КНУТ И ПРЯНИК – ЛЕКАРСТВО ОТ НЕЙТРАЛИТЕТА.
Статья 11 Конституции РМ утверждает: Молдова – нейтральное государство.
По международным нормам статус нейтралитета предполагает отказ государства от собственных вооруженных сил (за исключением внутренних войск, предназначенных для поддержания общественного порядка и оказания помощи населению в случае чрезвычайных природных катаклизмов), от участия в военно-политических блоках и военных программ международных структур, а также от производства и торговли оружием.
Казалось бы, заявив о нейтралитете, Молдова должна была бы стать демилитаризованным государством, стремиться лишь к экономическому сотрудничеству со всеми странами и не претендовать на членство в международных структурах, преследующих агрессивные цели. В целом, быть похожей на нейтральную Швейцарию. Что могло быть лучше для такого малого государства, как Молдова, зажатого между Румынией и Украиной? Однако, Молдове не повезло с руководством. Конституция написана не для него, а поэтому страна поставлена на грань исчезновения.
Объявленный в 1994 году конституционный нейтралитет стал основанием тому, что Молдова оказалась «половинчатым» членом СНГ, «не доделанным» стратегическим партнером России и противником любого интеграционного процесса на постсоветском пространстве. Нейтралитет по-кишиневски превратился в товар, которым выгодно стало торговать, чем незамедлительно и воспользовался официальный Кишинев. Так называемым «нейтралитетом» он стал спекулировать. Во взаимоотношениях с Россией нейтралитет оказался «козырем», чтобы отказаться от участия в каких бы то ни было военно-политических структурах в масштабе СНГ. В то же время, когда речь заходила о военно-политических блоках Запада, о нейтралитете в Кишиневе почему-то «забывали». Если за соблюдение нейтралитета Москва обеспечивала (и продолжает обеспечивать) Молдову природными энергоносителями, то Вашингтон за его не соблюдение платил (и продолжает платить) валютой и обещанием принять ее под свою опеку. Видимо, получилось так, что чаша весов, на которую складывали плату «за не соблюдение нейтралитета» перетянула в сторону Запада. Объем одних только западных кредитов, полученных Молдовой, уже давно перевалил за миллиард долларов.
Что ни говорите, а «розовая» мечта и мираж членства в Европейском союзе помутили сознание правящей элиты РМ. Вероятно, поэтому современное руководство Молдовы во главе с коммунистом Ворониным вслед за предыдущими правителями вновь подтвердило курс на интеграцию в Европейский союз (ЕС) и сближение с самым агрессивным в мире военным блоком НАТО. «Пряник», оказывается, сделал свое дело – о нейтралитете в Молдове окончательно забыли.
Для информации. ЕС, куда так рьяно стремиться Воронин, и НАТО – практически представляют одну и ту же структуру, потому что из 25 государств-членов ЕС, 21 (!) государство Европы, а в их числе самые крупные и высокоразвитые, составляют основной костяк блока НАТО.
По состоянию на текущий момент Молдова – член более чем полутора десятков западных и прозападных международных организаций, состоящих далеко не из нейтральных государств. И хотела бы расширить этот круг, если на то будет согласие Вашингтона, и позволят финансы (за не уплату членских взносов, например, в Совете Европы уже дважды поднимался вопрос о приостановлении членства Молдовы в этой европейской организации). Но главное, что в корне противоречит конституцией закрепленному нейтралитету – это тесное военное сотрудничество Молдовы с военным ведомством и Центральным разведывательным управлением США. Если кто и подзабыл, напоминаю, что между США и Молдовой существует секретное соглашение о нераспространении сведений о конфиденциальных переговорах между Вашингтоном и Кишиневом, особенно по военным проблемам, и что между Белым домом и резиденцией президента РМ давно (с 1999г.) установлена прямая, строго засекреченная телефонная, радиоэлектронная и космическая связь. Для чего это потребовалось, и кому это нужно, объяснять, я думаю, не следует.
Одним из фактов, доказывающим полную зависимость официального Кишинева от США, является посылка воинского контингента Молдовы в Ирак якобы по «просьбе» президента Буша. Почему-то Австрию, Швецию, Швейцарию или, например, Финляндию, являющимися действительно нейтральными государствами в Европе, Буш об этом не попросил.
В настоящее время Молдова – это зона «особых» интересов США, а значит и НАТО. В свою очередь, членство РМ в программе НАТО «Партнерство ради мира» означает для нее сближение с США на основе военного сотрудничества. Процесс этот един и взаимосвязан. Вкладывая деньги в модернизацию и перевооружение Национальной армии Молдовы по стандартам НАТО, США делают ставку на то, что в случае необходимости, вооруженный контингент этой так называемой «нейтральной» страны будет использован в соответствии с планами НАТО. Такой вывод подтверждает следующий факт. По инициативе США правительством Молдовы уже принято решение подписать с Вашингтоном Меморандум-соглашение, которое предусматривает открытие в Кишиневе специального Бюро по военному сотрудничеству с Командованием вооруженных сил США в Европе. По мнению Пентагона, это будет способствовать «укреплению военного сотрудничества между двумя странами, облегчит со стороны США оказание помощи молдавской армии в рамках различных программ по обучению и подготовки военных кадров, ее техническому оснащению». (И.А. «Интерлик», 27.05.04г.). Отказаться от такого предложения США официальный Кишинев уже не способен, даже если бы и захотел. Образно выражаясь, слишком уж запуталась Молдова в НАТОвских сетях, шарахаясь из стороны в сторону с Востока на Запад.
