image001-1554.jpg

«ОЛЬВИЯ-ПРЕСС»

ПРЕЗИДЕНТ ПМР ИГОРЬ СМИРНОВ: «ПРИДНЕСТРОВЬЕ ВЫСТУПАЕТ С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ О ПРИНЯТИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ДОКУМЕНТА, ОСНОВАННОГО НА АБСОЛЮТНЫХ, С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СООБЩЕСТВА, ГАРАНТИЯХ - ГАРАНТИЯХ НАРОДА»

image002-821.jpg26-27 апреля возобновил свою работу пятисторонний формат переговоров по молдо-приднестровскому урегулированию. В ходе встречи представители Молдовы и Приднестровья обменялись своими проектами предложений относительно формулы будущих отношений наших государств. Официальный Тирасполь выступил с инициативой о принятии сторонами совместной декларации «Об одобрении народами Республики Молдова и Приднестровской  Молдавской Республики образования федеративного государства Республикой Молдова и Приднестровской Молдавской Республикой». Сегодня ситуацию,   сложившуюся в молдо-приднестровских отношениях, а также возобновление  переговоров прокомментировал Президент Приднестровской Молдавской Республики Игорь Смирнов.

            «С конца прошлого года обозначилась пауза в процессе политического урегулирования отношений между Молдовой и Приднестровьем. Вызвано это было срывом молдавской стороной подписания проекта Меморандума, предложенного Российской Федерацией. Отказ президента Молдовы от своей подписи под парафированным проектом Меморандума для народа Приднестровья означал и означает только одно – Молдова и её нынешнее политическое руководство в настоящее время не могут признаваться надлежащим партнером в двусторонних отношениях. Любые договоренности с ней, или её руководителями требуют введения системы больших гарантий. Причем гарантий не только для Приднестровья, но и для других участников политического урегулирования.

В нашем регионе сложились отличные от других конфликтных точек отношения. Только у нас в миротворческом процессе участвуют бывшие стороны вооруженного конфликта. Только у нас доверие к гаранту данного миротворческого процесса таково, что за все время проведения операции не погиб ни один солдат Вооруженных сил Российской Федерации, что говорит о высоком, а для Приднестровья – о безграничном доверии населения к стране–гаранту и её Вооруженным силам. И, только у нас одна из сторон может себе позволить признаться в неспособности самостоятельно выработать формулу урегулирования, а после достижения договоренности на самом высоком уровне, в последний момент отказаться от своей подписи, переложив всю ответственность на посредника. Наше доверие к гарантам ни на сколько не повышает доверие  Приднестровья к Молдове и её правящему режиму. Вот в таких  условиях и было принято решение возобновить консультации в рамках  «пятистороннего формата».

Я еще раз подтверждаю свое намерение вести переговоры и договариваться с любым ответственным политическим режимом и руководителем Молдовы. Но, у меня есть очень серьезные и обоснованные сомнения в том, что эти переговоры будут успешными при режиме президента Воронина.

При этом Приднестровье не могло начать эти консультации, исходя только из раннее достигнутых договоренностей, основываясь на той же степени доверия, которая возникла в ходе разработки проекта Меморандума при посредничестве представителя Президента России Дмитрия Козака. Эти сомнения подтверждаются последними действиями руководства Молдовы. Представитель Молдовы вручил проект Декларации, которая практическим ничем не отличается от первоначального, разработанного самой Молдовой, варианта «Меморандума Козака», но без каких-либо гарантий для Приднестровья. Политические руководители Молдовы никак не могут расстаться с идеей подчинить Приднестровье, используя для этого различные методы давления, включая действия по установлению блокады экономической, информационной и иных, вместо того, чтобы решать проблему создания Объединенного государства.

Именно поэтому Приднестровье выступает с предложением о принятии политического документа, основанного на абсолютных (с точки зрения международного сообщества) гарантиях - гарантиях народа. В основе Объединенного государства должно лежать решение народа Приднестровской Молдавской Республики и народа Республики Молдова, выраженного на всенародном референдуме. Так как мы живем как соседи вот уже 14 лет раздельно, то решение об объединении в Федерацию или об отказе от такого объединения должно быть принято раздельно народом Приднестровской Молдавской Республики и народом Молдовы. С таким решением, какое бы оно ни было, вынуждены будут согласиться все. Для того, чтобы это решение было воспринято мировым сообществом, такой референдум должен проводиться в соответствии с международными избирательными стандартами и под международным контролем. Опыт такого референдума есть - это Кипр. И дело вовсе не в том, что было получено в результате референдума на Кипре отрицательное решение, главное то, что такое решение было принято народами осознанно и признано мировым сообществом.

При фактическом отсутствии политического доверия процесс создания Федерации, на начальном этапе не может быть решен иначе как в создании паритетно-формируемых структур управления. И таких структур должно быть минимальное число и только по тем вопросам, по которым стороны готовы   решать проблемы совместно - то есть внешнеэкономические и внешнеполитические связи, а также, например, вопросы транспорта и связи. Сегодняшняя ситуация со связью наглядно показала, что путем давления такие проблемы решить невозможно.

Раздельно должен решаться вопрос погашения финансовых обязательств Молдовы и Приднестровья; наш экономический потенциал мы создавали и сохраняли самостоятельно, погашать долги и распоряжаться экономическим потенциалом, прежде всего собственностью, сегодня и впредь каждая сторона будет также самостоятельно.

Одним из серьезных препятствий для подписания «Меморандума Козака» стал вопрос военных гарантий со стороны Российской Федерации. При создании Объединенного государства этот вопрос все равно придется решать, но на этапе создания мы уже можем договориться о том, что необходимо демилитаризировать регион, снять тяжелое бремя содержания вооруженных сил — у Приднестровья и Молдовы нет внешних противников. До разоружения  обеспечивается территориальный принцип формирования вооруженных сил и союзный принцип действия против внешних угроз.

Внесение проекта Совместной декларации «Об одобрении народами Республики Молдова и Приднестровской Молдавской Республики образования Федеративного государства Республикой Молдова и Приднестровской Молдавской Республикой» не шаг назад и тем более не отступление от ранее заявленной нами позиции, а инициатива, направленная на выход из тупика, в который завела переговорный процесс Республика Молдова.

Все механизмы переговорного процесса: Объединенная контрольная комиссия, как механизм военных гарантий, Совместная конституционная комиссия, как механизм выработки проекта федеративной конституции и другие должны и будут действовать. В своей работе они могут и должны учитывать все ранее наработанные документы (в том числе и «Меморандум Козака», и предложения посредников), должны закладывать механизм будущей равноправной Федерации. После выражения положительной воли народами запускается иной механизм, который и предлагается в Совместной декларации, Конституционное совещание вырабатывает проект Конституционного акта, а Федерацией будут управлять союзные органы: коллективный президент, коллективное правительство и союзный парламент.

Проект Приднестровья содержит следующие ключевые положения:

- равносубъектная Федерация Республики Молдова и Приднестровской Молдавской Республики;

- раздельное проведение в Приднестровской Молдавской Республике и Республике Молдова референдума о возможности создания Объединенного государства;

- наличие переходных положений, в которых закладывается механизм постконфликтного сосуществования в рамках Объединенного государства;

- разработка Конституционного акта Объединенного государства после проведения референдума на основе ясно выраженной воли народа. Для нас воля народа превыше всего, и это определенно статьей первой Конституции Приднестровской Молдавской Республики».