обладают нужными документами на фармацевтическую продукцию. В среде фальшивых медикаментов есть так называемые «благородные» и «грубые подделки». Как правило, подделываются они под зарегистрированные медпрепараты или под торговую марку авторитетного производителя.

Рынок Молдовы, к примеру, «напичкан» оптовиками, которые не являются производителями или прямыми представителями фирмы-производителя. И в лучшем случае, оптовику предложат не опасный для здоровья таблетированный мел. А в худшем?

В этом случае, позиция народных избранников, по мнению заместителя министра, совершенно непонятна. Ведь норму предоставления документов о качестве ввозимых лекарств исключили из законопроекта не дилетанты, а народные избранники, в числе которых и профессиональные медики. Святая обязанность и одних, и других стоять на страже здоровья людей.

  Что  касается  сроков регистрации ввозимых на территорию республики лекарственных препаратов,  следует отметить,  что позиции  представителей исполнительной и законодательной власти  были явно противоположны. Депутаты предлагают сократить срок  регистрации  препаратов до  5 дней. Представители  исполнительной власти настаивали на том, что из  законопроекта должны быть  исключены  какие-либо сроки. По их словам, проверка документов, подтверждающих качество лекарств, требует  от  трех  месяцев до  полугода.  Они  аргументировали свою позицию тем, что  лекарственное производство - одно из самых токсичных  в мире. Поэтому приднестровские специалисты должны навести необходимые справки о фирме-производителе. А этот вопрос, как известно, в течение 5-ти дней не решается. Тем более, что в Приднестровье отсутствует возможность проводить на месте сложнейшие лабораторные исследования. -  Поэтому, особо подчеркнула Светлана Аркадьева, «мы считаем своим святым долгом приостановить ввоз препаратов без соответствующей документации». Ввозимая на территорию Приднестровья фармацевтическая продукция, по ее мнению, «должна подвергаться строгому и жесткому контролю».

В случае принятия законопроекта, отсутствие контроля и надзора со стороны исполнительной власти за качеством фармацевтической продукции и ее обращением, приведет, по словам заместителя министра, к «наводнению фальшивыми лекарствами и препаратами, что в свою очередь, приведет к нарушению системы организации качественной медицинской помощи гражданам». 

Содержание в законопроекте положения о расширении фармацевтического рынка, увеличение сети аптек и киосков тоже не вызвали у специалистов минздрава  оптимизма. По словам Светланы Аркадьевой, не исключено, что в этом случае значительно усложнится контроль за обращением и качеством лекарственных средств и даст зеленую дорогу нечистоплотным бизнесменам. Поэтому, в случае принятия законопроекта минздраву , нужно будет либо создать еще один контролирующий орган, либо «раздуть» штаты министерства, что экономически нецелесообразно –такие аргументы приводила Светлана Аркадьева и на сессии. Но несмотря на это, данный документ в первом чтении все же был принят. Сейчас представители обеих ветвей власти работают над таблицей поправок, которые должны будут представить в Верховный Совет через две недели.

Понятно, что фармацевтический бизнес – дело прибыльное. Но в разработке вышеназванного закона на первом месте должно стоять здоровье населения, его защита от недоброкачественных лекарств.

           

              Татьяна Георгиу.