Но так уж устроен современный мир, что за все приходится платить. Платит за непоследовательность внешнеполитического курса и наш сосед. Отказавшись от тесной интеграции с СНГ, Республика Молдова не получила визитной карты и в ЕС. Зато НАТО все больше и больше использует РМ в качестве разменной монеты при решении своих глобальных проблем. Если раньше Молдове просто советовали отказаться от нейтралитета, «доказывать свой прозападный курс» и теснее сотрудничать с НАТО, то сегодня Молдова – уже придаток этого блока. Если до прихода к власти ПКРМ Молдову задабривали пряником, то за время президентства Воронина пряник заменен кнутом.
Позволю себе напомнить общественности высказывания НАТОвских дипломатов в 2000 году. Тогда бывший председатель Парламентской ассамблеи НАТО Люис Бувар довольно дипломатично предлагал руководству РМ определиться в своих приоритетах. «Республика Молдова, - говорил он, будучи в Кишиневе, - недостаточно убедительна в своих попытках европейской интеграции». Чтобы Молдове поверили, убеждал он тогда молдавские власти, официальный Кишинев должен «повседневно доказывать свой прозападный курс» независимо от того, что записано в Конституции («МВ», №4 от 22.01.2000г.). Сегодня язык дипломатии заменен диктатом. Глава американских экспертов, побывавших недавно в Кишиневе, Брюс Джексон от имени Вашингтона твердо объявил, «что Молдова должна рассматривать современные и конструктивные отношения с Бухарестом как предварительное условие допуска в Европу» (И.А. «Молдова-азь», 27.05.04г.). Это надо понимать так: Румыния – член НАТО, поэтому Молдова, являясь партнером США по НАТО, обязана построить с Бухарестом такие же близкие отношения, какие установлены, например, между Варшавой и Вильнюсом.
А пока содокладчик Совета Европы по Молдове Жоззет Дюрье, говоря о перспективе расширения Евросоюза, высказала большое сомнение в том, что Молдова без покровительства Румынии когда-нибудь будет соответствовать статусу европейского государства, хотя географически расположено в Европе. «Молдова – это что-то особенное в Европе…» - заявила она на пресс-конференции в Кишиневе. Европейский дипломат отметила, что Молдова при всем своем стремлении в Европу, не может попасть в один вагон с Румынией и Болгарией. «Для того чтобы когда-нибудь стать членом ЕС, решение Молдова должна принимать сейчас. Румыния присоединилась к НАТО, и стремиться стать членом ЕС. Украина тоже хочет стать членом НАТО. Поэтому и Молдова никого не оставляет равнодушным», - открыто сказала Дюрье. И притом добавила: «С того момента, как план Козака провалился, я не вижу других возможностей для Молдовы» («Кишиневский обозреватель», №20 от 27.05.04г.). Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! Совет Европы Молдову без Румынии признавать не желает.
Итак, для принятия окончательного решения - быть или не быть Молдове в НАТО, а затем и в Европе, ей отводится время до предстоящих парламентских выборов. Если правящая элита Молдовы не примет никакого решения, Совет Европы найдет причины, чтобы выборы в Молдове признать «не демократичными» с вытекающими из этого последствиями для ПКРМ и Воронина в частности. На это без обиняков указал второй содокладчик по Молдове, норвежец Андре Кваккестад. «Мы будем заниматься мониторингом именно предвыборной кампании, - подчеркнул он. – Ведь выборы – это не только и не столько бумажки с голосами, сколько возможность обсуждения наиболее важных для страны проблем, возможность обмена мыслями. И роль прессы в этом особенно велика». И притом добавил: «Я буду наблюдать за ситуацией и надеюсь, что Молдова встанет на путь евроинтеграции и европейского образа мысли» (Источник тот же). Сказано предельно понятно, и в комментариях нет необходимости.
В заключении следует сказать. Недоверие, высказанное Президентом ПМР И.Н.Смирновым в адрес Воронина, вполне обосновано, а высказывания приднестровских экспертов о том, что в Молдове в настоящее время нет реальной политической силы, способной на перспективу принимать решения, не лишены здравого смысла. Впрочем, маловероятно, вдруг появятся в РМ и после парламентских выборов.
С другой стороны, вполне возможно, что, в зависимости от результатов парламентских выборов, Молдова будет заниматься не «реинтеграцией» с Приднестровьем, а «строить с Бухарестом самые близкие отношения», что сегодня настойчиво требует от официального Кишинева НАТО.
***********С.Зайченко, Ольвия-пресс, 03.06.04г.***************